План-конспект урока по истории
Класс: 8
Тема урока: Крымская война
Цели урока:
1.Образовательная: Дать учащимся знания о причине крымской войны, о целях стран-участниц, о поводе, который послужил началом военных действий, о ходе и итогах войны. Показать роль России в несправедливой захватнической войне. Обратить внимание на таких личностей как: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин (главнокомандующие русской армии). Рассмотреть условия Парижского мира для России.
2.Развивающая: Способствовать формированию и развитию навыков работы с картой и с учебником. Способствовать развитию устной и письменной речи: связно и логически излагать свои мысли; умение выделять главное и систематизировать материал.
3.Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, т.е. чувства гордости и любви к своей родине на примерах подвигов русского народа.
Литература: Шестаков А.В. Великие русские полководцы. – М.,1989
Оборудование:
Учебник П.Н.Зырянов «История России XIX век» 8 класс;
Карты: «Военные действия в Крыму в 1854 – 1855 гг.», «Оборона Севастополя»;
схема на доске: «Страны-участницы»;
таблица на доске «Ход Крымской войны».
Домашнее задание: параграф 10, заполнить контурную карту.
План урока:
Орг. момент
Организация домашнего задания
Изучение нового материала, где будут рассмотрены следующие вопросы:
Причины Крымской войны
Страны-участницы войны
Цели каждой из стран – участниц
Повод войны
Этапы и основные сражения: Синопский бой, сражение на реке Альма, осада Севастополя.
Роль полководцев русской армии: В.А.Корнилова, П.С.Нахимова, В.И.Истомина.
Условия Парижского мирного договора 1856г. для России.
Ход урока:
1.Орг. момент. Организовать учащихся, настроить их на работу на уроке.
2.Организация домашнего задания: параграф 10, заполнить контурную карту.
3.Изучение нового материала.
Учитель дает задание учащимся: Прослушать рассказ и выявить причины Крымской войны.
Учащиеся слушают рассказ учителя, затем отвечают:
- Главной причиной Крымской войны послужил спор из-за святынь в Иерусалиме и Вифлееме. Этот религиозный спор носил политический характер.
- Франция поддержала католическую церковь, а Россия – православную. Султан под давлением Франции решил вопрос в пользу католиков.
Учащиеся записывают в тетрадь:
Причины войны: Конфликт между православным и католическим духовенством из-за святынь в Вифлееме и Иерусалиме в Палестине.
Задание учащимся: Выделить из рассказа учителя стран – участниц войны и их цели.
Учащиеся слушают рассказ учителя, затем отвечают:
- Основными странами, которые приняли участие в войне, были: Россия, Турция, Англия, Франция.
- Россия стремилась укрепить свое положение на Балканах и решить проблему Черноморских проливов.
- Турция выступала против влияния России и против поддержки Россией православного населения
- Англия и Франция считали Россию серьезным конкурентом на Востоке и стремились к тому, чтобы ее ослабить.
Учитель вместе с учащимися составляет схему:
Страны - участницы
Россия Франция
Турция Англия
На основе дальнейшего рассказа учителя учащиеся выделяют повод войны:
- Поводом к войне послужил ввод русских войск в Молдавию и Валахию.
Учитель рассказывает о начале войны, выделяя 2 этапа военных действий:
I 1853-1854 – военные действия между Турцией и Россией.
II 1854-1856 – борьба России с европейскими государствами.
Учитель рассказывает учащимся об основных сражениях, сопровождая рассказ показом по карте, и по ходу объяснения учителя учащиеся заполняют таблицу:
«Ход Крымской войны»
Дата | Событие | Значение |
18 ноября 1853г. | Синопский бой | Победа русской армии. |
8 сентября 1854г. | Сражение на реке Альма | Поражение русских войск. |
5 октября 1854- август 1855гг. | Осада Севастополя | Победа англо-французской армии. |
Учитель дает задание учащимся: Прочитать на с.109 в учебнике второй абзац и выделить условия Парижского мирного договора 1856г.
Учащиеся отвечают:
- Россия потеряла острова в дельте Дуная и часть южной Бессарабии. Запрещение держать военный флот на Черном море.
- России запрещалось вмешиваться в дела придунайских княжеств – Молдавии Валахии, а также Турции.
- Россия должна была уничтожить ряд крепостей на берегу Черного моря.
Вместе с учителем учащиеся сделали вывод о том, что: Россия потерпела серьезное поражение в войне. Был развеян миф о превосходстве российского государства и российских социальных порядков над европейскими. Но тем не менее надо отметить героизм русских войск, героическую оборону Севастополя, которая осталась в памяти как огромный подвиг.