kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 9 классе Духовная жизнь России в 90 годы XX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для занятий по истории России. Урок разработан с учетом требований ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе Духовная жизнь России в 90 годы XX века»

Конспект урока по истории России в 9 классе


Тема урока : Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века


ХОД УРОКА:

Этап вызова

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по теме; вызвать устойчивый интерес, мотивировать к учебной деятельности.

Актуализация (Тестирование)

2.Вступительное слово учителя (2 мин):


Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность.
2.Работа формулированием темы урока «Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века»

2.1.Слово учителя (1 мин):

Что на ваш взгляд включает в себя изучаемая тема, и как вы понимаете ее смысловое содержание? Ответ на вопрос выразим кластером.

2.2.Составление кластера (1мин):

Предполагаемый кластер: литература, кинематограф, музыка, изобразительное искусство, живопись, архитектура, скульптура, театр, средства массовой информации.

2.3.Мозговой штурм (5 мин.):



2.4.Слово учителя (3 мин):

Что характеризует духовную жизнь (самое главное

до 90-х годов ХХ века

90-е годы ХХ века





При группировке по сходству возможны затруднения, которые необходимо вывести в целеполагание.

3.1.Слово учителя

Охарактеризуйте отличие состояния культуры нашей страны до 90-х годов и в 90-е годы, покажите взаимосвязь состояния культуры и социально – экономических процессов, происходящих в ней в 90-е годы, анализируя эпиграф к уроку.


  1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…

Секрет урожайности «не в плодородии почвы, а в свободе хлебопашца» (Ш. Монтескье )

ответы: При ответе ученики затрудняются, дают неполный ответ, отсюда выходим на целеполагание.

4.Целеполагание (2 мин):

4.1.Какие проблемы вы определите для рассмотрения на уроке?

Предполагаемые ответы:


  1. Какие факторы повлияли на развитие культуры в 90-е г.?


  2. Какие особенности в развитии культуры 90-х гг. можно выделить?


  3. Что принципиально новое появилось в культуре и как это повлияло на общественную жизнь?


4.Стала ли культура свободной идеологически?

4.2.Слово учителя(1 мин):

Вопрос урока: Какие факторы произошли в духовной жизни после распада СССР?

На протяжении всего урока осуществляем записи в тетрадь, заполняя таблицу.




Дата


События


Итог


 


 


 



ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ

Цель: получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.



1.Презентация к уроку по теме «Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века (5 мин):

2.1. Работа в группах
Исторические условия развития культуры.

  1. Литература.

  2. Кинематограф.

  3. Музыка.

  4. Изобразительное искусство.

  5. Средства массовой информации.

  6. Традиционные религии в современной России.

  7. Работа с словарем.


Изученный материал, обсуждается в группе, выясняется все, что непонятно с помощью одноклассника, с которым вопрос изучали, с помощью учителя; готовится проблемный вопрос для организации дискуссии.

вопросы:

  1. Какова реакция культуры на противоречия времени?

  2. В чем на ваш взгляд заключается развитие новых тенденций в литературе, кинематографе, музыке, театре, изобразительном искусстве?

  3. В чем особенности и реальности в развитии средств массовой информации?

  4. Что принципиально нового появилось в традиционных религиях современной России и почему?

Одновременно выполняется индивидуальное задание:

Ученики работают с электронным словарем, в сети Интернет ищут значение понятий:

идеология, плюрализм, концептуализм, ностальгия, постмодернизм, публицистик

2.3.Дискуссия (10 мин):

Вопросы для обсуждения предлагаются, те, которые составили в группах.

1. Какова реакция культуры на противоречия времени? Докажите свою точку зрения.

ответ: Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения; снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. Реакция наступила уже в конце 80-х годов.

2. В чем на ваш взгляд заключается развитие новых тенденций в литературе, кинематографе, музыке, театре, изобразительном искусстве? Почему эти тенденции вы считаете новыми?

ответ: Многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм) Однако, искусство авангарда обращено к элите, узкому кругу знатоков и ценителей. Признание в России и за рубежом получили в 90-е годы произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе. Возросло многообразие форм творчества. Особенности духовной жизни страны во многом определялись динамикой социальных и культурных перемен, происходящих в российском обществе.

  1. В чем особенности и реальности в развитии средств массовой информации?

ответ: Радикальные изменения произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали одной из самых заметных примет нового времени. Отечественные радиостанции вышли на международные диапазоны,. Реальности информационного общества воплотились в России в развитии современных средств массовой информации.

  1. Что принципиально нового появилось в традиционных религиях современной России и почему?

ответ: Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80-90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием. Началось возрождение традиционных для России религий – православия, ислама, буддизма.

2.4. Мини-конференция (10 мин.)

Сообщения обучающихся о деятелях искусства, их творчестве, вкладе в культуру страны и мира. После выступлений другие обучащиеся имеют возможность задать выступающим вопросы.

2.5.Работа с документом (6 мин):

Учитель:Мы говорим о духовной жизни новой России. Какие ценности должны лежать в основе возрождающейся России.

1.Какие ценности должны лежать в основе возрождения России?

Предполагаемый ответ: подчеркивают, что любовь к Отечеству, свобода и нравственный долг перед обществом, творческий труд, все общечеловеческие ценности, духовные и нравственные традиции многонационального народа Российской Федерации должны стать основой ее возрождения…

Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Представление о таких ценностях существует достаточно давно. Одной из первых известных записей, содержащих перечень правил морали, являются т. н. «Заповеди Моисея». Сама же фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали». Бывший Президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета 26 декабря 2006 года особо отметил, что «Идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии, заполняется и он обязательно будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

1. «Коллективный проект»(10 мин):


Вопросы для составления коллективного проекта (вопросы сформулированы учащимися на этапе целеполагания)

1.Какие факторы повлияли на развитие культуры в 90-е гг.?

2.Какие особенности в развитии культуры 90-х гг. можно выделить?

3.Что принципиально новое появилось в культуре и как это повлияло на общественную жизнь?

4.Стала ли культура свободной от идеологии?

1.2.Экспресс-опрос учащихся по изученному материалу (6 мин):

Какие изменения произошли в культуре после распада СССР?....т.д.

1.3.Домашнее задание (1 мин):

П. 53

Проанализируйтена выбор одно из произведений литературы или искусства

Вопрос: Чем оно интересно лично вам?

Составить электронную презентацию по теме.

Учитель (1 мин.): Сегодня мы изучали сложный переходный период становления духовности общества при переходе от тоталитарного режима к демократическому. Но даже при демократии степень управляемости общественными делами во многом зависит от действенности таких регуляторов, как культура, традиции, нормы морали, идеология, зрелость сознания, научность и целостность мышления и т.п. Накануне XXI в. - эта общесоциологическая тенденция выступает как главная определяющая, расширение которой способно в будущем обеспечить устойчивое развитие государства. Расширение рамок этой тенденции связано с возрастанием роли человеческого фактора в решении всех проблем мирового сообщества, ростом творческих возможностей каждой личности, возрастанием ее ответственности за все происходящее в мире.

Подведение итогов занятия (2 мин):

В завершение урока учитель оценивает с комментарием работу учеников на уроке, отмечает удачные выступления, коллективные проекты.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока в 9 классе Духовная жизнь России в 90 годы XX века

Автор: Умурбаева Кываш Гайнендиновна

Дата: 14.07.2019

Номер свидетельства: 516749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект урока по литературе в 11 классе: "Тема праведничества (по рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор"). "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-11-klassie-tiema-praviednichiestva-po-rasskazu-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor"
    ["file_id"] => string(6) "224217"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438601630"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по истории "Серебряный век русской культуры""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_po_istorii_sieriebrianyi_viek_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "361495"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479824886"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока музыки "Образ защитника Отечества в искусстве. Диалог поколений""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-muzyki-obraz-zashchitnika-otiechiestva-v-iskusstvie-dialogh-pokolienii"
    ["file_id"] => string(6) "287437"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454490921"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по истокам на тему "Мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-istokam-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "126459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства