kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коллективизация сельского хозяйства

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматриваются отрицательные и положительные стороны Коллективизации сельского хозяйства в Казахстане.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коллективизация сельского хозяйства»

Тема: Коллективизация сельского хозяйства

Форма проведения: комбинированный урок.

Цель: дать представление о сущности процесса коллективизации, освоить навыки работы со статистическим материалом (историческая статистика, обобщенная в таблицы), на основе краеведческого материала конкретизировать и углубить знания учащихся.

Основные понятия: коллективизация, раскулачивание, репрессии.

Оборудование: учебная карта, раздаточный материал (таблицы), записи на доске

План урока:

  1. Работа с терминами.

  2. Причины проведения коллективизации.

  3. Основные этапы коллективизации.

  4. Массовые репрессии.

  5. Проведение коллективизации в Тамбовском крае.

  6. Итоги коллективизации.


Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

В СССР примерно на протяжении пяти лет: с 1929 по 1933 г. реализовалась программа коллективизации. В стране к 1929 г. проживало примерно 160 млн. человек, из которых не менее 130 млн. составляли крестьяне (80%).

Коллективизация –политика насильственного преобразования сельского хозяйства в конце 1920-1930-х гг. на основании раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности.

Раскулачиваниев годы коллективизации сельского хозяйства: лишение крестьянина, считавшегося кулаком, средств производства, права пользоваться землей и политических прав.

Репрессии – (лат. подавление) карательные меры, наказания.


2. Причины проведения политики коллективизации в СССР.

3. Основные этапы процесса коллективизации.

На доске заранее сделана запись:

ХРОНИКА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

I этап 1927-1929 гг.:

  • декабрь 1927 г. - XV съезд ВКП(б);

  • 7 ноября 1929 г. – «Правда» - «Год великого перелома» - статья И.В. Сталина;

  • ноябрь 1929 г. – Пленум ЦК ВКП(б);

II этап 1930-1937 гг.:

  • 5 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) о “сплошной коллективизации”;

  • 30 января 1930 г. – закрытое постановление ЦК ВКП(б) о “ликвидации кулачества как класса”;

  • 2 марта 1930 г. – “Правда” – “Головокружение от успехов” – статья И.В. Сталина;

  • 1932 –1933 гг. – голод;

  • январь 1937 г. – коллективизировано более 90% крестьянских хозяйств.


4. Процесс раскулачивания, который был частью политики массовых репрессий.

Согласно закрытому постановлению ЦК от 30 января 1930 г. проводилась политика «ликвидации кулачества как класса». Сопротивляться насильственной коллективизации в деревне могло только трудолюбивое, высококвалифицированное, зажиточное крестьянство – кулачество. Для того, чтобы загнать крестьян в колхозы, необходимо было ликвидировать этот слой населения. Все «кулацкое население» разбивалось на III категории:

I категория этапировалась в концлагеря или подлежала расстрелу;

II – депортировалась в отдаленные местности СССР;

III – выселялась за пределы колхоза, проводившего раскулачивание.


Учитель: Одно из самых пронзительных свидетельств рисует следующую картину раскулачивания в средней полосе России:

Было мне тогда 4 года, когда пришли раскулачивать моих родителей. Со двора выгнали всю скотину и очистили все амбары и житницы. В доме выкинули все из сундуков, отобрали все подушки и одеяла. Активисты тут же на себе стали примерять отцовские пиджаки и рубашки. Вскрыли в доме все половицы, искали припрятанные деньги. С бабушки (она мне приходилась прабабушкой, ей было больше 90 лет, и она всегда мерзла) стали стаскивать тулупчик. Бабушка, не понимая, чего от нее хотят, побежала к двери, но ей один их активистов подставил подножку, и когда она упала, с нее стащили тулупчик. Она тут же и умерла.

Ограбив нас, пьяные уполномоченные, хохоча, переступили через мертвое тело бабышки и двинулись к нашим соседям, которые тоже подлежали раскулачиванию, предварительно опрокинув в печи чугуны со щами и картошкой, чтобы мы оставались голодными. Отец же стал сколачивать гроб из половиц для бабушки. Три дня, пока покойница лежала в доме, к нам еще не раз приходили уполномоченные, всякий раз унося с собой то, что не взяли ранее, будь то кочерга или лопата. Я сидела на окне и караулила – не идут ли опять активисты. Икак только они появлялись, быстро стаскивала со своих ног пуховые носочки и прятала под рубашку, чтобы их у меня не отняли.

В день, когда должны были хоронить бабушку, в дом ввалилась пьяная орава комсомольцев. Они стали всюду шарить, требуя у отца денег. Из съестного в доме оставалось всего килограмма два проса, которое мама собрала в амбаре на полу. Его рассыпали в первый день раскулачивания из прорвавшегося мешка, который тащили пьяные комсомольцы. Пока они рылись в доме, мама незаметно сунула в гроб, под голову мертвой бабушки, наш последний мешочек с просом. Активисты, не найдя в доме денег, стали их искать в гробу у покойницы. Они нашли мешочек с просом и забрали его с собой”.


Цели и итоги проведения коллективизации в СССР.

Цели. Итоги.

1. Получение средств на индустриализацию в стране.

1. Перекачивание средств из села в город. Создано огромное количество новых промышленных предприятий. Ускорение в 2 раза темпов роста тяжелого машиностроения.

2. Ликвидация «аграрного перенаселения»

2. Массовый исход крестьян из деревень, дефицит рабочей силы в деревне.

3. «Ликвидация кулачества как класса».

3. Ликвидированы лучшие представители крестьянской культуры: трудолюбивые, бережливые, квалифицированные, умелые хозяева.

4. Централизованное управление сельским хозяйством.

4. Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда.

5. Повышение эффективности труда в деревне.

5. Отвлечение огромных средств от развития с/х производства и инфраструктуры села. Ликвидация экономических стимулов его развития.


Вопросы для закрепления:

  1. Что такое коллективизация?

  2. Каковы причины провозглашения политики массовой коллективизации?

  3. Можно ли было избежать этого процесса в условиях советского режима?

  4. Когда был взят курс на коллективизацию?

  5. Какими методами проводилась коллективизация?

  6. Когда появилась статья И.В. Сталина “Год великого перелома”? Как она повлияла на ход коллективизации?

  7. Кто такой кулак? Расскажите об отношениях советской власти к кулачеству.

  8. Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?

  9. Почему партия направляла в деревню для организации работы колхозов рабочих заводов?

  10. Что такое МТС? Когда они были созданы и какую роль сыграли в коллективизации?

  11. Каковы причины массового голода в 1932-1933 гг.

  12. В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации?

  13. Каковы негативные последствия коллективизации?

  14. Какая форма ведения сельского хозяйства, на ваш взгляд, более эффективная: частная, коллективная, смешанная? Каким вы видете аграрный строй будущего?


Домашнее задание: & 27-28 до конца, термины, заполнение таблицы “ Цели и итоги проведения коллективизации в СССР” до конца, подготовиться к контрольному опросу на тему “Индустриализация и коллективизация”.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Коллективизация сельского хозяйства

Автор: Мухаметжанова Мадина Балтабаевна

Дата: 03.07.2016

Номер свидетельства: 336872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок по истории и культуре Башкортостана на тему: Коллективизация сельского хозяйства "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-po-istorii-i-kul-turie-bashkortostana-na-tiemu-kolliektivizatsiia-siel-skogho-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "240523"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445026266"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Тема: Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-kolliektivizatsiia-siel-skogho-khoziaistva-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "173063"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423920939"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Коллективизация сельского хозяйства  в Казахстане "
    ["seo_title"] => string(59) "kolliektivizatsiia-siel-skogho-khoziaistva-v-kazakhstanie-1"
    ["file_id"] => string(6) "184460"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426057489"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "История Казахстана. Разработка урока по теме"Коллективизация сельского хозяйства" 9 класс. "
    ["seo_title"] => string(98) "istoriia-kazakhstana-razrabotka-uroka-po-tiemie-kolliektivizatsiia-siel-skogho-khoziaistva-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "201633"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429096496"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тест "коллективизация сельского хозяйства""
    ["seo_title"] => string(48) "tiest_kolliektivizatsiia_siel_skogho_khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "408281"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1491854977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства