kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Казахские жузы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: образование терминов «казах» и «узбек», роль Узбек-хана в истории Казахстана, казахские жузы – территория, население; версии происхождения этнонима «казах».

     Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,

     Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Казахские жузы.»

Поурочный план-конспект урока.



Дата: _______________

Класс: 7-й класс

Предмет: История Казахстан.

Тема : Казахские жузы.Завершение формирования казахской народности.

Цель:

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: образование терминов «казах» и «узбек», роль Узбек-хана в истории Казахстана, казахские жузы – территория, население; версии происхождения этнонима «казах».

Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: карта, доска, учебник

Содержательная часть урока:


  1. Этапы урока

Этап урока

Время

Что делают ученики

Что делает учитель

Организационный

1-3 минут

Уяснение порядка и темпа совместной работы.

Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания

15-17 минут

Ответы на вопросы учителя

Контроль усвоения учащимися домашнего задания

Подготовка к усвоению нового материала

1-2 минуты

Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.

Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся

Усвоение новых знаний

15-20 минут

Создание опорного конспекта

Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний

1-3 минуты

Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний

Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж

1-3 минуты

Запись в дневник

(при необходимости в тетрадь)

При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего

45 минут




2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.


Проверка домашнего задания

Устный индивидуальный опрос.

  • Что такое этнос? Дайте определение. Ученые каких специальностей изучают порядок формирования народов?

  • Какие народности принимали участие в формировании казахского народа? Назовите расу, к которой, в эпоху бронзового века, относились жители Казахстана. Из-за какого события во внешнем облике стали преобладать монголоидные черты?

  • Назовите основные этапы формирования казахской народности. Когда были сформированы все необходимые признаки для складывания единой народности Казахстана? Какие тюркоязычные племена принимали участие в формировании казахского этноса? Что еще, кроме языка, объединяло народы на этом этапе?

  • Какое событие прервало процесс образования единой народности? Назовите последствия для формирования общего казахского этноса монгольского нашествия. Какие улусы были сформированы Чингисханом на территории Казахстана?

  • Назовите государства, образованные в Казахстане в послемонгольский период. Что являлось одним из важнейших обстоятельств слияния племен в народность? Перечислите виды связей, которые сложились между племенами в позднесредневековый период истории Казахстана.

  • Когда окончательно сложился современный антропологический тип казахов? Какие племена принимали участие в его формировании?


Подготовка к усвоению нового материала.

К середине XV века на территории Казахстана окончательно сформировалась совокупность единых черт у народов, населявших Казахстан. Все народы обладали схожими внешними признаками, веди одинаковый образ жизни, занимались схожими видами хозяйства, а также говорили на одном языке. Но самое главное, что объединяло все эти рода и племена – единое самосознание, то есть понимание того, что происходят они от одних и тех же родственников, и по сути своей, являются народностями схожими. Таки образом, к середине XV века окончательно сложился казахский народ, имеющий в числе своих предков многочисленные племена андроновцев, саков, тюрков, кыпчаков и многих других.





Новая тема.

Образование терминов «казах» и «узбек».

ЖЕТЫСУ (СЕМИРЕЧЬЕ)

МОГОЛИСТАН

ДЕШТ-И-КЫПЧАК

АК-ОРДА, ЗОЛОТАЯ ОРДА, УЛУС АБУЛХАИРА

ЗАПАДНЫЙ КАЗАХСТАН

НОГАЙСКАЯ ОРДА








Уйсуны, конраты, кыпчаки, найманы, карлуки, жалаиры, кереи, ногаи и др.


Наряду с одинаковым хозяйством, схожими языками и обычаями, расселенные на близлежащих землях имели схожие традиции и часто общались друг с другом.

В XVI веке ибн Рузбихан в своих летописях оставляет записки, в которых население Восточного Дешт-и-Кыпчака и Мавераннахра называют «узбек-казахами» (по имени хана Узбека – 1312-1342 годы, правителя Золотой Орды).

Политические распри и ссоры

Стремление населения к объединению

Сближение значительной части населения с оппозиционно настроенными султанами ДЖАНИБЕКОМ И КИРЕЕМ






При этом преследовались следующие цели:

  • Создавалось единое государство (Казахское ханство);

  • Экономически объединялись племена;

  • Объединение монголоязычных (найманы, конраты, жалаиры и др.) и тюркоязычных племен (кипчаки, уйсуны, карлуки и др.).


Казахские жузы.

Жуз — историко-хозяйственный район, сложившиеся на основе определенного хозяйственно-культурного типа.

Еще у древних и раннесредневековых племен Казахстана в силу естественно-географических и хозяйственных условий обитания, вхождения в разные племенные союзы и государства формируется три этно-культурных группы.

До сих пор нет утвердившегося мнения о происхождении термина «жуз» и согласованности в определении времени появления казахских жузов.


Казахские жузы

Районы расположения

Основные племена

1

Старший жуз


Южный и Юго-Восточный Казахстан (район Туркестана и Семиречья)

Уйсуны, дулаты, Канглы, Жал аиры, Албаны, Суаны, Шапрашты, Ошакты, Сиргели Шанышкылы

2

Средний жуз


Центральный, Северный, Восточный Казахстан

Аргыны, Найманы, Кереи, Кыпчаки, Конураты, Уаки

3

Младший жуз

Западный Казахстан

Алимулы, Байулы, Жетиру


В ХVII – ХVIII веках в состав трех жузов входило всего — 112 родо-племенных подразделений.

Шакарим Кудайбердиев в своей книге «Родословное тюрков, казахов и ханской династии», вышедшая в 1911 г., приводит легенду, о том что, предком казахов является – Алаш. От потомков трех сыновей Алаша появилась народность казахи:

1. Старший сын - Акарыс — потомки Старшего жуза;

2. Средний сын - Бекарыс — потомки Среднего жуза;

3. Младший сын — Жанарыс — потомки Младшего жуза.


Об этнониме «казах».

Происхождение этнонима «казах» долгое время являлось предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах народа о своем происхождении:

  • Имеются все основания считать, что само слово «казах» возникло в регионе обитания кыпчаков. По мнению ряда тюркологов, первоначальный ареал распространения термина «казах» связан с Восточным Дешт-и Кыпчаком.

  • Принято считать, что впервые термин «казах» в письменном источнике употреблен в арабо-кыпчакском словаре, составленном в кыпчакской среде Мамлюкского государства Египта в 1245 г. В нем слову «казах» придается значение «свободный, скиталец».

  • В переводе с тюркского языка этноним «казах» означает «свободолюбивый, вольный человек».

  • В социальном смысле термин «казах» означал «человека, отделившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизни искателя приключений» (В.В. Бартольд).

  • По «Тарихи-и Рашиди» М.Х.Дулати термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Джан ибеком и Кереем, откочевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи», а затем «казахи».

  • Ибн Рузбихан (ХVI в.) писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз хана. Ныне одно из них-шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, третье — мангыты, а из них цари астраханские».

  • По сведению М. Ахинжанова термин «казах» происходит от слова «сак» или «кас-сак».

  • М.Тынышпаев в своей книге «Материалы к истории киргиз-кайсацкого народа», приводит легенду о «белой гусыне — Ак каз».

С укрепления Казахского ханства «казахами» стало называться все подвластные им население. Постепенно термин «казах» стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана.


Закрепление новых знаний. Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.



Информация о домашнем задании.

2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Казахские жузы.

Автор: Зулкарнаева Нагима Амангельдиновна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Тема урока "Появление казахских жузов""
    ["seo_title"] => string(43) "tiema_uroka_poiavlieniie_kazakhskikh_zhuzov"
    ["file_id"] => string(6) "438375"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510486597"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "История образования казахского народа и Казахского ханства "
    ["seo_title"] => string(67) "istoriia-obrazovaniia-kazakhskogho-naroda-i-kazakhskogho-khanstva-1"
    ["file_id"] => string(6) "185474"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426182383"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Казахское ханство."
    ["seo_title"] => string(20) "kazakhskoie_khanstvo"
    ["file_id"] => string(6) "392794"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487310358"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Открытый урок "Казахское ханство при Абылае" "
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyi-urok-kazakhskoie-khanstvo-pri-abylaie"
    ["file_id"] => string(6) "115071"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411819651"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Классный час "Казахскому ханству - 550 лет" "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-kazakhskomu-khanstvu-550-liet"
    ["file_id"] => string(6) "208055"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430732667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства