Учитель объясняет тему, цель и задачи урока, которые необходимо реализовать в процессе урока.
- Но прежде чем мы с вами перейдем к новой теме, мы должны повторить ранее изученный материал.
Мозговая атака:
- Какие племенные союзы проживали на территории Казахстана в VΙΙΙ – ΙΙΙ в. до н.э.? (саки, каспии, аргипеии, аримаспы, исседоны, скифы) отмечают на карте.
2. Стадия вызова. К/М. Стратегия «Кубик».
Учащиеся бросают кубик, выпавшая грань определяет номер вопроса.
Вопросы:
Какие источники повествуют о жизни саков?
Клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов.
Как греки называли жителей Степи? Азиатские скифы.
Древнегреческий историк, «отец истории», писавший о саках? Геродот.
Как Геродот называл саков? Массагеты.
Кто управлял сакским племенем? Вождь.
Что Ктесий писал о сакских женщинах? Сильные, участвуют в битвах, наравне с мужьями.
На какие группы делились сакские племена? Тиграхауда, парадарайя, хаумаварга.
Какие племена населяли земли северо-восточнее Арала? Даи, аргиппеи, исседоны, массагеты.
Какую роль выполнял вождь в сакском племени? Руководил, решал споры, регулировал отношения внутри рода, вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок.
Из каких групп состояло сакское общество? Воины, жрецы. Скотоводы-земледельцы.
Какую одежду носили воины, жрецы, общинники? Красную, белую, желтую или синюю.
Как доказать что у саков существовало социальное неравенство? По захоронениям.
……………………..
Какие вопросы решались на народном собрании у саков? Выбирали вождей племен.
Какую роль выполнял старейшина рода? Возглавлял перекочевку.
………………………………………………………………..
Новая тема:
Саки занимались кочевым скотоводством. Впрягали 2, 3 пары быков, лошадей или верблюдов в 2-х, 4-х, 6-иколесные повозки, покрытые кошмой. Переезжали со всем имуществом, мужчины верхом на лошадях, женщины и дети в повозках.
По сведениям Геродота саки на зимовках жили и в деревянных жилищах, покрытых кошмой, также строили дома из саманных кирпичей.
Во время охоты использовали куйме (юрту на повозке), 2-хколесные, различные по устройству колес. Военные куйме запрягались лошадьми, а большие куйме – пара лошадей или верблюдов.
А теперь давайте выясним, какой вид хозяйства преобладал у саков, для этого разделимся на 2 группы: земледельцы и скотоводы.
Стадия осмысления.
Ι. Разделившись на группы, учащиеся, работая с учебником,заполняют схемы:
1 группа:
СКОТОВОДСТВО
(для чего выращивали)
(как использовали)
2 группа:
Дополнительное хозяйство
земледелие
(какой образ жизни?)
(выращивали) (на какой территории?)
Анализ заполнения. Выступление спикеров.
Физминутка «Чайничек».
Учащиеся должны повторять то, что говорит и показывает учитель.
В чайничке – крышечка,
в крышечке – шишечка,
в шишечки – дырочка,
с дырочки пар идет.
Пар идет с дырочки,
дырочка в шишечки,
в шишка в – в крышечке,
крышечка в чайничке.
Мозговая атака.
Работая в группах, учащиеся получают картинки по теме «Саки» (прилаг.)
Посмотрите на картинки и скажите, какие виды ремесел преобладали у саков? Чем они занимали? (ответы учащихся)
Учащиеся получают картинки и темы работы, используя которые необходимо оформить коллаж.
1 группа: ювелирное искусство, обработка кости;
2 группа: ювелирное искусство, ювелирное искусство с использованием
драгоценных камней.
Стадия рефлексии.
Ι. «Лови ошибку».
Индивидуально. Учащиеся получают карточки с заданием. Читают, ищут ошибки. Устно.
Основное место в хозяйстве саков занимало земледелие. скотоводство
Зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках. Зиму на зимовках - кыстау, лето на летовках – жайляу.
Саки разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней. Вместо свиней - Верблюдов
Особое предпочтение саки отдавали разведению лошадей. Верно
Для жилья саки строили большие дома, где проживали несколько семей. Юрты, деревянные жилища покрытые кошмами.
Саки занимались только гончарным и кузнечным ремеслом. А также ювелирным искусством, обработкой кости и железа.
Лошади были хорошо приспособлены в жаре и холоду и тяжелым условиям пустыни. Верблюды
Саки употребляли в пищу только продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты. Продукты: молоко скота.
Главное значение у саков имело развитие коневодства и КРС. Овцеводство.
Римский историк Геродот описывал жизнь саков. Греческий.
ΙΙ. Устно.Используя рисунки написать мини-эссе по предложенным картинкам. (картинки прилагаются). Читают работы.
Рефлексия «Дерево».
На доске вывешивается плакат-рефлексия, учащиеся получают цветные стикеры. Используя которые учащиеся определяют свое расположение на «Дереве» исходя из полученных знаний и своего настроения на конец урока. Рефлексия позволяет мне определить степень усвоения новой темы, и выявить какие позиции занимают учащиеся в классе с психологической точки зрения для построения дальнейшей работы.