Возможная личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасного существования.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся углубляют свои знания о сущности политики коллективизации в процессе модернизации страны, знакомятся с ходом, результатами и последствиями коллективизации; убеждаются в ее негативных последствиях; осуждаются формы и методы проведения коллективизации.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации и элементами дискуссии.
Приемы деятельности учителя:
конспективное повествование с опорой на слайды
образное повествование
Основные понятия: коллективизация, кулак
Источники информации:
Н.В.Загладин, С.И. Минаков. История Отечества 20-21 века»М., «Русское слово»,2016 г;
С.И. Алексеев, Б.Ф.Мазуров История России в схемах и таблицах 10-11 классы . «Вента –Граф» 2015 г;
Данилов А. История России в таблицах М., 1998 г.;
45. П.А. Баранов История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Включаем компьютер и входим в программу презентации Power Point.
На первом слайде размещаем название темы и план, с которым будут ознакомлены ученики в начале урока.
План по теме
1.Цели коллективизации
2 «Год великого перелома»
3. «Головокружение от успеха»
4. Результаты
5. Итоги
Учащиеся ставят цели и задачи урока. Обсуждают план действий.
На втором слайде даются определения коллективизации и цели коллективизации Рассматривая цели коллективизации, задаем вопрос: как коллективизация была связана с индустриализацией? Отмечаем, что в 1927 г. количество кулаков составляло около 4% (1 млн. при общем числе 20 млн.). Кулаки владели 15% посевов и 11,2% рабочего скота. Обращаемся к тексту учебника и определяем формы обобществления производства (ТОЗЫ, артели, коммуны)
Третий слайд рассказывает о событиях начального этапа коллективизации. Бухарин Н.И., Рыков А.И. были противниками чрезвычайных мер, как политической линии, внутрипартийная борьба обострилась. Колхозам предоставлялись льготы по получению в использование земли, кредитованию, налогооблажению, кулаков принуждали продавать земледельческую технику.
1927 г. – ХV съезд партии определил, что коллективизация должна стать основной задачей партии в деревне
1928 г. – Закон “Об общих началах землепользования и землеустройства
1928 г. – создание машинно-тракторных станций (МТС)
Каждому рабочему активисту были поставлены нормы коллективизации. Чтобы выполнить обязательства один из активистов по фамилии Аристов говорил на собраниях: “Кто против коллективизации, тот против советской власти, и я с этих людей шкуру спущу, а кишки размотаю на телефонный столб. Ну, кто против соввласти?" При таком методе он добился 100%
1928 г. – направление в сельские районы рабочих активистов для сплочения бедноты и поддержки колхозного строительства (25-тысячники)
7 ноября 1929 г. – в газете “ПРАВДА” появилась статья Сталина “Год великого перелома”, где говорилось “о коренном перелом в развитии нашего земледелия от мелкого и индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию.
15 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) “О тем пе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству.
декабрь 1930 г. – Сталин объявил о переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”.
Используется четвертый слайд, где учитель рассказывает о том, что кулаков выселяли в места непригодные для жизни. Снабжение спецпереселенцев продуктами питания было ниже самого низкого предела, медпомощь отсутствовала. Трудспецпереселенцев (так называли кулаков) использовали на лесоповалах, добыче угля, торфа, строительстве и т.д. Эпидемии, голод уносили тясячи человеческих жизней.
Пятый слайд рассказывает о результатах коллективизации. Комментируя цифровой материал, учитель дополняет его следующей информацией:
Город получил дешевые продукты, сырье, рабочую силу и льготный рынок сбыта.
Репрессированы наиболее опытные и преуспевающие крестьяне.
Ужасны были последствия голода.
Сельское хозяйство стало частью госсектора.
Тысячелетние традиции крестьянской этики подорваны.
“Ножницы цен” закреплены символическими ценами на с/х продукты.
Отсталость с/х и хроническая нищета села практически до настоящего времени.
Какие чувства вы испытываете, узнав о том, что такое коллективизация и какими методами она проводилась? (Подсказка в начальных буквах предложений)
Ради чего были жертвы?
Стоила ли овчинка коллективизации чрезвычайной сталинской выделки?
1928 г.
1932 г.
% рост (+), снижение (–)
Вся посевная площадь млн. га
113,0
134,4
+ 19
Валовой сбор зерновых млн. т.
73,3
69,9
– 5
Урожайность, ц 1 га
7,9
7,0
– 13
Производство мясо млн. т.
4,9
2,8
– 43
Производство молока млн. т.
31,0
20,3
– 33
Голод унес 5 млн. человеческих жизней НО!
Созданы условия для индустриального скачка.
Дополнительные рабочие руки –––– в города.
Обретена независимость от импорта важных с/х культур.
Повысился уровень механизации с/х труда.
Используя следующий слайд, характеризуем экономические и социальные последствия коллективизации.
Экономические последствия
Социальные последствия
1. Перекачивание средств из села в город
Отвлечение огромных средств от развития с/х производства и инфраструктуры села
2. Ликвидация кулачества
Укрепление социальной базы сталинской диктатуры
3. Огосударствление сельскохозяйственного производства
Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов с/х производства
4. Ликвидация аграрного перенаселения
Массовый “исход” крестьян из деревень, дефицит рабочей силы на селе
В конце урока в качестве закрепления предлагаем следующие вопросы:
1. Назовите причины провозглашения политики массовой коллективизации. 2. Почему политика коллективизации сопровождалась раскулачиванием? 3. В чем заключались особенности тактической линии Сталина в период проведения политики сплошной коллективизации? 4. В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации? Каковы были ее негативные последствия? 5. Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация?
В качестве домашнего задания может быть предложена следующая работа: написать эссе, группе сильных учащихся -подготовить информационный проект