Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: образование терминов «казах» и «узбек», роль Узбек-хана в истории Казахстана, казахские жузы – территория, население; версии происхождения этнонима «казах».
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема : Казахские жузы.Завершение формирования казахской народности.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: образование терминов «казах» и «узбек», роль Узбек-хана в истории Казахстана, казахские жузы – территория, население; версии происхождения этнонима «казах».
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Проверка домашнего задания
15-17 минут
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания
Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минуты
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Что такое этнос? Дайте определение. Ученые каких специальностей изучают порядок формирования народов?
Какие народности принимали участие в формировании казахского народа? Назовите расу, к которой, в эпоху бронзового века, относились жители Казахстана. Из-за какого события во внешнем облике стали преобладать монголоидные черты?
Назовите основные этапы формирования казахской народности. Когда были сформированы все необходимые признаки для складывания единой народности Казахстана? Какие тюркоязычные племена принимали участие в формировании казахского этноса? Что еще, кроме языка, объединяло народы на этом этапе?
Какое событие прервало процесс образования единой народности? Назовите последствия для формирования общего казахского этноса монгольского нашествия. Какие улусы были сформированы Чингисханом на территории Казахстана?
Назовите государства, образованные в Казахстане в послемонгольский период. Что являлось одним из важнейших обстоятельств слияния племен в народность? Перечислите виды связей, которые сложились между племенами в позднесредневековый период истории Казахстана.
Когда окончательно сложился современный антропологический тип казахов? Какие племена принимали участие в его формировании?
Подготовка к усвоению нового материала.
К середине XV века на территории Казахстана окончательно сформировалась совокупность единых черт у народов, населявших Казахстан. Все народы обладали схожими внешними признаками, веди одинаковый образ жизни, занимались схожими видами хозяйства, а также говорили на одном языке. Но самое главное, что объединяло все эти рода и племена – единое самосознание, то есть понимание того, что происходят они от одних и тех же родственников, и по сути своей, являются народностями схожими. Таки образом, к середине XV века окончательно сложился казахский народ, имеющий в числе своих предков многочисленные племена андроновцев, саков, тюрков, кыпчаков и многих других.
Новая тема.
Образование терминов «казах» и «узбек».
ЖЕТЫСУ (СЕМИРЕЧЬЕ)
МОГОЛИСТАН
ДЕШТ-И-КЫПЧАК
АК-ОРДА, ЗОЛОТАЯ ОРДА, УЛУС АБУЛХАИРА
ЗАПАДНЫЙ КАЗАХСТАН
НОГАЙСКАЯ ОРДА
Уйсуны, конраты, кыпчаки, найманы, карлуки, жалаиры, кереи, ногаи и др.
Наряду с одинаковым хозяйством, схожими языками и обычаями, расселенные на близлежащих землях имели схожие традиции и часто общались друг с другом.
В XVI веке ибн Рузбихан в своих летописях оставляет записки, в которых население Восточного Дешт-и-Кыпчака и Мавераннахра называют «узбек-казахами» (по имени хана Узбека – 1312-1342 годы, правителя Золотой Орды).
Политические распри и ссоры
Стремление населения к объединению
Сближение значительной части населения с оппозиционно настроенными султанами ДЖАНИБЕКОМ И КИРЕЕМ
При этом преследовались следующие цели:
Создавалось единое государство (Казахское ханство);
Экономически объединялись племена;
Объединение монголоязычных (найманы, конраты, жалаиры и др.) и тюркоязычных племен (кипчаки, уйсуны, карлуки и др.).
Казахские жузы.
Жуз — историко-хозяйственный район, сложившиеся на основе определенного хозяйственно-культурного типа.
Еще у древних и раннесредневековых племен Казахстана в силу естественно-географических и хозяйственных условий обитания, вхождения в разные племенные союзы и государства формируется три этно-культурных группы.
До сих пор нет утвердившегося мнения о происхождении термина «жуз» и согласованности в определении времени появления казахских жузов.
№
Казахские жузы
Районы расположения
Основные племена
1
Старший жуз
Южный и Юго-Восточный Казахстан (район Туркестана и Семиречья)
В ХVII – ХVIII веках в состав трех жузов входило всего — 112 родо-племенных подразделений.
Шакарим Кудайбердиев в своей книге «Родословное тюрков, казахов и ханской династии», вышедшая в 1911 г., приводит легенду, о том что, предком казахов является – Алаш. От потомков трех сыновей Алаша появилась народность казахи:
1. Старший сын - Акарыс — потомки Старшего жуза;
2. Средний сын - Бекарыс — потомки Среднего жуза;
3. Младший сын — Жанарыс — потомки Младшего жуза.
Об этнониме «казах».
Происхождение этнонима «казах» долгое время являлось предметом дискуссий исследователей, отражено в многочисленных легендах народа о своем происхождении:
Имеются все основания считать, что само слово «казах» возникло в регионе обитания кыпчаков. По мнению ряда тюркологов, первоначальный ареал распространения термина «казах» связан с Восточным Дешт-и Кыпчаком.
Принято считать, что впервые термин «казах» в письменном источнике употреблен в арабо-кыпчакском словаре, составленном в кыпчакской среде Мамлюкского государства Египта в 1245 г. В нем слову «казах» придается значение «свободный, скиталец».
В переводе с тюркского языка этноним «казах» означает «свободолюбивый, вольный человек».
В социальном смысле термин «казах» означал «человека, отделившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизни искателя приключений» (В.В. Бартольд).
По «Тарихи-и Рашиди» М.Х.Дулати термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Джан ибеком и Кереем, откочевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи», а затем «казахи».
Ибн Рузбихан (ХVI в.) писал: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз хана. Ныне одно из них-шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, третье — мангыты, а из них цари астраханские».
По сведению М. Ахинжанова термин «казах» происходит от слова «сак» или «кас-сак».
М.Тынышпаев в своей книге «Материалы к истории киргиз-кайсацкого народа», приводит легенду о «белой гусыне — Ак каз».
С укрепления Казахского ханства «казахами» стало называться все подвластные им население. Постепенно термин «казах» стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана.
Закрепление новых знаний.Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.