Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе Духовная жизнь России в 90 годы XX века»
Конспект урока по истории России в 9 классе
Тема урока : Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века
ХОД УРОКА:
Этап вызова
Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по теме; вызвать устойчивый интерес, мотивировать к учебной деятельности.
Актуализация (Тестирование)
2.Вступительное слово учителя (2 мин):
Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. 2.Работа формулированием темы урока «Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века»
2.1.Слово учителя (1 мин):
Что на ваш взгляд включает в себя изучаемая тема, и как вы понимаете ее смысловое содержание? Ответ на вопрос выразим кластером.
2.2.Составление кластера (1мин):
Предполагаемый кластер: литература, кинематограф, музыка, изобразительное искусство, живопись, архитектура, скульптура, театр, средства массовой информации.
2.3.Мозговой штурм(5 мин.):
2.4.Слово учителя (3 мин):
Что характеризует духовную жизнь (самое главное
до 90-х годов ХХ века
90-е годы ХХ века
При группировке по сходству возможны затруднения, которые необходимо вывести в целеполагание.
3.1.Слово учителя
Охарактеризуйте отличие состояния культуры нашей страны до 90-х годов и в 90-е годы, покажите взаимосвязь состояния культуры и социально – экономических процессов, происходящих в ней в 90-е годы, анализируя эпиграф к уроку.
В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…
Секрет урожайности «не в плодородии почвы, а в свободе хлебопашца» (Ш. Монтескье )
ответы: При ответе ученики затрудняются, дают неполный ответ, отсюда выходим на целеполагание.
4.Целеполагание (2 мин):
4.1.Какие проблемы вы определите для рассмотрения на уроке?
Предполагаемые ответы:
Какие факторы повлияли на развитие культуры в 90-е г.?
Какие особенности в развитии культуры 90-х гг. можно выделить?
Что принципиально новое появилось в культуре и как это повлияло на общественную жизнь?
4.Стала ли культура свободной идеологически?
4.2.Слово учителя(1 мин):
Вопрос урока: Какие факторы произошли в духовной жизни после распада СССР?
На протяжении всего урока осуществляем записи в тетрадь, заполняя таблицу.
Дата
События
Итог
ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ
Цель: получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
1.Презентация к уроку по теме «Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века (5 мин):
2.1. Работа в группах Исторические условия развития культуры.
Литература.
Кинематограф.
Музыка.
Изобразительное искусство.
Средства массовой информации.
Традиционные религии в современной России.
Работа с словарем.
Изученный материал, обсуждается в группе, выясняется все, что непонятно с помощью одноклассника, с которым вопрос изучали, с помощью учителя; готовится проблемный вопрос для организации дискуссии.
вопросы:
Какова реакция культуры на противоречия времени?
В чем на ваш взгляд заключается развитие новых тенденций в литературе, кинематографе, музыке, театре, изобразительном искусстве?
В чем особенности и реальности в развитии средств массовой информации?
Что принципиально нового появилось в традиционных религиях современной России и почему?
Одновременно выполняется индивидуальное задание:
Ученики работают с электронным словарем, в сетиИнтернет ищут значение понятий:
Вопросы для обсуждения предлагаются, те, которые составили в группах.
1. Какова реакция культуры на противоречия времени? Докажите свою точку зрения.
ответ: Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения; снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.
Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. Реакция наступила уже в конце 80-х годов.
2. В чем на ваш взгляд заключается развитие новых тенденций в литературе, кинематографе, музыке, театре, изобразительном искусстве? Почему эти тенденции вы считаете новыми?
ответ: Многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм) Однако, искусство авангарда обращено к элите, узкому кругу знатоков и ценителей. Признание в России и за рубежом получили в 90-е годы произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе. Возросло многообразие форм творчества. Особенности духовной жизни страны во многом определялись динамикой социальных и культурных перемен, происходящих в российском обществе.
В чем особенности и реальности в развитии средств массовой информации?
ответ: Радикальные изменения произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали одной из самых заметных примет нового времени. Отечественные радиостанции вышли на международные диапазоны,. Реальности информационного общества воплотились в России в развитии современных средств массовой информации.
Что принципиально нового появилось в традиционных религиях современной России и почему?
ответ: Кризис коммунистической идеологии на рубеже 80-90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием. Началось возрождение традиционных для России религий – православия, ислама, буддизма.
2.4. Мини-конференция (10 мин.)
Сообщения обучающихся о деятелях искусства, их творчестве, вкладе в культуру страны и мира. После выступлений другие обучащиеся имеют возможность задать выступающим вопросы.
2.5.Работа с документом (6 мин):
Учитель:Мы говорим о духовной жизни новой России. Какие ценности должны лежать в основе возрождающейся России.
1.Какие ценности должны лежать в основе возрождения России?
Предполагаемый ответ: подчеркивают, что любовь к Отечеству, свобода и нравственный долг перед обществом, творческий труд, все общечеловеческие ценности, духовные и нравственные традиции многонационального народа Российской Федерации должны стать основой ее возрождения…
Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Представление о таких ценностях существует достаточно давно. Одной из первых известных записей, содержащих перечень правил морали, являются т. н. «Заповеди Моисея». Сама же фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали». Бывший Президент России Владимир Путин на заседании Государственного совета 26 декабря 2006 года особо отметил, что «Идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии, заполняется и он обязательно будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной нашей поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
1. «Коллективный проект»(10 мин):
Вопросы для составления коллективного проекта (вопросы сформулированы учащимися на этапе целеполагания)
1.Какие факторы повлияли на развитие культуры в 90-е гг.?
2.Какие особенности в развитии культуры 90-х гг. можно выделить?
3.Что принципиально новое появилось в культуре и как это повлияло на общественную жизнь?
4.Стала ли культура свободной от идеологии?
1.2.Экспресс-опрос учащихся по изученному материалу (6 мин):
Какие изменения произошли в культуре после распада СССР?....т.д.
1.3.Домашнее задание (1 мин):
П. 53
Проанализируйтена выбор одно из произведений литературы или искусства
Вопрос: Чем оно интересно лично вам?
Составить электронную презентацию по теме.
Учитель (1 мин.): Сегодня мы изучали сложный переходный период становления духовности общества при переходе от тоталитарного режима к демократическому. Но даже при демократии степень управляемости общественными делами во многом зависит от действенности таких регуляторов, как культура, традиции, нормы морали, идеология, зрелость сознания, научность и целостность мышления и т.п. Накануне XXI в. - эта общесоциологическая тенденция выступает как главная определяющая, расширение которой способно в будущем обеспечить устойчивое развитие государства. Расширение рамок этой тенденции связано с возрастанием роли человеческого фактора в решении всех проблем мирового сообщества, ростом творческих возможностей каждой личности, возрастанием ее ответственности за все происходящее в мире.
Подведение итогов занятия (2 мин):
В завершение урока учитель оценивает с комментарием работу учеников на уроке, отмечает удачные выступления, коллективные проекты.