kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Хозяйство и быт саков

Нажмите, чтобы узнать подробности

История Казахстана. 6 класс.

Тема: Хозяйство и быт саков.  (1 час)

Цель: углубление знаний учащихся о племени саков.

Задачи:

§     образовательная: познакомить с хозяйством и бытом сакских племен;

§     развивающая: Создать условия для развития умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, работать с источником информации, картой, объяснять понятия, формулировать вывод.;

  • воспитательная: Воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма; привить интерес к истории.
  • Методы: словесный, репродуктивный, наглядный.

Средства и оборудование:  учебник, карта.

Тип урока: комбинированный. 

Литература: учебник.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний. Объявление новой темы.
  4. Изучение нового материала.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
  7. Организационный момент.

Ход урока.

 1. Организационный момент. 

Здравствуйте, дети! Садитесь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Хозяйство и быт саков »

История Казахстана. 6 класс.

Тема: Хозяйство и быт саков. (1 час)


Цель: углубление знаний учащихся о племени саков.

Задачи:

  • образовательная: познакомить с хозяйством и бытом сакских племен;

  • развивающая: Создать условия для развития умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, работать с источником информации, картой, объяснять понятия, формулировать вывод.;

  • воспитательная: Воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотизма; привить интерес к истории.

  • Методы: словесный, репродуктивный, наглядный.

Средства и оборудование: учебник, карта.

Тип урока: комбинированный. 

Литература: учебник.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация знаний. Объявление новой темы.

  4. Изучение нового материала.

  5. Домашнее задание.

  6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  7. Организационный момент.


Ход урока.

1. Организационный момент. 

Здравствуйте, дети! Садитесь.


2. Проверка домашнего задания.

1.    Соотнесите

Племена

Где обители

 

1.       Саки-тиграхауда                                           В Приаралье и в низовьях  Сырдарьи

2.       Саки-парадарайа                                          Южнее  Приаралья и низовьев Сырдарьи

3.       Саки-хаумаварга                                          В Жетысу, горах Тянь-Шаня, по среднему  

                                                                           течению Сырдарьи.

 

2.       Какие источники писали  о саках «к врагам – беспощадны, к друзьям верны» - ……………………………………………………

3.       Слово «сак»  по сведениям  персов означало  «……………………………………………», а иногда «туры  с резвыми конями».

4.       Саки, носившие  остроконечные шапки - ………………………………………………………………………


3. Актуализация знаний. Объявление новой темы.

Скотоводство – основной вид хозяйства саков. Многочисленные источники называют саков скотоводами. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Питались они мясом домашних животных, рыбой, которую им доставляли реки, молочными продуктами.

Древние авторы несколько односторонне определяют жизнь саков, говоря о них: «Не земледельцы они, а кочевники». Форма хозяйства саков представляла смешанный тип хозяйства и смешанный образ жизни: оседло-кочевой.


4. Изучение нового материала. 

Скотоводство у саков имело множество вариантов: от кочевого до пастушеского (отгонного). В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд, наиболее приспособленные для дальних кочевок.

Полукочевой вид скотоводства требовал наличия постоянных зимних и летних стоянок. На зимних строились жилища – зем­лянки и полуземлянки. Полукочевое скотоводство было распространено в степных просторах и высокогорных местностях в Восточном Казахстане, Семиречье, ряде районов Центрального и Западного Казахстана, у подножия Тянь-Шаня и Алтайских гор.

Третий вид скотоводства  оседлое. При нем большая часть населения вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, а другая вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища. Было распространено оно на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Чу, где имелись естественные водные ресурсы и богатые пастбища и луга. Здесь преобладало поливное земле­делие, а в стадах было много крупного рогатого скота.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотовод­ства саков. По костным материалам из раскопок в Центральном Казахстане установлены два вида лошадей. Первый – низкорослая толстоногая, с массивной головой и туловищем лошадь и второй – рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники. Наиболее крупные, резвые лошади принадлежали вождям и знат­ным воинам. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко, они же, в случае смерти хозяина, сопровождали его в «потусторонний мир».

Важную роль в скотоводстве играло овцеводство. Бараны давали мясо, шерсть и шкуры. Были распространены крупные животные, близ­кие современной породе курдючных овец. Они были стойки к суровым условиям, неутомимы в больших перегонах, способны к тебенёвке, довольствовались скудными пастбищами, быстро наби­рали вес.

В степных и полустепных районах Западного и Южного Ка­захстана у саков было развито верблюдоводство. Верблюд исполь­зовался как верховое и вьючное животное. Он давал шерсть, мясо и молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круг­лый год оставались под открытым небом.

Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот, потому что коровы, в отличие от лошадей и овец, не могли круглый год обходиться подножным кормом. Кочевникам удалось вывести породу коров, приспособленную к кочевой жизни. Породу отличала сравнительно низкая продуктивность, малый вес, неприхотливость в пище и густой шерстяной покров, спасающий от холода.

У большинства сакских племен скотоводство сочеталось с зем­леделием. Саки выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи, рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабиш-мулла найдены древние поля, которые орошались с помощью каналов. Саки-земледельцы строили себе глинобитные дома, а там, где было много леса — деревянные.

Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля.


5.Закрепление изученного материала

Решение тестовых заданий:

1. Проведите соответствие:

1.Саки-парадарайя а) средняя часть реки Сырдарьи, Тянь-Шань, Жетысу

2.Саки-тиграхау б)восточная часть Приаралья, низовья Сырдарьи, Амударьи

3.Саки-хаумаварга в) по берегам рек Амударьи и Мургаб

2. Ответьте на вопросы тестов:

1) Почему саки занимались кочевым скотоводством

а) другого не умели б) следовали за скотом в поисках богатых пастбищ

в) не было постоянных жилищ

2) Кто сказал о саках : «каждый сак живет под деревом»

а) Геродот б) Птолемей в) Киндский

3) В жизни саков особое значение имели:

а) лошади б) коровы в) свиньи

4) Из молока верблюдов делали:

а) кумыс б) айран в) шубат

5) Вместе с вождем хоронили:

а) коня б) близких родственников в) слуг

6) Возле города Талгар близ Алматы жили племена , которые занимались:

а) скотоводством б) земледелием в) ремеслом

7) Некоторые поселения превращались:

а) большие города б) центры торговли в) малые города.


5. Домашнее задание.

§ 15 пересказстр. 70-71. Схема


6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


7. Организационный момент.

Благодарю за внимание! До свидания








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Хозяйство и быт саков

Автор: Тастемирова Карина Бексултановна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Хозяйство и  быт  саков "
    ["seo_title"] => string(23) "khoziaistvo-i-byt-sakov"
    ["file_id"] => string(6) "151253"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420654805"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Хозяйство и быт саков. Урок по истории Казахстана для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(80) "khoziaistvo-i-byt-sakov-urok-po-istorii-kazakhstana-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "242192"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445419029"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Саки - разработка урока -игры по истории Казахстана в 6 кл"
    ["seo_title"] => string(48) "sakirazrabotkaurokaighrypoistoriikazakhstanav6kl"
    ["file_id"] => string(6) "283638"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453867413"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) ""Хозяйство и быт саков""
    ["seo_title"] => string(25) "khoziaistvo-i-byt-sakov-2"
    ["file_id"] => string(6) "306821"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458207362"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по истории Казахстана 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-istorii-kazakhstana-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425230777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства