Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "Страна городов"»
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность:44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Технологическая карта урока по окружающему миру (4 «А» класс)
Тема: «Страна городов»
Выполнила:
студентка 4 курса группы «В»
________________Пустахайлова Н.В.
Проверил:
Преподаватель(методист)
________________ Ванюшина Е. Е.
Учитель начальных классов
______________Юровских Л.И.
_________________Оценка за урок
Астрахань, 2020
Тема урока:
«Старана городов»
Цель:
Сформировать представления детей о городах Древней Руси
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Образовательные:
- объяснить, что такое «город», «кремль»;
- познакомить с достопримечательностями Киева и Новгорода:
- объяснить особенности управления в Новгороде;
Развивающие: Развивать творческую активность учащихся, общеучебные умения и навыки: поисково-информационные (умение работать с различными источниками информации); учебно-интеллектуальные (умение анализировать, обобщать, находить ассоциации и пользоваться ими);
Воспитательные: Воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну; воспитание дружбы, взаимовыручки.
- Здравствуйте, садитесь, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Зовут меня Надежда Владимировна.
- Кто уверен, что все у нас получится? У кого сегодня хорошее настроение? Подарите улыбки друг другу, нашим гостям, поздоровайтесь.
- Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу (слайд1), всегда разрешали проблемы вместе (слайд 2), чтобы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке (слайд 3), и, самое главное, чтобы всегда было у нас хорошее настроение (слайд 4).
- Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!
Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем.
Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Актуализация знаний.
Формулировка темы и цели урока.
-Ребята, давайте проверим, как хорошо вы знаете материал прошлых уроков.
- С какой темой вы познакомились на прошлых уроках?
- Что нового вы узнали?
- А теперь, давайте проведем работу в паре. У вас на столе лежат листочки с заданием. Вам нужно соединить событие с датой и событие с князем, при котором произошло данное событие.
- Давайте проверим по шаблону.
Критерии оценки.
«5»-все выполнено верно.
«4»-допущено две ошибки.
«3»- допущено более двух ошибок.
«2»-выполнено не верно.
- Так, когда же произошло приглашение князя Рюрика на княжение в Киеве?
- Ребята, также вашим заданием было прочитать былину. Какую былину вы прочитали?
- О чем они повествуют? Кто совершает подвиги в этих былинах? Как их зовут?
- Давайте соберем слова из букв, которые на доске.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?
- Наша тема звучит так: «Страна городов».
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по древним городам Руси. Посетим мы Древний Киев с его Золотыми воротами, побываем на торговой площади Древнего Новгорода.
- Крещение Руси.
- Как и когда крестили народ Руси и т.п.
- Илья Муромец.
- Киев и Новгород.
- О городах Руси.
Познавательные:
осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информации из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.
3.Работа по теме урока. Решение учебной задачи. Работа по карте.
- Западные соседи назвали Русь страной городов. Как вы думаете, почему?
- Как же появились на Руси города? Славяне жили в поселениях, которые окружены крепкими бревенчатыми (то есть из бревна) стенами и глубокими широкими рвами (то есть канавами). Как вы думаете для чего это делалось?
- Постепенно разрастаясь, поселения становились городами.
Город – укрепленное поселение.
Центр города был укреплён и назывался кремлем. – укрепленный центр города.
- Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, главная городская церковь. За пределами Кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживленно было на главной торговой площади города.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Закрепление изученного.
Работа по картинам. Работа в группах.
А теперь наша дорога лежит в древние города Руси.
-Ребята, давайте мы с вами сейчас разделимся на 6 групп. Каждой группе будет дано своё название и задание. В течение 5 минут вы должны будете подготовиться. 1 группа это первые две парты первого ряда. Вы будете картографами.
2гр. это следующие две парты. Вы будете градостроителями. 3 гр. это две первые парты второго ряда. Вы будете архитекторами. 4 гр. это следующие две парты. Вы будете археологами. 5 гр. это первые две парты третьего ряда. Вы будете политологами. 6 гр.это следующие две парты. Вы будете историками.
Каждая группа получает свой конверт с заданием, текстом и инструкцией.
Выступления групп, демонстрация изображений.
Подведение итогов работы групп.
-А теперь давайте с вами прочитаем страницу 53-54.
- О чём мы с вами сейчас прочитали?
- О ком говориться в этой страничке?
- О славном пире в городе Москве.
- О Юрии Долгорукском.
Познавательные:осуществляют логические действия; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.
5.Подведение итогов.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
- В каких городах мы с вами сегодня побывали?
- Что такое город?
- Как называется укрепленный центр города?
- Какие достопримечательности украшали Киев?
- Что интересного узнали о Великом Новгороде? (как управлялся город? Кто такой посадник?)
- Домашнее зад.: стр. 43-51 читать и пересказывать.
Прочитать страничку для любознательных!
По желанию можете выполнить творческое задание, вам нужно будет нарисовать ладью, т.е лодку, на которой вы могли бы отправиться по городам Руси.
- В Новгороде и Киеве
- Город –укрепленное поселение.
- Кремль.
- Софийский собор, золотые ворота
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач.
6.Рефлексия
- Сумел ли ваш класс справиться с заданием?
-Что вам помогало?
-А что мешало?
А сейчас оцените свою деятельность на уроке при помощи смайлика. (Зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – слабо) Кто выбрал зеленый смайлик, поднимите руку, кто красный, желтый.
-Всем спасибо, урок окончен. До свидания!
Регулятивные: осуществляют итоговый контроль.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ ГРУПП.
1 группа.Показать на карте местоположение города Киева и Новгорода.(текст раздаём).(Новгород - один из древнейших русских городов, расположенный неподалеку от озера Ильмень, на реке Волхов. Новгород делился на две стороны: Софийскую (древнейшую) - на левом берегу реки и Торговую - на правом. Киев расположен на реке Днепр.
2 группа. Показать план города Киева и Новгорода и сказать, что находиться внутри.Собрать гребы городов.
3 группа. Рассказать про храмы и архитектурные сооружения городов.(текст раздаём). Золотые ворота — памятник оборонного зодчества Киевской Руси времён княжения Ярослава Мудрого. Они были обиты медными пластинами, на солнце они блестели, поэтому путники видели эти ворота из далека. Они говорили, что город очень богатый. Собо́р Свято́й Софи́и — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году.Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. Новгородский кремль, известный также как детинец, красуется в историческом центре Великого Новгорода, на левом берегу реки Волхов.
4 группа. Рассказать про берестяные грамоты. Вы можете посмотреть в учебнике на странице 52.
5 группа. Рассказать как управляли Новгородом и Киевом. Как управляли Новгород вы найдёте на странице 51.(текст раздаём). В 862 году (дата также приблизительна) варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир, направлявшиеся в Константинополь, подчинили себе Киев, тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путём «из варяг в греки».
6 группа. Расскажите о личностях, кто правил Киевом и кто был князем Новгорода.(текст раздаём). Яросла́в Му́дрый родился в 978 году — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054). При Ярославе Владимировиче на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы. Игорь Рюрикович (912-945) – первый правитель Киева, называвшийся «великим князем киевским». За время своего правления провел ряд военных походов, как против соседних племен (печенеги и древляне), так и против Византийского царства.