2. Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока | -Ребята, что такое история? – Что такое исторические источники? – Какие исторические источники тебе известны? – Приведите известные вам примеры исторических памятников. -Как работают археологи? -Чтобы продолжать узнавать о истории, Вам нужно решить кроссворд. 1. Первый в России музей. 2. Специалист по истории. 3. Хранилище документов. 4. Древние записи о событиях, которые велись год за годом. 5. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о кого-нибудь. -Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена. | -Это то, что было в прошлом людей. -Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей. -Высказывают свое мнение -Памятник карете Екатерины II - Выкапывают находки из земли | Регулятивные: определить цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельности учащихся. Коммуникативные: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями общения. |
3. Работа по теме урока. Решение учебной задачи. Физкультминутка | -Запишите число, классная работа и тему урока «Когда и где?» -Посмотрите на слайд перед нами отрывной календарь. В нем можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. -Какой вопрос можно задать, зная даты? -Подумайте, что общего у этих вопросов? -Молодцы, Их объединяет вопрос «когда». А что мы узнаем, когда задаем эти вопросы? - А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век? -Сколько лет составляет тысячелетие? -Сколько веков в тысячелетии? - В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр на с. 39 учебника. В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские. -Рассказ об истории обозначения римских цифр. У древних римлян цифры были не очень удобные. Единица, двойка, тройка изображались просто палочками – I, II, III (по количеству пальцев соответственно). А пятерка – это уже пятерня – рука. А чтобы не рисовать четыре пальца и один большой, стали писать вот такой значок V. Надо изобразить четверку, тут уж занимайся арифметикой, вычитай из пяти один – сначала пиши единичку, а за ней пятерку, вот так: IV. Нужна шестерка – значит, прибавляй: пиши сперва пятерку, а единичку следом за ней: VI. Семёрка – это пятерка и две палочки: VII. Восьмерка – прибавляй еще одну: VIII. А девятка? Думаете, надо опять прибавлять? Нет, наоборот, надо вычитать. Десятка у римлян изображалась Х (как две ладони). Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет. У разных народов был разный счет лет – летосчисление. Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона. Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима. В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам. Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира». Это было очень неудобно. Люди испытывали трудности при подсчете лет. Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий – вторым и т. д.». Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры». Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I. Откройте учебник на стр. 38 прочитайте последний абзац о том, как узнать по году исторической даты век. -Сколько лет длится I век нашей эры? -Когда начинается II век? -А когда он завершается? -В каком веке мы с вами живем? -Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать Раз-согнулись, разогнулись Два-присесть и потянулись Три-в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка На четыре –руки шире (рывки руками) Пять -повернёмся мы опять (повороты туловища в стороны) Шесть -тихо сесть. -Послушайте загадку - Дорога есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя, Луга есть – косить нельзя. В реках, морях воды нет. Что это? -Верно. Мы открываем следующую страницу урока «Карта- помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать? Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» на с. 39 учебника. Какие условные обозначения вам уже знакомы? -Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного? -Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта? -Почему же историки задают вопрос «где»? | -Записывают -Когда первый человек полетел в космос? Когда отмечался День Победы над фашистской Германией? -Когда произошло какое-то событие -Даты события -сто лет -тысячу лет Тысячелетие – 10 веков. -Рассматривают -100 лет. - В 101-м году. -В 200-м году. - Сейчас 2020 год. Это XXI век. - Они хотят знать дату исторического события. Учащиеся выполняют упражнения. -Карта - Карта звездного неба рассказывает о звездах и созвездиях, физическая карта – о поверхности Земли, политическая карта – о государствах. -Обозначения рек, озер, болот. Зеленым цветом показаны участки леса. - Все, что относится к русским войскам, раскрашено красным цветом. А все, что касается турецких войск, показано черным цветом, кроме флотилии, – она голубого цвета. - Главное на исторической карте – цвет и условные обозначения. Историческая карта указывает место, где происходило событие. - Чтобы узнать место, где произошло историческое событие. | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательных действий. Личностные: умение делать нравственный выбор. Познавательные: структурирование знаний. |
5. Закрепление изученного | - Расскажите по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы: 1) Где расположена крепость? 2) Как она обороняется изнутри? 3) Сколько входов в крепость? Назови их. 4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай? 5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска. Индивидуальная работа Проверочная работа № 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание. «Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … , а десять веков – … .. События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к … эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось … .В истории годы принято обозначать с помощью … цифр, а века – с помощью … цифр. Помощницей при изучении истории служит … (историческая) карта». № 2. Узнай по году век: 1) Первое упоминание о Москве – 117 год – … век. 2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век. 3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год – … век. 4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век. 5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век Учащиеся сдают работы на проверку. | -Отвечают -век, тысячелетие - нашей, до нашей эры -арабских, римских | Регулятивные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции. |