2. Опрос домашнего задания - «Блиц-свидание» 1. Повод к началу восстания 1916 г ( указ от 25 июня 1916) 2.Территория восстания 1916 г (весь Казахстан) 3. Возраст реквизированных (19-43) 4. Два очага восстания ( тургайский и семиреченский) 5. Что такое двоевластие (временное правительство и советы солдатских и крестьянских депутатов) 6. В какой период установилась Советская власть (5 мес – 30 октября - март) 7. Как называется экономическая политика в годы гражданской войны ( политика военного коммунизма) 8.Перечислите первые мероприятия большевиков ( декрет о мире, о земле) 9. Первая столица Каз ССР (Оренбург) 10.Видные советские ученые , изучавшие Казахстан сырьевые ресурсы в 20-30 годы (Губкин, Сатпаев,…) 11.Автор курса « Малого Октября» (Голощекин) 12. Кто сказал: « Казахстан был и остался колонией..» (Садвакасов) (10 мин) Вступ. Слово: (мотивационная беседа.) (2 мин) В истории России 20 века всегда была и остается сегодня проблема развития сельского хозяйства. До сих пор многие из нас пытаются ответить на вопросы: почему наше сельское хозяйство не в состоянии полноценно накормить страну, почему мы, имея богатейшие ресурсы, в большом объеме закупаем за границей продукты питания? Почему многочисленные реформы не смогли сделать эффективным сельскохозяйственное производство. Ответы на многие вопросы следует искать в 1930-х гг. истории, когда была проведена коллективизация. Кумулятивная беседа.(2-4 мин) ? Что такое коллективизация? Вы слышали, о ней где-то еще? От какого слова произошло это слово? Целеполагание: Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания (Раскулачивание — кампания против зажиточного крестьянства в СССР в 1920-1930-е годы, направленная на «ликвидацию кулачества как класса») крестьянства и определим свое отношение к ней. О коллективизации и её целях в 30-гг. говорили, что: Это великая революция – вторая после Октября; Это революция «сверху при поддержке снизу»; Она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество; Она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми; Она решит продовольственные проблемы страны. Определите к концу нашего урока, насколько соответствовали действительности и что означали на практике эти лозунги Деление на группы по принципу «Попутчик» Вспоминаем правила работы в группе Работа в группах (учебник стр. 75-76), со словарем(5-10 мин) 1.Что такое коллективизация? На каком съезде и когда был взят курс на коллективизацию? Назовите причины перехода к коллективизации? Речь Сталина «О чём говорит опыт последних двух лет по хлебозаготовкам? Он говорит о том, что состоятельные слои деревни, имеющие в своих руках значительные хлебные излишки и играющие на хлебном рынке серьёзную роль, не хотят нам давать добровольно нужное количество хлеба по ценам, определённым Советской властью. Нам нужно для обеспечения хлебом городов и промышленных пунктов, Красной Армии и районов технических культур около 500 млн пудов хлеба ежегодно. В порядке самотёка нам удаётся заготовить около 300—350 млн пудов. Остальные 150 млн пудов приходится брать в порядке организованного давления на кулацкие и зажиточные слои деревни. Вот о чём говорит нам опыт хлебозаготовок за последние два года.»
2 Задание: Перечислите основные формы колхозного строительства в Казахстане (5 мин) Обобществление основных средств производства (земля, скот, инвентарь, включая мелкий скот и птицу). При этом оставалось право личной собственности, которое распространялось на жилище, приусадебный участок, крупный рогатый скот, домашнюю птицу и т.д. Общий труд по обработке земли. Объединялись лишь полевые наделы. Средства производства оставались в личной собственности. Задание: найти недостатки К. стр. 76 (5-10 мин) 3. Недостатки идей коллективизации: 1.Идея коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована (умышленные действия) жесточайшим тотальным террором (работа со словарем); 2. Коллективизация форсировалась без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами В совместной директиве Казрайкома ВКП(б) и Совнаркома от 25 декабря 1931г. ставилась задача -«охватить плановыми мероприятиями по оседанию в 1932 г. все оставшиеся кочевые и полукочевые трудовые хозяйства и процесс оседания завершить в 1933г.» . Решение продовольственной программы. В связи с продовольственными трудностями 1929 г заготовке сельскохозяйственной продукции был придан характер чрезвычайной акции времен «военного коммунизма»: •В 1931 – 1932гг – в Шубартауском районе сдали государству на мясо 80% всего поголовья скота •Балхашскому району, насчитывавшему 173тыс. голов скота, была дана разверстка в 297тыс. единиц •«Перегибов не допускать – парнокопытных не оставлять!» - таков был девиз, например, тургайских перегибщиков, где от миллионного поголовья скота осталось всего 98тыс. Голов. Задание: Как шел процесс раскулачивая чем характеризовался?(5 мин)
? к каким последствиям привели меры по созданию кооперативов? Голод в казахской степи •1930 – 1932 гг – голод Причины: 1)Скопление огромного количества скота на ограниченной территории 2)Ограниченность пастбищных угодий 3)Недостаточная обеспеченность кормом скота Задание: выписать цифры по погибших за годы голода Учитель напоминает детям о проблемном задании, которое было озвучено перед изучением новой темы. Учащимся предлагается высказать свою точку зрения на вопрос: насколько соответствовали действительности и что означали на практике лозунги о коллективизации и её целях. Используя свои записи в тетради. (3 мин) Закрепление: (5-8 мин) «Мешок с фасолью» Тесты стр. 293-295 книга «Шын» Домашнее задание: Параграф 10, стр. 58-62 выписать непонятные слова, поработать со словарем, в конце тетради, подготовить карточки с датами, терминами, фамилиями по теме Рефлексия (3-5 мин) «Фишбоум» что удалось? Что не удалось? | Отвечают на вопросы Взаимооценивание по критериям
отвечают на вопросы получают листы с новыми понятиями, знакомятся здесь же с понятием раскулачивание Слушают, понимают основные убеждения коллективизации Делятся на группы Называют правила К- это объединение мелких крестьянских хозяйств в крупные коллективные.1927 год – 15 съезд Коммунистической партии. Причины коллективизации : 1. Потребность государства в огромных средствах для индустриализации. 2. Хлебозаготовительный кризис 1927г. заставил власть преодолеть зависимость государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок 3. Обобществление средств производства (частные крестьянские хозяйства были независимы от государства) 4. Ликвидация кулачества как класса (увеличение в селе за годы НЭПа числа сельской буржуазии – кулаков противоречило социалистической идеологии) сельскохозяйственная артель - Объединение крестьян для ведения коллективного хозяйства. В животноводческих районах – товарищество по совместной обработке земли и косьбе, где по уставу скот не обобществлялся, использование личного скота и инвентаря оплачивалось
Работа с учебником, анализ текста, высказывают недостатки
Раскулачивание - Нарушение принципа добровольности и элементарной законности с самого начала приняли повсеместный характер. Наиболее типичными и распространенными приемами принуждения были: А) лишение избирательных прав Б) угроза выселения за пределы района проживания В) превентивный (безоснованный) арест, так сказать в «воспитательных целях»
Выписывают в тетрадь
Высказывают свое мнение Самооценивание Запись в дневник Оценивание деятельности на уроке |