kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Коллективизация крестьянства".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории с применением компьютерной презентации. Работа над проблемным вопросом, подготовка к написанию эссе на ЕГЭ по истории

Просмотр содержимого документа
«"Коллективизация крестьянства".»

Тема урока по истории Отечества:

"Коллективизация крестьянства". 11-й класс

(Урок изучения нового материала с применением компьютерной презентации)

Ольховая Л.С, учитель истории

Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию причин, целей, задач, проблем коллективизации.

  • Проанализировать планы преобразования деревни, оценить результаты коллективизации.

  • Развить умение давать аргументированную оценку историческому событию.

Возможная личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования.

Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, знакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации и элементами дискуссии.

Приемы деятельности учителя:

  • конспективное повествование с опорой на слайды

  • образное повествование

Основные понятия: коллективизация, кулак

Источники информации:

  1. Н.В.Загладин, С.И. Минаков. История Отечества 20-21 века»М., «Русское слово»,2016 г;

  2. С.И. Алексеев, Б.Ф.Мазуров История России в схемах и таблицах 10-11 классы . «Вента –Граф» 2015 г;

  3. Данилов А. История России в таблицах М., 1998 г.;

45. П.А. Баранов История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;



ХОД ЗАНЯТИЯ

Включаем компьютер и входим в программу презентации Power Point.

На первом слайде размещаем название темы и план, с которым будут ознакомлены ученики в начале урока.

План по теме

1.Цели коллективизации

2 «Год великого перелома»

3. «Головокружение от успеха»

4. Результаты

5. Итоги

Учащиеся ставят цели и задачи урока. Обсуждают план действий.

На втором слайде даются определения коллективизации и цели коллективизации Рассматривая цели коллективизации, задаем вопрос: как коллективизация была связана с индустриализацией? Отмечаем, что в 1927 г. количество кулаков составляло около 4% (1 млн. при общем числе 20 млн.). Кулаки владели 15% посевов и 11,2%   рабочего скота. Обращаемся к тексту учебника и определяем формы обобществления производства (ТОЗЫ, артели, коммуны)

Третий слайд рассказывает о событиях начального этапа коллективизации. Бухарин Н.И., Рыков А.И. были противниками чрезвычайных мер, как политической линии, внутрипартийная борьба обострилась. Колхозам предоставлялись льготы по получению в использование земли, кредитованию, налогооблажению, кулаков принуждали продавать земледельческую технику.

1927 г. – ХV съезд партии определил, что коллективизация должна стать основной задачей партии в деревне

1928 г. – Закон “Об общих началах землепользования и землеустройства

1928 г. – создание машинно-тракторных станций (МТС)

Каждому рабочему активисту были поставлены нормы коллективизации.
Чтобы выполнить обязательства один из активистов по фамилии Аристов говорил на собраниях: “Кто против коллективизации, тот против советской власти, и я с этих людей шкуру спущу, а кишки размотаю на телефонный столб. Ну, кто против соввласти?"
При таком методе он добился 100%

1928 г. – направление в сельские районы рабочих активистов для сплочения бедноты и поддержки колхозного строительства (25-тысячники)

7 ноября 1929 г. – в газете “ПРАВДА” появилась  статья Сталина “Год великого перелома”, где говорилось “о коренном перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию.

15 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) “О тем пе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству.

декабрь 1930 г. – Сталин объявил о переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”.

Используется четвертый слайд, где учитель рассказывает о том, что кулаков выселяли в места непригодные для жизни. Снабжение спецпереселенцев продуктами питания было ниже самого низкого предела, медпомощь отсутствовала. Трудспецпереселенцев (так называли кулаков) использовали на лесоповалах, добыче угля, торфа, строительстве и т.д. Эпидемии, голод уносили тясячи человеческих жизней.

Пятый слайд рассказывает о результатах коллективизации. Комментируя цифровой материал, учитель дополняет его следующей информацией:

  • Город получил дешевые продукты, сырье, рабочую силу и льготный рынок сбыта.

  • Репрессированы наиболее опытные и преуспевающие крестьяне.

  • Ужасны были последствия голода.

  • Сельское хозяйство стало частью госсектора.

  • Тысячелетние традиции крестьянской этики подорваны.

  • Ножницы цен” закреплены символическими ценами на с/х продукты.

  • Отсталость с/х и хроническая нищета села практически до настоящего времени.

Какие чувства вы испытываете, узнав о том, что такое коллективизация и какими методами она проводилась? (Подсказка в начальных буквах предложений)

Ради чего были жертвы?

Стоила ли овчинка коллективизации чрезвычайной сталинской выделки?

 

1928 г.

1932 г.

%
рост (+), снижение (–)

Вся посевная площадь млн. га

113,0

134,4

+ 19

Валовой сбор зерновых млн. т.

73,3

69,9

– 5

Урожайность, ц 1 га

7,9

7,0

– 13

Производство мясо млн. т.

4,9

2,8

– 43

Производство молока млн. т.

31,0

20,3

– 33

Голод унес 5 млн. человеческих жизней НО!

  1. Созданы условия для индустриального скачка.

  2. Дополнительные рабочие руки –––– в города.

  3. Обретена независимость от импорта важных с/х культур.

  4. Повысился уровень механизации с/х труда.

Используя следующий слайд, характеризуем экономические и социальные последствия коллективизации.

Экономические последствия

Социальные последствия

1. Перекачивание средств из села в город

Отвлечение огромных средств от развития с/х производства и инфраструктуры села

2. Ликвидация кулачества

Укрепление социальной базы сталинской диктатуры

3. Огосударствление сельскохозяйственного производства

Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов с/х производства

4. Ликвидация аграрного перенаселения

Массовый “исход” крестьян из деревень, дефицит рабочей силы на селе


В конце урока в качестве закрепления предлагаем следующие вопросы:

1. Назовите причины провозглашения политики массовой коллективизации.
2. Почему политика коллективизации сопровождалась раскулачиванием?
3. В чем заключались особенности тактической линии Сталина в период проведения политики сплошной коллективизации?
4. В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации? Каковы были ее негативные последствия?
5. Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация?

В качестве домашнего задания может быть предложена следующая работа: написать эссе, группе сильных учащихся -подготовить информационный проект

« Коллективизация -это трагедия крестьянина труженика?»

Подведение итогов. Учитель анализирует итоги комбинированного урока с использованием мультимедийной презентации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Коллективизация крестьянства".

Автор: Ольховая Лидия Сергеевна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Коллективизация "
    ["seo_title"] => string(18) "kolliektivizatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "163037"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422438834"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Индустриализация и коллективизация в СССР "
    ["seo_title"] => string(46) "industrializatsiia-i-kolliektivizatsiia-v-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "146423"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419173162"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане "
    ["seo_title"] => string(57) "kolliektivizatsiia-siel-skogho-khoziaistva-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "165802"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422877622"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Строительство социализма в 20-30-е годы.Великий перелом. "
    ["seo_title"] => string(62) "stroitiel-stvo-sotsializma-v-20-30-ie-ghody-vielikii-pierielom"
    ["file_id"] => string(6) "238477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444573332"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект  урока по истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-1"
    ["file_id"] => string(6) "187500"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426522157"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства