Просмотр содержимого документа
«"Хозяйство и быт гуннов"»
История Казахстана, 6 класс
Тема: «Хозяйство и быт гуннов».
( Урок –инсценировка в 6 классе )
Провела Долгих Л.И.- учитель истории КГУ «Мостикская средняя школа». Бескарагайский р-н ВКО
Цель урока: знакомство с хозяйством и бытом гуннов;
-расширение кругозора учащихся;
-развитие интереса к истории родного края.
Оборудование урока: карта Казахстана, макет юрты, нарисованные учениками животные-лошади, овцы, верблюды; макет очага, на нём –казан; магнитофон, фотоаппарат, черепки керамической посуды, прялки, керамические крынки, круглый столик, продукты ( стряпня, молоко, кусочек мяса). Коврик на пол, одежда для «учёных» и « жителей».
Ход урока:
Оргмомент. Приветствие класса.
Вводное слово учителя. Постановка цели урока.
Инсценировка «Учёные –археологи у древних гуннов».
Пресс-конференция. Подведение итогов «Экспедиции» и урока.
Д/З. 6.Выставление оценок.
Оформление класса: Столы расставлены вдоль стен. Ученики одеты «археологами» и «жителями», пока сидят на своих местах. Все атрибуты с ними.
Учитель- начальник экспедиции.
Учитель приветствует класс.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в археологическую, этнографическую экспедицию по следам древних гуннов. Наша задача: познакомиться с хозяйством и бытом гуннов.( В это время подходят участники «экспедиции». В руках у них магнитофон, фотоаппарат, блокнот, они в очках, одеты по - походному.) Давайте уточним наш маршрут, вспомним, откуда к нам пришли гунны.
1-й археолог: Гунны пришли в Казахстан из Центральной Азии в период Великого переселения народов в 1 веке до н.э.-нач. нашей эры. Они прошли весь Казахстан, смешавшись с местным населением, легли в основу казахской нации.
2-й арх.: Гунны или хунну жили севернее Китая. Их название происходит от реки Орхон (хунну, гунни, гунны).
Учитель: Гунны прошли и через нашу область. И нам предстоит искать следы гуннов в Вост. Казахстане. Выходим через час. Сверим часы. Удачи вам и хороших находок!
(Учитель остаётся на месте, а « археологи» медленно проходят в конец класса, разворачиваются, делают вид, что внимательно осматривают местность, «находят» разложенные на полу черепки посуды, наконечник копья и т.д.).
Археологи по очереди: Смотрите, что я нашёл! – И я нашёл!- А вот ещё! –Похоже здесь была стоянка гуннов!- Снимайте скорее находки на камеру и осторожно
Стр. 1
кладите в пакет. ( Фотографируют, собирают черепки. В это время потихоньку
собираются «гунны», расстилают коврик, раскладывают вещи, изделия, принимаются за работу- «лепят» крынку, «делают» украшение и т.д. Учёные, закончив работу, замечают, что местность изменилась.)
Учёные- арх.: Куда это мы попали, что за странная местность? Мы же исследовали стоянку гуннов! – Мы что, пересекли границу времени и попали к настоящим гуннам?—Похоже на то!—Вот здорово! Смотрите, там, в стороне, какие-то люди. Давайте подойдём. ( В стороне видны макет юрты, люди, скот. Учёные подходят ближе. На земле сидят люди, занимаются хозяйством: вяжут, прядут, теребят шерсть, лепят посуду, делают оружие и т.д.)- Давайте! Если нас примут, мы узнаем много нового, своими глазами посмотрим, как жили гунны.( Подходят. Жители на время оставляют свои занятия , с испугом и любопытством смотрят на пришельцев. Учёные здороваются. Жители отвечают.)
Учёный: смотри-ка, а мы из хорошо понимаем!
Жители: 1-й- Вы кто такие? Откуда взялись?
2-й: Наверное, лазутчики из другого племени! Хватайте их! ( Хотят схватить.)
Учёные: 1-й: Да подождите вы! Не лазутчики мы, а учёные из будущего, ваши потомки, а к вам попали случайно.
2-й: Мы изучаем ваши поселения , курганы. Нам интересно знать, как вы жили, чем занимались.
3-й уч.: У нас в группе есть историки, археологи, этнографы.
Жители: 1-й Слова- то какие-то мудрёные, не скажешь сразу.
2-й: Объясните толком, кто вы такие?
Учёный: мы же сказали: учёные. Историки изучают, как жили люди, чем занимались. Археологи и этнографы им помогают. - Археологи разыскивают разные вещи, предметы. Мы уже нашли кое- что для нашего музея.- А этнографы собирают разные сведения о хозяйстве, быте, культуре народов.
Жители( совещаются между собой.): Кажется, они говорят правду.- Похоже на то.- Да и одежда у них не такая.- Наверное, точно, пришельцы!- Давайте позовём вождя.
( Обращаются к пришельцам).
Вождь:Если вы говорите правду, мы вам всё расскажем и покажем. Да и сами всё увидите. А мы вам подарим кое- что из наших изделий. ( Проходят к «стоянке. Фотографируют. ) Вы с дороги, устали, приглашаем на обед, а за столом продолжим беседу. ( Рассаживаются за стол. Девочки выставляют блюда)
-Учёный («включая» магнитофон): Что для вас является главным?
Жители: Для нас главное- скот. Он нас кормит, одевает, даёт ковры и войлок для жилища.
-- Мы разводим лошадей, овец, верблюдов.
-- Мясом мы питаемся, шкуры и шерсть идут на одежду, обувь. Из шерсти делаем кошмы.
Учёный: А где ваш скот сейчас?
Стр.2
Житель: Весь скот круглый год находится на пастбище, и мы очень зависим от погоды. Если холодная или очень снежная зима, гололёд или засуха- наступает джут.
Учёный: А что такое джут?
Житель: Это массовый падёж скота.
Женщина- житель: А вы кушайте, кушайте! Вот молоко, сыр сметана, лепёшки, мясо.
Учёный: А где вы берёте зерно?
Житель: Некоторые гунны занимаются земледелием. Выращивают в основном просо.
Житель: А ещё мы любим охотиться. И дети наши не сидят без дела. Они могут кататься на баранах, сидя на них, стреляют из лука в птиц, мышей, лис, зайцев. Сейчас детей почти нет в стойбище. Одни охотятся, другие пасу скот. Девочки собира- ют съедобные растения.
Учёный: А чем вы занимались, когда мы пришли?
Жительница: Я шила коврик, чтобы сидеть. А ещё мы делаем из овечьей шерсти ковры, кошмы, стелим их на пол, утепляем юрты. Вы, наверное, знаете, что это такое?
Учёный: Конечно, знаем. Это переносное жилище кочевников.
Жительницы: Нити мы получаем из шерсти с помощью веретена. Я как раз этим занимаюсь. Это тяжёлый труд. Ниток надо много, ведь и одежды требуется много. Я занимаюсь этим не одна. Мне помогают дочери. Мы делаем пряжу из шерсти овец, коз, верблюдов. Она длинная, тёплая, мягкая.
---Сначала шерсть надо промыть, расчесать, мы занимаемся этим с сестрой.
Житель: А моя семья лепит посуду из глины. Здесь надо особое умение. В глине не должно быть ни одного комочка. Потом посуду надо обжечь на костре. Если будет очень жарко- посуда треснет, а если слишком остынет- посуда не просушится. Здесь нужен опыт.
Учёный: А из чего вы ещё делаете посуду?
Житель: Ещё мы делаем посуду из дерева, шкур животных, из бронзы. Мы знаем разные металлы: медь, олово, серебро, золото. Особенно ценится железо. Из золота, серебра, меди ювелиры делают украшения. Из железа, бронзы мы делаем оружие.
Учёный: А какое у вас оружие?
Житель: мы используем сабли, лук, стрелы, копья, щиты. Оружие у нас ценится. В юрте оно висит на почётном месте. Его изготовляют хорошие мастера- оружейники. Ещё наши мастера умеют делать упряжь для лошадей, юрты, повозки. Ведь мы- кочевники, нам без этого не обойтись. А лошадь – наш первый друг.
Житель: А я –ювелир. Делаю серьги, кольца, браслеты и другие украшения для наших женщин ( показывает украшения).(Одна из девушек достаёт зеркальце).
Учёный: Откуда у вас зеркало? Да и красивую посуду мы у вас видели.
Житель: Через нашу землю проходит Шёлковый путь и по нему везут товары. Здесь мы можем купить зеркала, ткани, посуду. У нас бывают купцы из страны людей, страны мужей, страны слонов.
Учёный: Это значит, из Китая, Византии, Индии.
Житель: Да. И из других стран тоже. Стр.3
Учёные: Спасибо вам за интересный рассказ.
-- Узнали мы о вас сегодня очень много. И ведь никто не поверит, что мы побывали у настоящих гуннов.
Вождь: А вот и настоящие подарки: веретено, украшения, наконечник копья, посуда (жители по очереди подносят подарки, учёные благодарят).
Учёные: Только как же мы всё-таки попадём в своё время?
--Смотрите, посёлок исчезает! ( При этих словах «жители», прихватив свои вещи потихоньку уходят на свои места за парты.)
--Мы опять в своём времени. Что это было? Явь или сон?
-Экспедиция закончилась, пора домой. А вещи всё- таки у нас остались!.
(Уходят на свои места. Далее- пресс-конференция. Учитель- начальник экспедиции, «учёные» и «гунны» обсуждают итоги «Экспедиции»)
1.Чем занимались гунны?
2.Что было главным в их хозяйстве? 3. Как использовался скот?
4.Чем питались гунны? 5. Какой скот разводили, где и как его пасли? Что такое джут?
6. Какие металлы и как использовали гунны? 7. Из чего делали посуду? Чем занимались дети?
Далее идут вопросы на сравнение с саками, выясняем, откуда гунны брали зерно, красивую посуду ткани, выясняем как называли правителя Индии, Китая, Византии. Степных правителей называли царями коней. Объясните, почему?
В конце урока делаем выводы, подводим итоги, выставляем оценки, даем домашнее задание.( Прочитать параграф «Хозяйство и быт гуннов». Ответить на вопросы к п-фу.)