.Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся к изучению данного исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории »
Тема:
«Первая российская революция. Причины и начало революции»
Триединая дидактическая цель:
1.Образовательна:1 уровень - сформировать представление о том, что первая российская революция была обусловлена социально-экономическими и политическими противоречиями российского общества в начале 20 века.
2 уровень-знать и разъяснять причины первой русской революции: различать социально-экономические и политические противоречия российского общества в начале 20 века
3 уровень - уметь выявлять причинно- следственные связи, используя дополнительный материал.
2.Развивающая: развивать у учащихся навыки работы с учебным материалом, умение работать самостоятельно; умение сопоставлять и сравнивать ,показывать и расширять представление, анализировать ,делать выводы.
3.Вспитывающая: воспитывать у учащихся уважение к истории своей Родины.
Оборудование: 1.Учебник: Данилов А.А. «История России 20 век.»
Цель: выявить уровень сформированности качества знаний учащихся по теме:
« Русско-японская война»
№ варианта
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Образовательный
аспект
1.Воспроизводящий
уровень
А) Перечислите причины русско-японской войны
2.Конструктивный уровень
Б) Справедливо ли определение ее как войны империалистической. Свое мнение обоснуйте.
3.Творческий уровень
В) Докажите ,что русско-японская война стала важным революционным фактором(документ)
1.Воспроизводящий
уровень
А) Укажите даты русско-японской войны
2.Конструктивный уровень
Б) Расставьте события в хронологическом порядке
- сражение под Ляояном;
- гибель «Варяга» и «Корейца»;
- сражение на р. Шахэ;
-Портсмутский мир;
- начало обороны Порт-Артура.
3.Творческий уровень
В) Определить, о каких территориях говорится в приведенных фрагментах Портсмутского мирного договора:
« Российское императорское правительство, признавая за Японией в (…)преобладающие интересы, обязуется не препятствовать тем мерам, кои японское правительство могло бы почесть необходимым» «Россия и Япония обязуются эвакуировать совершенно и взаимно»
1.Воспроизводящий
уровень
А) Перечислите результаты русско-японской войны
2.Конструктивный уровень
Б) Найдите на карте (дается карточка с картой) места крупневших сражений
3.Творческий уровень
В) Какой русский художник погиб во время русско-японской войны? Что вы о нем знаете?
II.Работа над новым материалом
План
А) Антиправительственное движение в 1901-04гг
Б) Причины революции и повод к ней
В) Развитие революции в 1905г
Словарь: революция, движущие силы революции
А) Антиправительственное движение в 1901-04г.г.
В начале XX века Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических, политических, социальных и национальных противоречий, которые во многом были порождены особенностями российской модернизации. Но российская власть – имитатор модернизационных преобразований – оказалось неспособной решить эти проблемы по собственному почину, т.е. в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества.
Первыми подали голос студенты. В 1901-02гг. прошли массовые демонстрации студентов, на своем съезде они приняли решение бороться за политические свободы.1901 г. голод в стране охватил почти 150 уездов Европейской России с населением 30 млн. человек. Крестьянство в целом ряде выступлений на юге страны (Полтавской, Черниговской, Харьковской губерниях), где остро ощущалось малоземелье, предъявило требование передела земли помещиков. Стачки промышленных рабочих, доведенных до отчаяния нищетой и бесправием, стали обычным явлением во многих регионах страны. Всего с 1895-1904 гг. общее число забастовок составило 431 тыс. В авангарде стачечного движения шли рабочие петербургского фабричного округа. Размах массового рабочего и крестьянского движения оживил деятельность буржуазных и мелкобуржуазных слоев. В 1902-04 гг. оформилась либеральная оппозиции, предлагавшая провести в России ряд реформ. С 1902г. начала складываться партия социалистов-революционеров (эсеров) - партия мелкой городской буржуазии и кулачества. Усилившиеся волнения на национальной почве свидетельствовали о необходимости корректировки русификаторского курса. После начала русско-японской войны прокатилась волна выступлений в армии и на флоте. Наиболее крупными были волнения моряков Севастополя в ноябре 1904г. Тем не менее ситуация в стране была не столь угрожающей. Все эти выступления не несли угрозу существованию власти, т.к. в обществе еще были сильны патерналистские настроения, но столь массовое недовольство являлось серьезным предупреждением о том, что все слои населения имели основательные претензии к власти, которые уже нельзя игнорировать.
И это понимали многие представители российской элиты. Но Николай II был неумолим. Считая самодержавную форму правления исторически обусловленной и наиболее соответствующей народным представлениям о власти, Николай II,тем не менее, совершил ряд шагов, которые пробили брешь в патерналистских установках народа.
Задание классу: Выслушайте рассказ и ответьте на вопросы, записанные на доске.
1 вариант - какие слои населения приняли участие в антиправительственном движении?
2 вариант - дайте оценку крестьянским выступлением.
3 вариант – о чем свидетельствуют выступления армии и флота?
Вывод: помещичье землевладение и безземелье крестьян, капиталистическая эксплуатация трудящихся, национальный гнет, политическое бесправие всего народа – все это привело к революционному взрыву.
Б) Причины революции 1905-07.г. и повод к ней.
Задание классу: прочитай текст учебника, и заполните таблицу
Причины первой российской революции
Политические
Экономические
Социальные
Проверка таблицы по вариантам.
Вывод: ситуация во всех сферах жизни резко ухудшилась, обстановка в стране накалилась. Это и послужило поводом к началу революции в стране.
С) Развитие революции в 1905 г.
(просмотр видео сюжета «Революция1905-07г.г.)
Задание классу: посмотрите видеосюжет и заполните таблицу «Развитие революции в 1905 году»
Развитие революции в 1905 году
Дата
События
Движущие силы
Вывод: в стране разразилась революция, которая впоследствии заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи.
III.Закрепление изученного материала
(работа с документами)
1 группа
Прочти выдержки из текста петиции и дай ей общую оценку. Подумай: как документ характеризует питерских рабочих? Поставил бы ты свою подпись под петицией? Пошел бы с ней к царю в январе 1905 г.?
Государь! Мы…пришли к тебе …искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом …,нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь.
Требования рабочих:
Учредительное собрание, избранное на основе всеобщего, тайного, равного избирательного права;
меры против невежества и бесправия народа: амнистия, политические свободы, бесплатное народное образование;
меры против народной нищеты: прямые налоги, отмена выкупных платежей, земля -народу, прекращение войны;
меры против гнета капитала над трудом:8-часовой рабочий день, повышение зарплаты, свобода профсоюзов, стачек.
Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе…
2 группа.
Выделите основные черты «грабижки». Подумай: о чем они свидетельствуют? Можно ли вообще доверять очевидцам событий? Как следует походить к их рассказам, оценкам?
«Грабижка»- так назвал В.Г.Короленко, свидетель событий, крестьянское движение на Украине в 1902 г.
Бунтом этого назвать нельзя.…Пронесся слух, будто велено (кем велено-в точности неизвестно) отбирать у господ землю и имущество и отдавать мужикам…Насилий было мало, общего плана совсем не было.…Вскоре выяснилась некоторая общая идея: бывшие помещичьи крестьяне шли против господ.…При этом исчезало различие между богатыми и бедными крестьянами. Богачи увозили нагруженные возы, бедняки уносили мешки и тотчас же бежали опять за новой добычей.…Потом, разумеется, началась расправа…Движение стихли так же быстро, как и возникло.… При появлении военной силы все покорялись и награбленное возвращалось собственникам…
3 группа
Война обошлась стране в 2,5 млрд. рублей, людские потери насчитывали 400 тыс. человек
Военные заказы заставляли удлинять рабочий день, выросли цены, мобилизация отрывала крестьян от земли и семей.
В: Как вы считаете, какое утверждение правильно и почему: война и поражение в ней породили революцию в России - главная причина революции; военное поражение приблизило назревание революционного кризиса, война – ускоритель революции?
4 группа.
Тяжко служить в армии, а на флоте и того хуже. Вода-несвежая, солонина, сухари да дисциплина. Чуть что, офицеры кулак в зубы. Не выдержали матросы. Не слушали матросы уговоров социал-демократов и прочих партийных, готовивших к осени восстание на флоте. Натерпелись! Начался бунт.
… Получена телеграмма из столицы: «Немедленно потопить броненосец,…дабы не дать возможности … открыть огонь по городу и судам. Спасающую команду…если будет сопротивляться, расстреливать»
В: Что надо делать в такой ситуации? Что можно предложить потемкинцам?
5 группа.
Почти в четырех десятках городов страны, а кое-где в Прибалтике, Грузии, на Украине в целых районах вспыхивали вооруженные восстания. В Новороссийске и Красноярске «рабочие республики» продержались почти два месяца. Но самодержавие устояло.
В: Как вы думаете из-за чего? Почему все восстания потерпели поражения?
IY.Итог
Тема революции крайне непопулярна теперь в нашей стране. Между тем хорошо бы вспомнить, что в начале века революция прокатилась по всему миру. Надо полагать, что вовсе не случайно она разразилась в России, Иране, Турции, Китае, Мексике. В XX веке человечество «использует» ее как средство решения стоящих перед ним задач. Вот на что хотелось обратить ваше внимания. Сейчас все чаще говорят о добром государе императоре Николай II и его несчастном семействе, расстрелянном большевиками летом 1818 г. Восемнадцатый по счету из династии Романовых был свергнут восставшим народом. Почему именно Николай II?Обратимся к документам. Дневник, как, глаза, - зеркало души. Вот несколько типичных записей императора.
… Гулял долго. Погода холодная, ясная…Гулял, убил две вороны…Гулял долго и убил две вороны…Про ворон-это зимой 1905 г., когда революцию топили в крови.
…Дивная погода. Завтракал Сергей. Миша приехал проститься …
О Сереже с Мишей – в период русско-японской войны.
Май 1896 года. В Москве проходили торжества по случаю коронации. На ходынском поле устроили народные гулянья с раздачей «царских подарков» 18 мая при громадном стечении народа произошла страшная давка, погибло 1400 человек, три тысячи тяжело ранены. Но торжества продолжались. Вечером того же дня император с супругой были на балу в Кремле, на следующий день был обед у германского посла. Николай II в такие минуты всегда оставался невозмутимо спокойным. Многие говорили о его равнодушии, но император знал, что делал. Его идеал можно выразить следующими словами: не надо трогать ни части, ни целого, и волею Господа мы проживем.
А теперь подумайте, не являются ли события 9 января 1905 г. хладнокровно задуманным убийством десятков детей, женщин стариков? И произошло это в соответствии с волей императора? Можно ли Николая II в связи с этим считать преступником? Как оценить его действия в 1905 году с точки зрения морали?
V.Домашнее задание
1.п.6
2.Прочитать рассказ М.Г.Горького «Савва Мамонтов» и ответить на вопрос: каким бы было твое поведение 9 января 1905 г.?
3.Интересно узнать: а кто в нашем городе принял активное участие в революции? Хорошо бы познакомиться с биографиями людей и попытаться не осудить их, а понять, почему же они действовали именно так, а не иначе