1.Организационный момент (1мин.) | Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, повторяют домашнее задание. |
2.Проверка домашнего задания | Давайте вспомним какую главу мы начали изучать на прошлом уроке? Теперь давайте ответим на ряд вопросов: 1.Почему участие в заморских походах разорило римских землевладельцев? 2.Кто такой Тиберий Гакх? 3.Какой закон предложил трибун Тиберий Гракх? 4.Как сложилась судьба Тиберия Гракха? | Ученики тезисно отвечают на вопросы учителя. |
3. Этап Актуализации (5 мин.) | Посмотрите на слайд. Прочитайте внимательно эпиграф. Он родился свободным Под отеческим кровом, Но в железные цепи Был врагами закован. Он теперь на чужбине, Он теперь не свободен- Никогда не увидит Он Отчизны просторы -Ребята, о ком идет речь в отрывке? -Кто такие рабы? Ребята, давайте вспомним где использовался труд рабов? (В сельском хозяйстве, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых римлян, в строительстве, в гладиаторских боях) Все события в истории, так или иначе, взаимосвязаны. Попробуем выяснить взаимосвязь следующих явлений в Древнем Риме. Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к следствию): а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу; б) почти у всех римских граждан были рабы; в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов; г) восстание рабов. (в, б, а, г) Итак, давайте делаем вывод о положении рабов в Римской империи? -Какие чувства должен был испытывать раб?(ненависть, недовольство) -К чему могла привести такая ситуация?(бунт, восстание, война Верно ребята! Эта ситуация привела к восстанию, итак тема нашего урока «Восстание Спартака». Давайте попробуем определить цель нашего урока? Каковы задачи урока? | Читают эпиграф к уроку, отвечают на вопросы учителя. Фиксируют тему в тетрадь. Определяют цель урока. Цель урока- Выяснить роль восстания рабов под предводительством Спартака в истории Древнего Рима |
4.Изучение нового материала (30мин.) А. Героическая личность Спартака | Итак, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец в 74-71 гг. до н. э. гладиатор Спартак возглавил восстание рабов- крупнейшее восстание рабов. Портретное описание. Личность Спартака. Нам необходимо определить какие личностные качества Спартака помогли ему стать великим предводителем. А теперь давайте попробуем по скульптуре Спартака определить его черты? Как вы думаете, каким был Спартак? Обобщающая характеристика. Роль Спартака в организации восстания. Для того ,чтобы выяснить причины и цели восставших давайте поработаем с документом. У каждого на столе лежит источник. Внимательно прочитайте его и составьте схему «Причины восстания рабов» | Работают со скульптурой Спартака, называют его черты. Работают с документом, выясняют роль Спартака; выделяют причины восстания и составляют схему «Причины восстания рабов» |
Б. Походы восставших | Итак, восставшие под предводительством Спартака одержали первую значимую победу. Давайте выясним как дальше развивались события? Сюжетное повествование. Учитель рассказывает и показывает по карте «Гражданские войны в Риме» направления движения армии восставших. Рассуждение. Почему у армии восставших начали появляться проблемы ? Для того, чтобы ответить на вопрос нам необходимо выяснить было ли единство в лагере восставших? Какие внешние преграды мешали восставшим? | Внимательно слушают учителя и совместно с учителем прослеживают направления движения армий. Участвуют в обсуждении проблемного вопроса |
В. Последняя битва | Итак, план восставших резко изменился. Они смени направление своего движения с севера на юг. Давайте выясним к чему это приведет. Сюжетное повествование. Битва в Апулии. Учитель предлагает рассмотреть картину «Бой Спартака с римлянами» на которое изображено последнее сражение армии Спартака с римлянами и ответить на ряд вопросов: -Все ли изображенные на иллюстрации показаны равноценно? – Как показаны рабы, как воины из римской армии? – Можно ли по лицам изображенных определить их отношение друг к другу? – Какие краски использовал художник, изображая это событие? Подумайте, почему он использовал именно такие цвета? – Попробуйте по картине предположить исход битвы. Почему так решили? Рассуждение. Могло ли восстание Спартака закончиться хорошо? Для того, чтобы ответить на вопрос нам необходимо выяснить причины поражения армии Спартака | Работают с картиной Бой Спартака с римлянами» и отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении проблемного вопроса |
5.Обобщение (3 мин.) | Урок подходит к концу, нам следует обобщить, что мы сегодня узнали на уроке. Ответьте, правдивы ли следующие суждения: 1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да) 2. Спартак был родом из Греции нет.) 3. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да.) 4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? –( нет.) 5. Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? (Да) + Рефлексивный лист Плюс( все, что понравилось на уроке) | Минус( все, что не понравилось на уроке) | Интересно( все любопытные факты, о которых узнали на уроке) | | | | | Отвечают на вопросы учителя и заполняют рефлексивный лист |