Мотивационно – целевой этап. Стадия вызова /10 минут/ Прогнозирование темы урока. Целеполагание. | Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными. Предлагаю с помощью смайликов отобразить своё настроение в начале урока. - Ребята, какие реки вы знаете? - Какая река протекает в нашем селе? - А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом? - А ведь такое место есть? - Молодцы! Ответьте ещё на несколько вопросов: - Сколько глаз у человека? - Сколько ног у человека? - Сколько туфелек было у Золушки? - Самая плохая оценка? Цифра 2 – это важная цифра, которая на нашем уроке будет самой главной. 1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства. 1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать? 1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства. Организация работы с атласами, один показывает у доски, на настенной карте. Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию. 1.4.Географическое положение и природа Двуречья . - Определите, на каком материке находится новая страна? -Определите по карте, в какой части света находится страна? -Как называются реки, которых мы достигли? - Где начало рек и куда они впадают? -Через какие страны мы добрались до этих рек? -Как называются современные государства, по территории которых протекают эти реки? - О каком государстве мы слышим каждый день в сообщениях СМИ? Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье» Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? -Как бы вы еще назвали эту страну? Значит, что будет темой изучения нашего урока? (Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ») 1.5. Организует учащихся на мозговую атаку, предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства. Организует обсуждение. Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей. Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР» Контрольно – оценочная деятельность. - Кто согласен с выполненной работой? - С чем согласны ? - Кто не согласен и с чем именно? - Оцените работу. - У кого возникли трудности? В чём? П о с л е обсуждения: Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока. | Отвечают на вопросы Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии. Примерные ответы: Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, вдоль побережья Средиземного моря, по Аравийскому п/о попадают на берег реки Евфрат (в Азию) Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат. Евразия Азия р.Тигр и р.Ефрат Текут с гор Закавказья и впадают в Персидский залив Палестина,Сирия,Финикия. Турция,Сирия,Ирак. Сирия (сообщение о российской операции против терроризма в Сирии) Отвечают – Двуречье Междуречье История Двуречья Работа учащихся, выделение основных характеристик. Один ученик выполняет работу на доске |
Осмысление /20 минут/ Физминутка( 5 мин) | 2.1. Задает вопрос: почему государство названо Двуречье? Ещё эту страну называют Месопотамия. Месопотамия - это древнегреческое название, означающее «страна между двух рек». Итак, Древнее Двуречье возникло около 5 тыс. лет назад. В то же время, как и Египет. Жителями Двуречья были шумеры – один из самых загадочных народов: откуда они пришли – никто не знает, по одной из легенд они называют своей родиной о. Дильмун в Персидском заливе. По внешнему виду их трудно спутать с другими народами. Приземистые фигуры, смуглая кожа, длинные, прямые носы, темные прямые или курчавые волосы. Земля, на которой жили шумеры, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. Память о катастрофических наводнениях сохранилась в шумерских мифах о потопе. Вопрос: Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? Чтобы защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, шумеры рыли каналы, сооружали плотины, копали колодцы. Благодаря этому страна стала плодородной. Труднее обстояло дело с сырьем необходимым для строительства. Дерево доставлялось с большим трудом. Дома приходилось строить из тростника. Потом обмазывали глиной. Из глины древние шумеры делали все. Посуду, игрушки. Даже орудия труда. С развитием ремесел появляются два крупных города Ур и Урук. Строили храмы и дворцы. Их язык очень долго не поддавался расшифровке. Работа в парах. Выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья. Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а так же во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь? Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь? Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.) Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье. 2.2. Организует работу - «Мозговая атака» Цель: выяснить линии для сравнения 2.3.Организует, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске. Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод. 2.5. Физминутка 2.6.Предлагает решить задачу СЛАЙД «Реши задачу» В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. 2.7. Работа с текстом учебника стр.67. «Башни от земли до неба» Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ» Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой - Каким богам преклонялись жители Двуречья? -Какую роль играли жрецы в Двуречье? 2.8. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья. Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем? Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов. - Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени? Словарная работа. Клинопись — вид письма древнего Двуречья. Древнее письмо было рисуночным. Часто один рисунок имел много значений. Это вызывало затруднения. Чтение текстов иной раз превращалась в разгадывания ребусов. Только опытный мог написать без ошибок. Грамотность была привилегией. Не все могли учиться. В Двуречье было много школ. В них учили детей жрецов, чиновников и других высокопоставленных лиц. - Почему именно глина служила в качестве писчего материала? Ответ простой. Для деловой переписи был нужен дешёвый и простой материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы, дворцы. 2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья? Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья. Результат должен быть озвучен при помощи учителя. слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ Работа в группах 1 группа- рабочая тетрадь задание № 50 стр.39. 2 группа - рабочая тетрадь задание № 49 стр.39. | Высказывают предположения, что, скорее всего из-за того, что возникло между рек. Сообщение ученика: «Миф о потопе» «Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через 6 дней и 7 ночей закончилась буря, и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным» Отвечают: Разливы рек Тигр и Ефрат. Ответ: Земледелие. Ответ: Скотоводство. Ответ: Торговля. Работа, обсуждение, выделение основных характеристик. Запись на доске, отбор наиболее важных: климат, почва, растительность, занятия ЕГИПЕТ | ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ | ДВУРЕЧЬЕ | теплый климат | климат | теплый климат разливы рек сильнее | плодородная | почва | плодородная | | растительность | | земледелие, ремесло, строительство каналов. | занятия | земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины | Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов. Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины. - жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых. Читают. В одном городе богу солнца Шамашу, в другом – богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, а к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях. Они были служителями храмов, могли общаться с богами Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой. Рассматривают слайды Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись Примерный ответ: Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты - наука, литература, архитектура, скульптура, живопись Работают в группах. |
3. Рефлексия. (5 мин) | 3.1.На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях. слайда «Закончи предложения» Игра «Веришь – не веришь» Актуализация знаний на изучение материала следующего урока Наследниками культуры шумеров станут народы нескольких государств Двуречья, каких мы узнаем на следующем уроке. Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь - стр.36-37,№44,45. Описать рисунки нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова: Ученики, учитель, работник, разминающий глину. Дополнительное задание: 1 уровень: Задается домашнее задание слабым ученикам пересказать « Миф о всемирном потопе». 2 уровень: Раздаются напечатанные пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты: а) Бедняк занимает - себе забот наживает. б) Хорошо одетому всегда рады. в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку. 3 уровень: 1) Сильным предлагается найти ответ на вопрос: В клинописи несколько сот разных знаков. Почему так много? Почему знаки письма в Двуречье имели клинообразную форму? 2).По желанию, творческое задание: составить рассказ о том, как учились в школах Двуречья. Выставляются оценки за урок. 1. С какой темой мы познакомились сегодня? 2. Что нового вы узнали? 3. Что было интересным? Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами. Учитель просит открыть тетрадь и на чистом листе обвести ладонь по контуру. Когда ладонь нарисована, обучающиеся заштриховывают то количество пальчиков, которое соответствует их оценке на уроке. Дети поясняют, почему они так себя оценили. Возвращаемся к смайликам. Прошу показать своё настроение в конце урока. Спасибо за урок! |