Оборудование: календарно-тематическое планирование, план урока, доска, учебник «История Казахстана», А.Т. Толеубаев. Мектеп: 2014. с. 187-193 §33
ХОД УРОКА
1.Орг.момент: проверка готовности учащихся к уроку, приветственное слово, сообщение темы и целей урока, настрой учащихся на работу.
2. Проверка дом.задания
Тесты:
1. Признаки этноса: А) территория Б) язык В) культура Г) обычаи, традиции Д) индивидуальность
2. Сколько этапов длилось формирование казахской народности: А) 5 Б) 4 В) 3
3. Изначально предки казахов имели этот тип внешности: А) европеоидный Б) негроидный В) монголоидный
4. Именно в этот период на территории Казахстана образовались первые государства: А) раннее средневековье Б) позднее средневековье В) новое время
5. Завершение формирования казахской народности произошло в этот период: А) раннее средневековье Б) позднее средневековье В) новое время
6.Когда было образовано Казахское ханство: А) в XIII веке Б) в XIV веке В) в XV веке
7. Первые ханы Казахского ханства: А) Керей и Жанибек Б) Чингисхан и Керей В) Жанибек и Абулхаир
8. «Сильный, крепкий, вдохновенный» - так говорил этот учёный о значении слова «казах»: А) В.В. Радлов Б) Ш. Валиханов В) Т. Жанузаков
3. Изучение нового материала
План:
1.О структуре жузов.
2.Племена Старшего жуза.
3.Племена Среднего жуза.
4.Племена Младшего жуза.
Вопрос «О структуре жузов» разбирается в ходе заполнения таблицы: «Взгляды учёных о происхождении жузов»
Учёный
Его взгляды о происхождении жузов
О структуре жузов. Традиционное казахское общество состоит из трёх жузов: Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз.
О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.
Ч. Валихановсчитал, что когда государство Золотая Орда начало распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи и создали такие большие союзы.
По мнению Н.А. Аристова, объединение в жузы произошло во времена набегов джунгар.
В.В. Бартолъдсвязывает возникновение жузов с географическим фактором. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдаленных регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности.
М.П. Вяткинсоглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события, которые заставили казахов создать эти объединения. Он считает, что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы.
Языковед С. Аманжоловсчитает, что казахи разделились на жузы ещё в X—XII вв. — до монгольского нашествия.
Востоковед Т.И. Султановговорит о скудности достоверных фактов в вопросе о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.
Значение слова «жуз».
Не полностью раскрыто ещё и само понятие "жуз".
Некоторые учёные связывают его с арабским словом "джуз" — "главная, основная часть чего-то, ответвление";
- «жуз» - 100 (число);
- «жуз» - сторона.
Время появления жузов – вт.пол. XVI в.
В восточных документах первые сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в.
У казахских жузов имелись следующие особенности:
1) внутреннее региональное единство;
2) этническое единство;
3) культурно-хозяйственная общность;
4) общность политического руководства.
Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось свое исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями.
Жузы отличались внутренней сплоченностью и в руководстве властью. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана.
Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, к какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на общеказахских съездах — курылтаях.
Конкретные документы о казахских жузах встречаются в литературе первой половины XVIII в. Прибывший в Младший жуз в 1731 г. по вопросу о подданстве России А. Тевкелев сообщает: "Киргиз-кайсацкая орда состоит из трех частей, а точнее: из Великого жуза, Среднего жуза и Малого жуза (Большой Орды, Средней Орды и Малой Орды)".
Разделение на три части — традиция, идущая от древних племён. Так, саки делились на тиграхаудов, хаомаваргов и парадарайя. И у усуней, и у древних тюрко-монгольских кочевников была такая традиция.
Деление на большие союзы на бескрайних просторах казахской земли являлось жизненной необходимостью и было связано со спецификой кочевой жизни и сложностями управления государством. Подобное разделение происходило, возможно, ещё во времена кыпчакской конфедерации. А окончание процесса деления на жузы совпадает с периодом становления казахской государственности.
Вопросы о племенах Старшего, Среднего и Младшего жузов изучаются в ходе разбора и заполнения следующей таблицы
Жуз
Территория
Племенной состав
Племена Старшего жуза. По летописи казахов, племена Старшего жуза состояли из жалайыров, дулатов, канлы, ошакты, сары-усинов, шапырашты, шанышкылы, сиргели, ысты, албанов, суанов. Основные регионы, в которых распространялись эти племена, — Семиречье, район рек Чу, Талас, Каратау, среднее течение Сыр-Дарьи. В конце XIX в. общее число казахов Старшего жуза составляло около 700 тыс.
Дулаты — самая многочисленная группа в составе Старшего жуза. Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сыр-Дарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич "Бактияр".
Жалайыры проживали в предгорьях Жетысуского Алатау, гор Алтын-Эмеля, Аркарлы, Малайсары, на берегах р. Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша.
Канлы занимали территорию, которая простиралась от предгорий Заилийского Алатау до левобережья Или. Часть их селилась в Семиречье, Южно-Казахстанской области. Их клич — "Айырылмас".
Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребта Алтын-Эмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — "Райымбек".
Суаны жили в предгорьях Алтын-Эмеля, в Семиречье, на юго-восточной стороне Жетысуского Алатау, на берегу р. Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — "Райымбек, Байсуан".
Сары-усины в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах р. Каргаты до слияния ее с р. Чу.
Шапырашты жили в основном на правом берегу Или, на правом берегу Чу, в предгорьях Заилийского Алатау. Их клич — "Карасай".
Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях Каратау. Их клич — "Тоганас".
Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигало 20 тыс. человек.
Ысты жили в северной части оз. Балхаш и на территории Жамбылской области. Их клич — "Жауатар".
Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — "Айырылмас".
Племена Среднего жуза. В Средний жуз входили шесть племен (их называли ещё "алты арыс"). Это аргыны, найманы, кипчаки, коныраты, кереи, уаки. В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн. 350 тыс. человек. Если в это число включить кереев, уйсинов и найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн. 500 тыс. человек.
Племена Среднего жуза располагались на территории Центрального, Северного и Восточного Казахстана, в верхнем и среднем течении Сыр-Дарьи в Южном Казахстане. Аргыны и найманы кочевали на северо-востоке Семиречья, вдоль берегов Чу и Сыр-Дарьи, в их междуречье.
Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на северо-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — "Акжол".
Найманы обосновались в основном в восточном и юго-восточном регионах Казахстана, на плоскогорьях Алтайских гор и до Жетысуского Алатау. Часть найманов кочевала по берегам Сыр-Дарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбаеар-ского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — "Каптагай".
Кыпчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сыр-Дарьи в ее среднем и нижнем течении, на берегах Тобола, в верхнем течении Есиля, в Китае. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг и клич — "Ойбас".
Коныраты проживали на территории Южного Казахстана, на берегах Сыр-Дарьи в ее среднем течении, в Чимкентском, Перовском и Ташкентском уездах, в других регионах Средней Азии.
Кереи жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг — "Акжол, Каракожа".
Уаки селились группами, разбросанными от берегов Тургая и Тобола до границ Восточного Казахстана. Они жили в Семипалатинском, Петропавловском и Павлодарском уездах. Их лозунг и клич — "Жаубасар, Мукамал".
В Среднем жузе, кроме упомянутых племен, жили торе, толенгуты, киргизы, шалаказахи.
Племена Младшего жуза. К казахам Младшего жуза относились три крупных племени: байулы, алимулы и жетиру. Земли казахов Младшего жуза охватывали весь Западный Казахстан.
На востоке их земли простирались по берегам Тобола, Тургая, Иргиза и предгорьям Мугоджарских гор. На западе они достигали Каспийского моря, среднего и нижнего течения Волги, на юге — среднего и нижнего течения Сыр-Дарьи и Мангыстауского п-ова, севера Устюрта, берегов Тобола и Урала. Число казахов Младшего жуза в XIX— XX вв. достигало 1 млн. 200—300 тыс. человек.
Байулы насчитывали 12 родов. Их племена кочевали в степях между Уралом и Эмбой по Устюрту, п-ову Мангистау, по северо-восточному побережью Каспийского моря.
Алимулы обозначает "шесть колен Алима". Роды алимулы в зимнее время жили между р. Эмбой и Каспием, на северо-западе Арала, доходя до песков Борсуки и Каракумов, Куан-Дарьи и Жана-Дарьи. Летом они кочевали от оз. Аксакал на север к берегам Тургая, Тобола, Иргиза, Ора, Илека, Кобды, Эмбы, Уила и к предгорьям Мугоджарских гор.
Жетиру состояли из семи родов. Зимой они проживали в среднем течении Сыр-Дарьи и на соседних землях, а летом кочевали на север до подножия Уральских гор.
Итоги, оценки.
Дом.задание: тему знать, подготовиться к проверочной работе.