kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по теме: Страны «Третьего мира»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многомиллионный арабский мир включает в себя ряд стран Африки (Египет, Судан, Алжир, Тунис, Ливия, Марокко, Мавритания) и Азии (Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия и др.). Все они в значительной мере сплочены на основе этнической общности и мощных цивилизационных традиций, ведущую роль в которых играет ислам. Однако уровень социально – экономического развития арабских стран трудно назвать однородным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме: Страны «Третьего мира»»

История

Лекция № 3.


Раздел I. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «Холодной войны».

Тема: Страны «Третьего мира».

Цель: обеспечить усвоение следующих понятий: страны «третьего мира, страны тропической Африки, вместе со студентами определить основные проблемы, стоящие перед странами «третьего мира», обозначить пути их решения, показать роль ведущих развитых стран в дальнейшем становлении стран «третьего мира», развивать умение мыслить логически, научно спорить.

Основные понятия: арабские страны, «третий мир».

Оборудование: учебник, тетрадь, мел, доска.

Тип урока: Комбинированный урок


Ход занятия.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

2. Проверка домашнего задания (25 минут)

1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны.

2. Идея коллективной безопасности. Создание ООН.

3. Речь Черчилля в Фултоне. План Маршалла.

4. Начало «холодной войны».

5. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

6. Берлинский кризис 1948 г.

7. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

8. Карибский кризис.

3. Изучение нового материала. (55 минут)


План

1. Социально-экономическое положение.

2.Исламский фундаментализм.

3. «Движение не присоединение».

№1. Многомиллионный арабский мир включает в себя ряд стран Африки (Египет, Судан, Алжир, Тунис, Ливия, Марокко, Мавритания) и Азии (Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия и др.). Все они в значительной мере сплочены на основе этнической общности и мощных цивилизационных традиций, ведущую роль в которых играет ислам. Однако уровень социально – экономического развития арабских стран трудно назвать однородным.

В преимущественном положении находятся страны, обладающие огромными запасами нефти (в особенности небольшие аравийские государства). Уровень жизни там высок и стабилен, а монархии превратились в процветающие страны с высочайшим уровнем доходов на душу населения. И если поначалу они лишь эксплуатировали дары природы, то сегодня руководствуются рациональной стратегией. Яркий пример этому - Кувейт, где миллиарды нефтедолларов вкладываются в программы социально-экономических преобразований, в покупку новейшей техники и т.д. На этот же путь вступили Саудовская Аравия и некоторые другие страны.

На противоположном полюсе находятся Судан и Мавритания, по уровню развития практически не превосходящие бедные африканские страны. Несколько смягчает эти контрасты система взаимопомощи: изрядное количество нефтедолларов из аравийских государств перекачиваются в наиболее бедные арабские страны для их поддержки.

Разумеется, успехи арабских стран зависят не только от наличия природных запасов нефти, но и от избранной ими модели развития. Арабы, как и некоторые государства Африки, уже миновали стадию «социалистической ориентации», и сегодня речь о выборе между социализмом и капитализмом уже не идёт. Гораздо актуальнее и острее воспринимается в арабском мире вопрос о сохранении традиций ислама и сочетании этого с отношением к западным ценностям к влиянию западной культуры.

№2. Исламский фундаментализм, заметно оживившийся в последней четверти XX в. и охвативший наряду с другими регионами практически весь арабский мир, призывает вернуться к чистоте учения пророка Мухаммеда, восстановить утраченные нормы жизни которые предписываются Кораном. За этим стоит нечто большее: с одной стороны, стремление укрепить свою цивилизационную самобытность, а с другой противопоставить незыблемость традиции натиску современного мира, меняющегося на глазах. В некоторых странах, несмотря на всплески фундаментализма выбран еврокапиталистический путь, который ведёт к неизбежному изменению традиционных устоев.

В других государствах (в аравийских монархиях) глубокая приверженность исламу сочетается с усвоением лишь внешних стандартов западной жизни, причём не всем населением.

Наконец есть и третий вариант - полное отторжение всего, что несёт с собой влияние Запада. В некоторых странах (Ирак) воинствующий фундаментализм в сочетании с агрессивной внешней политикой нанёс в 80-90-е годы тяжёлый удар по экономике государства и серьёзно затормозил его развитие.

Отчасти сходная ситуация возникает и в странах, связанных с арабскими странами одной религией – мусульманством (Турция, Иран, Афганистан). Различия между ними определяются их отношением к западной модели. Если Турция последовательно продолжает идти по еврокапиталистическому пути, то Афганистан остаётся страной, где реформы не проводятся последовательно, и имеется низкий уровень жизни.

№3. Лидерами стран «Тре­тье­го мира» при­ня­то счи­тать Индию, Еги­пет и Юго­сла­вию, ко­то­рые со­зда­ли в 1961 году «Дви­же­ние непри­со­еди­не­ния».Эта ор­га­ни­за­ция, из­на­чаль­но со­сто­яв­шая из 25 стран, быст­ро росла в чис­лен­ном от­но­ше­нии.

Индия как одна из учре­ди­тель­ниц дви­же­ния яв­ля­лась ли­де­ром в ази­ат­ском ре­ги­оне. В 1966 году стра­ну воз­гла­ви­ла дочь Дж. Неру – Ин­ди­ра Ганди. Она мо­дер­ни­зи­ро­ва­ла про­мыш­лен­ность, на­ци­о­на­ли­зи­ро­ва­ла её важ­ней­шие от­рас­ли и опи­ра­лась ис­клю­чи­тель­но на по­мощь СССР. В 1970-х гг. Ганди про­дол­жа­ла на­во­дить по­ря­док в го­су­дар­стве жёст­кой рукой, по­дав­ляя оп­по­зи­цию. Не ути­хал кон­фликт с Па­ки­ста­ном, в любое время гро­зив­ший пе­ре­ра­с­ти в во­ору­жён­ное столк­но­ве­ние. Толь­ко по­сред­ни­че­ство СССР сдер­жи­ва­ло обе сто­ро­ны от столк­но­ве­ния. В 1984 году ра­ди­каль­ные экс­тре­ми­сты на­ро­да сикхи за­стре­ли­ли Ин­ди­ру Ганди. Гла­вой Индии стал её из­бран­ный сын Ра­джив, ко­то­рый смяг­чил по­ли­ти­че­ский и эко­но­ми­че­ский режим в стране. В 1991 году Ра­джив Ганди был убит бом­бой на одном из ми­тин­гов. На се­го­дняш­ний день Индия яв­ля­ет­ся одной из самых ди­на­мич­но раз­ви­ва­ю­щих­ся стран в науке, про­мыш­лен­но­сти и ком­пью­тер­ных тех­но­ло­ги­ях.

В стра­нах Ближ­не­го Во­сто­ка осо­бую роль иг­ра­ли Ирак и Иран. До при­хо­да к вла­сти Сад­да­ма Ху­сей­на в 1979 году, Ирак пред­став­лял собой до­воль­но сла­бое го­су­дар­ство, яв­ляв­ше­е­ся полем для борь­бы по­ли­ти­че­ских и во­ен­ных сил между собой. По­сто­ян­ные пе­ре­во­ро­ты и кон­флик­ты не при­во­ди­ли эко­но­ми­ку го­су­дар­ства к ста­биль­но­сти и не могли успо­ко­ить на­се­ле­ние.

На­чи­ная с 1979 года, новый ирак­ский лидер Ху­сейн уста­нав­ли­ва­ет режим еди­но­лич­ной дик­та­ту­ры, но в то же время про­во­дит со­ци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, на­ла­жи­ва­ет хо­ро­шие от­но­ше­ния с СССР и стре­мит­ся стать глав­ной силой в ре­ги­оне. В 1980 году вспы­хи­ва­ет ира­но-ирак­ская война, про­дол­жав­ша­я­ся до 1988 года и не при­нёс­шая сто­ро­нам ни­ка­ко­го ви­ди­мо­го успе­ха, толь­ко тя­же­лые че­ло­ве­че­ские и эко­но­ми­че­ские по­те­ри. В 1980-х гг. Ирак во­е­вал с Из­ра­и­лем, Ку­вей­том и рядом дру­гих стран ре­ги­о­на. В 1991 годув ответ на войну с Ку­вей­том США на­ча­ли опе­ра­цию «Буря в Пу­стыне», в ходе ко­то­рой ирак­ская армия была раз­би­та.

После тер­ак­тов 11 сен­тяб­ря 2001 года пре­зи­дент США Дж. Буш-млад­ший об­ви­нил Ирак и его ли­де­ра в по­соб­ни­че­стве тер­ро­риз­му и в том, что, во­пре­ки ре­ше­нию ООН, Ху­сейн про­из­во­дит ору­жие мас­со­во­го по­ра­же­ния. В 2003 году, несмот­ря на про­те­сты ряда ве­ли­ких дер­жав, США и их со­юз­ни­ки по НАТО втор­га­ют­ся в Ирак, и уже через месяц раз­би­ва­ют ирак­скую армию. Сад­дам Ху­сейн будет аре­сто­ван, осуж­дён и по­ве­шен.

До 1978 года Иран пред­став­лял собой на­след­ствен­ную мо­нар­хию. Шах Ирана Му­хам­мед Реза Пе­хле­ви про­во­дил по­ли­ти­ку т.н. «Белой ре­во­лю­ции» (Рис. 2) – ра­ди­каль­ные ре­фор­мы, на­прав­лен­ные на пре­одо­ле­ние ве­ко­вых усто­ев и тра­ди­ций и на пре­об­ра­зо­ва­ние об­ще­ства, его ев­ро­пе­и­за­цию и мо­дер­ни­за­цию. Рас­ши­ря­лись права жен­щин, на­ча­лось про­све­ще­ние на­ро­да, на­ча­лась про­мыш­лен­ная мо­дер­ни­за­ция, ак­тив­но внед­ря­лись за­пад­ные цен­но­сти.

Аг­рар­ная ре­фор­ма при­ве­ла к обез­зе­ме­ли­ва­нию мно­гих кре­стьян­ских хо­зяйств. Мно­гие кре­стьяне дви­ну­лись в го­ро­да на за­ра­бот­ки, стали ухо­дить в про­мыш­лен­ность, ко­то­рая была ещё на­столь­ко не раз­ви­та, что в го­ро­дах ца­ри­ла без­ра­бо­ти­ца и ни­ще­та.

Недо­воль­ное своим ужас­ным со­ци­аль­ным по­ло­же­ни­ем на­се­ле­ние всё чаще стало упо­вать на ве­ко­вые цен­но­сти ис­ла­ма. Воз­рос­ла роль ду­хо­вен­ства. В 1978 году в стране на­ча­лись про­те­сты сту­ден­тов, ду­хо­вен­ства и го­род­ских низов. Шах при­ка­зы­вал стре­лять в толпу. Про­ли­лась пер­вая кровь. Мно­гие во­ен­ные, не же­лав­шие до­во­дить со­бы­тия до граж­дан­ской войны, от­ка­зы­ва­лись вы­пол­нять при­ка­зы. В на­ча­ле 1979 года шах уехал из стра­ны. Новым ли­де­ром, во­круг ко­то­ро­го стали со­би­рать­ся пред­ста­ви­те­ли на­ро­да, стал вер­нув­ший­ся из из­гна­ния за кри­ти­ку «Белой ре­во­лю­ции» ая­тол­ла (выс­шее ду­хов­ное зва­ние у ши­и­тов) Ру­хол­ла Му­са­ви Хо­мей­ни.

В те­че­ние 1979 года сто­рон­ни­ки шаха были раз­гром­ле­ны, по­сле­до­ва­те­ли Хо­мей­ни за­хва­ти­ли аме­ри­кан­ское по­соль­ство, т.к. имен­но в США они ви­де­ли ко­рень всех бед. В стране про­изо­шла Ис­лам­ская ре­во­лю­ция – воз­врат к чи­сто­те ис­ла­ма и Ко­ра­на. В 1980-х гг. Хо­мей­ни вёл войну с Ира­ком и ис­ла­ми­зи­ро­вал иран­ское об­ще­ство. К вла­сти при­шли ис­лам­ские фун­да­мен­та­ли­сты – рев­ност­ные и стро­гие по­сле­до­ва­те­ли ис­лам­ских тра­ди­ций.

Со смер­тью в 1989 году Хо­мей­ни, роль фун­да­мен­та­ли­стов по­сте­пен­но осла­б­ла. В 2005 году пре­зи­ден­том Ирана стал ра­ди­каль­ный ис­ла­мист Ах­ма­ди­не­жад, про­во­дя­щий жёст­кую по­ли­ти­ку по от­но­ше­нию к глав­но­му врагу – США.

В стра­нах Ла­тин­ской Аме­ри­ки в 1960-1970-х гг. про­ис­хо­ди­ли ре­во­лю­ци­он­ные из­ме­не­ния, где власть пе­ре­ш­ла либо в руки ге­не­ра­лов – во­ен­ной хунты, либо к про­со­ци­а­ли­сти­че­ским силам.

На юге Ла­тин­ской Аме­ри­ки ка­пи­та­ли­сти­че­ские и ин­ду­стри­аль­ные от­но­ше­ния раз­ви­ва­лись несколь­ко быст­рее. В 1970 году на вы­бо­рах пре­зи­ден­та Чили по­бе­дил кан­ди­дат от ле­во­го блока Саль­ва­дор Альен­де. Он начал про­во­дить пре­об­ра­зо­ва­ния в духе со­ци­а­лиз­ма: на­ци­о­на­ли­за­ция круп­ной про­мыш­лен­но­сти, в том числе и за­ру­беж­ной, аг­рар­ная ре­фор­ма и проч. На­ци­о­на­ли­за­ция про­мыш­лен­ных объ­ек­тов За­па­да при­ве­ла к от­то­ку ка­пи­та­ла, что вы­зва­ло рез­кое недо­воль­ство мно­гих слоёв на­се­ле­ния. Без­ра­бо­ти­ца стала расти. Ин­фля­ция съе­да­ла все при­бав­ки к вы­пла­там ра­бо­чих и слу­жа­щих. В стране был объ­яв­лен де­фолт – го­су­дар­ство не могло пла­тить по внеш­ним дол­гам.

В таких усло­ви­ях в 1973 году власть за­хва­ти­ла груп­па ге­не­ра­лов во главе с Аугу­сто Пи­но­че­том. Штурм пре­зи­дент­ско­го двор­ца за­кон­чил­ся убий­ством Альен­де. Лидер ком­му­ни­стов Чили и боль­шой друг СССР Луис Кор­ва­лан был аре­сто­ван и по­са­жен в тюрь­му.

На­чи­ная с 1970-х гг. в ряде стран Ла­тин­ской Аме­ри­ки стали уста­нав­ли­вать­ся дик­та­тор­ские ре­жи­мы во­ен­ных: Уруг­вай, Ар­ген­ти­на, Бо­ли­вия. В Чили к вла­сти при­ш­ла хунта во главе с Пи­но­че­том, ко­то­рый «от­ли­чил­ся» мас­со­вы­ми каз­ня­ми на ста­ди­о­нах про­тив­ни­ков ре­жи­ма, со­зда­ни­ем конц­ла­ге­рей и за­пре­ще­ни­ем вся­ко­го рода за­ба­сто­вок.

На­чи­ная с 1980-х гг., во­ен­ные хунты, где под на­жи­мом ре­во­лю­ци­он­ных сил, а где де­мо­кра­ти­че­ским вы­бор­ным путём стали сда­вать свои по­зи­ции и усту­пать власть новым силам. Так, если Пи­но­чет ушел в ходе ре­фе­рен­ду­ма (все­об­ще­го го­ло­со­ва­ния), то в Ни­ка­ра­гуа, после оже­сто­чён­ной граж­дан­ской войны между «кон­трас» (под­держ­ка США) и «сан­ди­ни­ста­ми» (под­держ­ка Кубы и ряда стран соц­ла­ге­ря), по­бе­ду одер­жал Да­ни­эль Ор­те­га.

На се­го­дняш­ний день, ряд стран Цен­траль­ной и Южной Аме­ри­ки вы­сту­па­ют еди­ным фрон­том про­тив ге­ге­мо­нии США. Так, в 1998 году на вы­бо­рах в Ве­не­су­э­ле по­бе­дил со­ци­а­ли­сти­че­ски на­стро­ен­ный лидер Уго Чавес, про­воз­гла­сив­ший борь­бу с США. С 2013 года эту борь­бу воз­глав­ля­ет его пре­ем­ник Ни­ко­лас Ма­ду­ро.

На се­го­дняш­ний день стра­ны Тре­тье­го мира и стра­ны, вхо­дя­щие в Дви­же­ние Непри­со­еди­не­ния, на­счи­ты­ва­ют собой 108 стран.


Закрепление изученного материала.

1. Как вы понимаете термин «третий мир»?

2.Какие проблемы стоят перед «третьим миром» в целом?

3. Какие блоки (группы) стран можно выделить в «третьем мире»?


5. Домашнее задание. Артемов с. 230–236 (2 минуты)


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по теме: Страны «Третьего мира»

Автор: Халардина Дарья Вячеславовна

Дата: 04.06.2021

Номер свидетельства: 582599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Конспект интегрированного урока по теме "Изменения политической карты в 20 веке. Многообразие стран современного мира""
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-tiemie-izmienieniia-politichieskoi-karty-v-20-viekie-mnoghoobraziie-stran-sovriemiennogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "252276"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447349352"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Конспект урока на тему: «СССР: мирное сосуществование. Успехи и противоречия»""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_sssr_mirnoie_sosushchiestvovaniie_uspiekhi_i_protivorie"
    ["file_id"] => string(6) "355354"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478278122"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока по окружающему миру "ПервоЛого" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-piervologho"
    ["file_id"] => string(6) "128778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415558933"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока на тему "Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран  Западной Европы""
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekturokanatiemustranyievropyobshchaiakharaktieristikarieghionaieghosostavnasielieniiakharaktieristikakhoziaistvastranzapadnoiievropy"
    ["file_id"] => string(6) "303199"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457455282"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект занятия "Путешествие по Родине""
    ["seo_title"] => string(41) "konspekt_zaniatiia_puteshestvie_po_rodine"
    ["file_id"] => string(6) "639551"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1699512307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства