kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Каргапольский район  Курганская область

Конспект урока

Учитель Саютина С. В.

Урок – исследование

История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова

 

 

Цель:  расширить знания обучающихся о героях поэмы, в ходе исследования исторического материала ,  дать представление об исторической эпохе, быте и нравах 16 века; отрабатывать навыки  выразительного  чтения, формирование умений сопоставлять исторический материал и художественное произведение.

Наглядность: картины Васнецова «Иван Грозный», «Кулачный бой», Кибрика «Кирибеевич» и «Алена Дмитриевна».

Выставка книг: исторические книги: А.С.Пушкин «Полтава» и «Капитанская дочка»; Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»; М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Запись темы.
  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о поэме М.Ю. Лермонтова. На прошлых уроках мы составили достаточно глубокую характеристику героев произведения. Но, согласитесь, было мало сказано  нами об образе  царя Ивана Грозного. Задача нашей работы – расширить знания об этом герое с учётом исторического материала.   

Доска: Запись исторического слов.

Опричнина

Опричник

Панихида

Простоволосая

Гостиный двор

Гость

Аргамак

стольник

«Судебник» - свод законов общества

«Домострой»-свод семейных законов

- Используя слова и цитаты из « Песни ...», расскажите о том, как в древней Руси исполнялись произведения устного народного творчества.

- Как показывает Лермонтов нарастание гнева царя Ивана Грозного?

- Расскажите об утре в Москве в день кулачного боя. Почему так тревожно звучат вопросы в конце описания?(3 гл.)

- Расскажите, какое решение царя Ивана Грозного так заунывно оплакивает колокол.

Для исследования вам предложены темы:

Быт и нравы царя и опричников (Ефимова)

Трагедия в семье царя.(Копытова)

Царские развлечения (Крюков)

Лермонтов о царском пире (Катя Краснова)

Жестокости царя (Черепанова),

Работа с историческими словами (Угрюмова, Овечкин)

БЫТ И НРАВЫ ЦАРЯ И ОПРИЧНИКОВ.( 3 мин.)

Царь вставал в четвертом часу утра, звонил в колокол к заутрене. Все молились до 6-7 часов, более всех усердствовал царь. После часового перерыва молились снова, а в 10 часов начиналась трапеза. Все 300 опричников усаживались за столы; пока они обильно пили и ели ,царь, стоя, читал душеспасительные молитвы, а потом, когда остатки еды опричников выносили во двор бедным, подавали еду и для царя. Наевшись, Иван Грозный или дремал, или шел разогнать сон в камеру пыток.

День заполняли государственные дела, приемы просителей, иностранцев, беседы с любимцами.

А в 8 часов вечера звонили на молитву. После вечерни трое слепых рассказывали царю сказки, и он засыпал.

ТРАГЕДИЯ В СЕМЬЕ ЦАРЯ. (3 мин.)

Привычка к жестокому обращению с подчиненными, привычка давать волю своему гневу привела к трагедии в семье самого царя. В ноябре 1581 года Иван Грозный убил своего сына царевича Ивана своим железным посохом. Причины этого называются разные: по одним сведениям, царь убил сына за то, что тот будто бы «стал говорить ему об обязанности выручить Псков от Батория»; по другим данным, причина убийства — ссора отца с сыном из-за снохи: царь, войдя в комнату снохи и застав ее просто одетой, разгневался и «прибил» ее. Царевич Иван, отличавшийся вспыльчивостью, дерзнул заступиться за жену, чем и вызвал гнев отца. Потеряв самообладание, Иван Грозный в пылу ссоры пустил в ход посох с железным наконечником. Удар пришелся в висок и оказался смертельным.

ЦАРСКИЕ «РАЗВЛЕЧЕНИЯ» ( 3 мин.) Нередко царь шумно и буйно  пировал с опричниками. Все уже сидят за столами уставленными золотой и серебряной посудой, но никто не ест. Взоры обращены на царскую дверь. Вот раздается колокольный звон, играют медные трубы, и в трапезную медленно и величаво, опираясь на тяжелый посох, входит царь Иван Грозный. Все встают, низко кланяются ему и ждут, пока он сядет.

Для царя и его любимцев накрывали отдельный стол. Стольники разносили многочисленные яства и питье. Случалось, что царь ,подняв свой кубок, произносил в честь кого-либо из приглашенных бояр трогательный тост и просил его выпить с ним. Обрадованный царской лаской боярин залпом опоражнивал свой кубок и тут же валился замертво на пол. Отрава.

В другой раз царь вспыхивал гневом и повелевал вести кого-нибудь из гостей в пыточную или во двор на плаху. А то и сам пронзал посохом заподозренного им в «измене».

ЛЕРМОНТОВ О ЦАРСКОМ ПИРЕ (3 мин.)

Не удивительно поэтому, что Михаил Юрьевич Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», описывая царский пир, говорит:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади него стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие своё и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золочёный ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь -

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого,-

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником -

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное -

И очнулся тогда добрый молодец.

ЖЕСТОКОСТИ ЦАРЯ (3 мин.)

Вот что случилось с одним знатным боярином, который гордился своими заслугами перед страной и верностью царю.Захмелевший царь приказал всем облачиться в шутовские наряды и идти в пляс .Опричники орали, кружились, плясали, и в этом безумном хороводе бесновался и царь. Вдруг одичавший взор его остановился на знатном боярине, в одиночестве сидевшем за столом.

Ты почто, князь, сидишь, когда царь веселится? Аль не люб я тебе? - произнёс царь, обращаясь к нему, и всё внезапно смолкло.

Нет, царь, люб ты мне, но я воин, а не шут трапезный.

Слово за слово. Спор разгорелся. Распалившись, Грозный приказал силой облачить князя - боярина в принесённое тряпьё и тащить его в круг, но тот сбросил свой маскарадный наряд. Тут же острый посох царя пронзил его грудь. А дикое веселье, будто ничего не произошло, возобновилось.

ПОДВИГ КУПЦА КАЛАШНИКОВА... .(3 мин.)

Поэтому решение купца Калашникова встать против опричника царя, на защиту чести своей семьи, следует назвать подвигом. Только смерть обидчика может смыть позор, ведь если в государстве жизнь общества строилась по законам «Судебника» - свода законов, то в семье действовали законы «Домостроя»-свода семейных законов. Вот что там говорилось: мужу подобает поучать жену свою с любовью и благорассудным наказанием; жена должна у мужа спрашивать разрешения, советоваться по всем вопросам: как душу спасти, как богу и мужу угодить и вести хозяйство; и во всём мужу покоряться; и что муж прикажет, то с любовью принимать и со страхом внимать и творить по его приказу.

Муж распоряжается женой, но и полностью отвечает за неё. Он её защита в беде, в несчастье.Какою силой воли, какой мощью духа должен был обладать Калашников, простой купец, чтобы подняться против любимого опричника Ивана Грозного, а значит, и против самого царя, да не склонить головы перед самим царём!

Но с другой стороны , он убил молодого человека…

Творческая работа

Казнь Калашникова. .. казнь преступника или героя?

Итоги урока. Что нового вы узнали о царе Иване Грозном?

Помогли ли нам исторические документы разобраться в этом образе?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова. »

МКОУ «Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Каргапольский район Курганская область

Конспект урока

Учитель Саютина С. В.

Урок – исследование

История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова





Цель: расширить знания обучающихся о героях поэмы, в ходе исследования исторического материала , дать представление об исторической эпохе, быте и нравах 16 века; отрабатывать навыки выразительного чтения, формирование умений сопоставлять исторический материал и художественное произведение.

Наглядность: картины Васнецова «Иван Грозный», «Кулачный бой», Кибрика «Кирибеевич» и «Алена Дмитриевна».

Выставка книг: исторические книги: А.С.Пушкин «Полтава» и «Капитанская дочка»; Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»; М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Запись темы.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о поэме М.Ю. Лермонтова. На прошлых уроках мы составили достаточно глубокую характеристику героев произведения. Но, согласитесь, было мало сказано нами об образе царя Ивана Грозного. Задача нашей работы – расширить знания об этом герое с учётом исторического материала.

Доска: Запись исторического слов.

Опричнина

Опричник

Панихида

Простоволосая

Гостиный двор

Гость

Аргамак

стольник

«Судебник» - свод законов общества

«Домострой»-свод семейных законов

- Используя слова и цитаты из « Песни ...», расскажите о том, как в древней Руси исполнялись произведения устного народного творчества.

- Как показывает Лермонтов нарастание гнева царя Ивана Грозного?

- Расскажите об утре в Москве в день кулачного боя. Почему так тревожно звучат вопросы в конце описания?(3 гл.)

- Расскажите, какое решение царя Ивана Грозного так заунывно оплакивает колокол.

Для исследования вам предложены темы:

Быт и нравы царя и опричников (Ефимова)

Трагедия в семье царя.(Копытова)

Царские развлечения (Крюков)

Лермонтов о царском пире (Катя Краснова)

Жестокости царя (Черепанова),

Работа с историческими словами (Угрюмова, Овечкин)

БЫТ И НРАВЫ ЦАРЯ И ОПРИЧНИКОВ.( 3 мин.)

Царь вставал в четвертом часу утра, звонил в колокол к заутрене. Все молились до 6-7 часов, более всех усердствовал царь. После часового перерыва молились снова, а в 10 часов начиналась трапеза. Все 300 опричников усаживались за столы; пока они обильно пили и ели ,царь, стоя, читал душеспасительные молитвы, а потом, когда остатки еды опричников выносили во двор бедным, подавали еду и для царя. Наевшись, Иван Грозный или дремал, или шел разогнать сон в камеру пыток.

День заполняли государственные дела, приемы просителей, иностранцев, беседы с любимцами.

А в 8 часов вечера звонили на молитву. После вечерни трое слепых рассказывали царю сказки, и он засыпал.

ТРАГЕДИЯ В СЕМЬЕ ЦАРЯ. (3 мин.)

Привычка к жестокому обращению с подчиненными, привычка давать волю своему гневу привела к трагедии в семье самого царя. В ноябре 1581 года Иван Грозный убил своего сына царевича Ивана своим железным посохом. Причины этого называются разные: по одним сведениям, царь убил сына за то, что тот будто бы «стал говорить ему об обязанности выручить Псков от Батория»; по другим данным, причина убийства — ссора отца с сыном из-за снохи: царь, войдя в комнату снохи и застав ее просто одетой, разгневался и «прибил» ее. Царевич Иван, отличавшийся вспыльчивостью, дерзнул заступиться за жену, чем и вызвал гнев отца. Потеряв самообладание, Иван Грозный в пылу ссоры пустил в ход посох с железным наконечником. Удар пришелся в висок и оказался смертельным.

ЦАРСКИЕ «РАЗВЛЕЧЕНИЯ» ( 3 мин.) Нередко царь шумно и буйно пировал с опричниками. Все уже сидят за столами уставленными золотой и серебряной посудой, но никто не ест. Взоры обращены на царскую дверь. Вот раздается колокольный звон, играют медные трубы, и в трапезную медленно и величаво, опираясь на тяжелый посох, входит царь Иван Грозный. Все встают, низко кланяются ему и ждут, пока он сядет.

Для царя и его любимцев накрывали отдельный стол. Стольники разносили многочисленные яства и питье. Случалось, что царь ,подняв свой кубок, произносил в честь кого-либо из приглашенных бояр трогательный тост и просил его выпить с ним. Обрадованный царской лаской боярин залпом опоражнивал свой кубок и тут же валился замертво на пол. Отрава.

В другой раз царь вспыхивал гневом и повелевал вести кого-нибудь из гостей в пыточную или во двор на плаху. А то и сам пронзал посохом заподозренного им в «измене».

ЛЕРМОНТОВ О ЦАРСКОМ ПИРЕ (3 мин.)

Не удивительно поэтому, что Михаил Юрьевич Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», описывая царский пир, говорит:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади него стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие своё и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золочёный ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь -

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого,-

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником -

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное -

И очнулся тогда добрый молодец.

ЖЕСТОКОСТИ ЦАРЯ (3 мин.)

Вот что случилось с одним знатным боярином, который гордился своими заслугами перед страной и верностью царю.Захмелевший царь приказал всем облачиться в шутовские наряды и идти в пляс .Опричники орали, кружились, плясали, и в этом безумном хороводе бесновался и царь. Вдруг одичавший взор его остановился на знатном боярине, в одиночестве сидевшем за столом.

Ты почто, князь, сидишь, когда царь веселится? Аль не люб я тебе? - произнёс царь, обращаясь к нему, и всё внезапно смолкло.

Нет, царь, люб ты мне, но я воин, а не шут трапезный.

Слово за слово. Спор разгорелся. Распалившись, Грозный приказал силой облачить князя - боярина в принесённое тряпьё и тащить его в круг, но тот сбросил свой маскарадный наряд. Тут же острый посох царя пронзил его грудь. А дикое веселье, будто ничего не произошло, возобновилось.

ПОДВИГ КУПЦА КАЛАШНИКОВА... .(3 мин.)

Поэтому решение купца Калашникова встать против опричника царя, на защиту чести своей семьи, следует назвать подвигом. Только смерть обидчика может смыть позор, ведь если в государстве жизнь общества строилась по законам «Судебника» - свода законов, то в семье действовали законы «Домостроя»-свода семейных законов. Вот что там говорилось: мужу подобает поучать жену свою с любовью и благорассудным наказанием; жена должна у мужа спрашивать разрешения, советоваться по всем вопросам: как душу спасти, как богу и мужу угодить и вести хозяйство; и во всём мужу покоряться; и что муж прикажет, то с любовью принимать и со страхом внимать и творить по его приказу.

Муж распоряжается женой, но и полностью отвечает за неё. Он её защита в беде, в несчастье.Какою силой воли, какой мощью духа должен был обладать Калашников, простой купец, чтобы подняться против любимого опричника Ивана Грозного, а значит, и против самого царя, да не склонить головы перед самим царём!

Но с другой стороны , он убил молодого человека…

Творческая работа

Казнь Калашникова. .. казнь преступника или героя?

Итоги урока. Что нового вы узнали о царе Иване Грозном?

Помогли ли нам исторические документы разобраться в этом образе?






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саютина Светлана Владимировна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства