kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Хозяйство и быт гуннов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство с хозяйством и бытом гуннов;

                   -расширение кругозора   учащихся;

                  -развитие интереса к истории родного края.

Оборудование урока: карта Казахстана,  макет юрты, нарисованные учениками животные-лошади,  овцы, верблюды; макет очага, на нём –казан; магнитофон, фотоаппарат, черепки керамической посуды, прялки, керамические  крынки, круглый столик, продукты ( стряпня, молоко, кусочек мяса). Коврик на пол, одежда для «учёных» и « жителей».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Хозяйство и быт гуннов"»

История Казахстана, 6 класс

Тема: «Хозяйство и быт гуннов».

( Урок –инсценировка в 6 классе )

Провела Долгих Л.И.- учитель истории КГУ «Мостикская средняя школа». Бескарагайский р-н ВКО

Цель урока: знакомство с хозяйством и бытом гуннов;

-расширение кругозора учащихся;

-развитие интереса к истории родного края.

Оборудование урока: карта Казахстана, макет юрты, нарисованные учениками животные-лошади, овцы, верблюды; макет очага, на нём –казан; магнитофон, фотоаппарат, черепки керамической посуды, прялки, керамические крынки, круглый столик, продукты ( стряпня, молоко, кусочек мяса). Коврик на пол, одежда для «учёных» и « жителей».

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие класса.

  2. Вводное слово учителя. Постановка цели урока.

  3. Инсценировка «Учёные –археологи у древних гуннов».

  4. Пресс-конференция. Подведение итогов «Экспедиции» и урока.

  5. Д/З. 6.Выставление оценок.

Оформление класса: Столы расставлены вдоль стен. Ученики одеты «археологами» и «жителями», пока сидят на своих местах. Все атрибуты с ними.

Учитель- начальник экспедиции.

Учитель приветствует класс.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в археологическую, этнографическую экспедицию по следам древних гуннов. Наша задача: познакомиться с хозяйством и бытом гуннов.( В это время подходят участники «экспедиции». В руках у них магнитофон, фотоаппарат, блокнот, они в очках, одеты по - походному.) Давайте уточним наш маршрут, вспомним, откуда к нам пришли гунны.

1-й археолог: Гунны пришли в Казахстан из Центральной Азии в период Великого переселения народов в 1 веке до н.э.-нач. нашей эры. Они прошли весь Казахстан, смешавшись с местным населением, легли в основу казахской нации.

2-й арх.: Гунны или хунну жили севернее Китая. Их название происходит от реки Орхон (хунну, гунни, гунны).

Учитель: Гунны прошли и через нашу область. И нам предстоит искать следы гуннов в Вост. Казахстане. Выходим через час. Сверим часы. Удачи вам и хороших находок!

(Учитель остаётся на месте, а « археологи» медленно проходят в конец класса, разворачиваются, делают вид, что внимательно осматривают местность, «находят» разложенные на полу черепки посуды, наконечник копья и т.д.).

Археологи по очереди: Смотрите, что я нашёл! – И я нашёл!- А вот ещё! –Похоже здесь была стоянка гуннов!- Снимайте скорее находки на камеру и осторожно


Стр. 1

кладите в пакет. ( Фотографируют, собирают черепки. В это время потихоньку

собираются «гунны», расстилают коврик, раскладывают вещи, изделия, принимаются за работу- «лепят» крынку, «делают» украшение и т.д. Учёные, закончив работу, замечают, что местность изменилась.)

Учёные- арх.: Куда это мы попали, что за странная местность? Мы же исследовали стоянку гуннов! – Мы что, пересекли границу времени и попали к настоящим гуннам?—Похоже на то!—Вот здорово! Смотрите, там, в стороне, какие-то люди. Давайте подойдём. ( В стороне видны макет юрты, люди, скот. Учёные подходят ближе. На земле сидят люди, занимаются хозяйством: вяжут, прядут, теребят шерсть, лепят посуду, делают оружие и т.д.)- Давайте! Если нас примут, мы узнаем много нового, своими глазами посмотрим, как жили гунны.( Подходят. Жители на время оставляют свои занятия , с испугом и любопытством смотрят на пришельцев. Учёные здороваются. Жители отвечают.)

Учёный: смотри-ка, а мы из хорошо понимаем!

Жители: 1-й- Вы кто такие? Откуда взялись?

2-й: Наверное, лазутчики из другого племени! Хватайте их! ( Хотят схватить.)

Учёные: 1-й: Да подождите вы! Не лазутчики мы, а учёные из будущего, ваши потомки, а к вам попали случайно.

2-й: Мы изучаем ваши поселения , курганы. Нам интересно знать, как вы жили, чем занимались.

3-й уч.: У нас в группе есть историки, археологи, этнографы.

Жители: 1-й Слова- то какие-то мудрёные, не скажешь сразу.

2-й: Объясните толком, кто вы такие?

Учёный: мы же сказали: учёные. Историки изучают, как жили люди, чем занимались. Археологи и этнографы им помогают. - Археологи разыскивают разные вещи, предметы. Мы уже нашли кое- что для нашего музея.- А этнографы собирают разные сведения о хозяйстве, быте, культуре народов.

Жители( совещаются между собой.): Кажется, они говорят правду.- Похоже на то.- Да и одежда у них не такая.- Наверное, точно, пришельцы!- Давайте позовём вождя.

( Обращаются к пришельцам).

Вождь:Если вы говорите правду, мы вам всё расскажем и покажем. Да и сами всё увидите. А мы вам подарим кое- что из наших изделий. ( Проходят к «стоянке. Фотографируют. ) Вы с дороги, устали, приглашаем на обед, а за столом продолжим беседу. ( Рассаживаются за стол. Девочки выставляют блюда)

-Учёный («включая» магнитофон): Что для вас является главным?

Жители: Для нас главное- скот. Он нас кормит, одевает, даёт ковры и войлок для жилища.

-- Мы разводим лошадей, овец, верблюдов.

-- Мясом мы питаемся, шкуры и шерсть идут на одежду, обувь. Из шерсти делаем кошмы.

Учёный: А где ваш скот сейчас?

Стр.2

Житель: Весь скот круглый год находится на пастбище, и мы очень зависим от погоды. Если холодная или очень снежная зима, гололёд или засуха- наступает джут.

Учёный: А что такое джут?

Житель: Это массовый падёж скота.

Женщина- житель: А вы кушайте, кушайте! Вот молоко, сыр сметана, лепёшки, мясо.

Учёный: А где вы берёте зерно?

Житель: Некоторые гунны занимаются земледелием. Выращивают в основном просо.

Житель: А ещё мы любим охотиться. И дети наши не сидят без дела. Они могут кататься на баранах, сидя на них, стреляют из лука в птиц, мышей, лис, зайцев. Сейчас детей почти нет в стойбище. Одни охотятся, другие пасу скот. Девочки собира- ют съедобные растения.

Учёный: А чем вы занимались, когда мы пришли?

Жительница: Я шила коврик, чтобы сидеть. А ещё мы делаем из овечьей шерсти ковры, кошмы, стелим их на пол, утепляем юрты. Вы, наверное, знаете, что это такое?

Учёный: Конечно, знаем. Это переносное жилище кочевников.

Жительницы: Нити мы получаем из шерсти с помощью веретена. Я как раз этим занимаюсь. Это тяжёлый труд. Ниток надо много, ведь и одежды требуется много. Я занимаюсь этим не одна. Мне помогают дочери. Мы делаем пряжу из шерсти овец, коз, верблюдов. Она длинная, тёплая, мягкая.

---Сначала шерсть надо промыть, расчесать, мы занимаемся этим с сестрой.

Житель: А моя семья лепит посуду из глины. Здесь надо особое умение. В глине не должно быть ни одного комочка. Потом посуду надо обжечь на костре. Если будет очень жарко- посуда треснет, а если слишком остынет- посуда не просушится. Здесь нужен опыт.

Учёный: А из чего вы ещё делаете посуду?

Житель: Ещё мы делаем посуду из дерева, шкур животных, из бронзы. Мы знаем разные металлы: медь, олово, серебро, золото. Особенно ценится железо. Из золота, серебра, меди ювелиры делают украшения. Из железа, бронзы мы делаем оружие.

Учёный: А какое у вас оружие?

Житель: мы используем сабли, лук, стрелы, копья, щиты. Оружие у нас ценится. В юрте оно висит на почётном месте. Его изготовляют хорошие мастера- оружейники. Ещё наши мастера умеют делать упряжь для лошадей, юрты, повозки. Ведь мы- кочевники, нам без этого не обойтись. А лошадь – наш первый друг.

Житель: А я –ювелир. Делаю серьги, кольца, браслеты и другие украшения для наших женщин ( показывает украшения).(Одна из девушек достаёт зеркальце).

Учёный: Откуда у вас зеркало? Да и красивую посуду мы у вас видели.

Житель: Через нашу землю проходит Шёлковый путь и по нему везут товары. Здесь мы можем купить зеркала, ткани, посуду. У нас бывают купцы из страны людей, страны мужей, страны слонов.

Учёный: Это значит, из Китая, Византии, Индии.

Житель: Да. И из других стран тоже. Стр.3

Учёные: Спасибо вам за интересный рассказ.

-- Узнали мы о вас сегодня очень много. И ведь никто не поверит, что мы побывали у настоящих гуннов.

Вождь: А вот и настоящие подарки: веретено, украшения, наконечник копья, посуда (жители по очереди подносят подарки, учёные благодарят).

Учёные: Только как же мы всё-таки попадём в своё время?

--Смотрите, посёлок исчезает! ( При этих словах «жители», прихватив свои вещи потихоньку уходят на свои места за парты.)

--Мы опять в своём времени. Что это было? Явь или сон?

-Экспедиция закончилась, пора домой. А вещи всё- таки у нас остались!.

(Уходят на свои места. Далее- пресс-конференция. Учитель- начальник экспедиции, «учёные» и «гунны» обсуждают итоги «Экспедиции»)

1.Чем занимались гунны?

2.Что было главным в их хозяйстве? 3. Как использовался скот?

4.Чем питались гунны? 5. Какой скот разводили, где и как его пасли? Что такое джут?

6. Какие металлы и как использовали гунны? 7. Из чего делали посуду? Чем занимались дети?

Далее идут вопросы на сравнение с саками, выясняем, откуда гунны брали зерно, красивую посуду ткани, выясняем как называли правителя Индии, Китая, Византии. Степных правителей называли царями коней. Объясните, почему?

В конце урока делаем выводы, подводим итоги, выставляем оценки, даем домашнее задание.( Прочитать параграф «Хозяйство и быт гуннов». Ответить на вопросы к п-фу.)



















Стр.4





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Хозяйство и быт гуннов"

Автор: Долгих Людмила Ивановна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Открытый урок "Племена гуннов на территории Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(58) "otkrytyi-urok-pliemiena-ghunnov-na-tierritorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "115085"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411826291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Хозяйство, общественное устройство и культура гуннов "
    ["seo_title"] => string(60) "khoziaistvo-obshchiestviennoie-ustroistvo-i-kul-tura-ghunnov"
    ["file_id"] => string(6) "161961"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422290067"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по истории Казахстана на тему " Племена гуннов на территории Казахстана""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_istorii_kazakhstana_na_tiemu_pliemiena_ghunnov_na_tierritorii"
    ["file_id"] => string(6) "417690"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495462272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Образование казахского народа" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-obrazovaniie-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "218160"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433681572"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по истории Казахстана 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-istorii-kazakhstana-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425230777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства