КГУ «Малоубинская средняя школа»
История Казахстана. Учитель: Шпекбаева Айнагүл Калимкызы.
Тема урока: Казахское ханство. Повторение.
Цель: Сформировать знания о истории казахских правителей и первоначальные представления о внутренной и внешней политики правителей Казахского ханство.
Задачи: Оброзовательная: Сформировать знания о истории сложения казахского государства.
Развивающая: Развивать умения и навыки работы в группах, навыки диологовой речи.
Воспитательная: Воспитание в духе толерантности, уважения к историческому наследию.
Тип урока: повторение.
Методы: словесный (рассказ, беседа); «мозговой штурм»; наглядный ( карта, таблица)
Оборудования: учебное пособие, доска, методические материалы, слайд.
Применяемые модули: Обучение критическому мышлению; обучение талантливых и одоренных детей; управление и лидерство в обучении.
Ключевые идеи урока: История сложения казахского государства, казахские ханы и жузы.
Оценивание: Формативное и суммотивное оценивание.
План урока:
- Оброзование казахского ханства.
- Казахские ханы и деление на жузы.
- Система упровления в государстве.
- Свод законов « жети жаргы».
Ход урока.
І. «Мозговой штурм» На доске будет написано имена : Чингисхан, Жошы, Чагатай, Абулхайр, Керей, Жанибек. Ученики скажут каким государством связаны эти имена и какую тему изучим сегоднишнем уроке.
Вместе с учениками составим план урока. раннего средневековья с периодами существования.
ІІ. Соотнесите государства
Тюркский каганат
552-603
Заподно-тюркский каганат
603-704
Тюргешский каганат
704-756
Карлукский каганат
756-940
Огузское государство
Конец ІХ- начало ХІ веков
Кимакский каганат
Конец ІХ- начало ХІ веков
Государство Караханидов
942-1210 гг.
Государство Каракитаев
1128-1213 гг.
Государство найманов и кереитов
Пер. полов ХІ – начало ХІІІ вв.
Кыпчакское ханство
Пер. полов ХІ – начало ХІІІ вв.
ІІІ. Ученики используя подготовленны сведения составляют постер. Тема постера « Завершение формирование казахской народности». Зачита постера 5 минут.
Вопросы:
- Когда и как завершолось формирование казахского народа.
- Какие гипотезы существуют о происхождении этнонима «казах».
- Мнение ученных о появлении жузов.
ІV. Ролевая игра. Диолог Абылай хана и Бухар жырау.
Абылай: — Оставим этот разговор. Аргамак и шуба давно поджидают хозяина. И достанутся тому, кто разгадает мой сон. Накануне праздника я увидел его и не могу с тех пор успокоиться!
Бухар-жырау: — Расскажите свой сон, султан мой… Если мне, простолюдину, позволено будет разгадать сон торе, то уж постараюсь!
Абылай: — Снилось мне, мой жырау, что лежу я на одре смерти. Знамя трех казахских жузов над моей головой пытаются утащить три группы людей. По бокам моего саркофага сидят лев и дракон, а у ног — все мои многочисленные наследники. Те, что от сына моего Вали, читают по мне молитву. Те, что от сына моего Касыма, — стоят с кинжалами в руках. А я — между львом и драконом — думаю о том, как мне встать из мертвых…
Бухар-жырау: — Кому сниться собственная смерть во цвете лет, тому жить до глубокой старости. А то, что знамя над тобой, станешь ты ханом трех жузов. Но в день твоей смерти разойдутся эти жузы в трех направлениях… Льва и дракона не трудно угадать — Россия и Китай.
Абылай: — Ну, а про сыновей что означает мой сон?
Бухар-жырау: — Одна ветвь прославит тебя ученостью, другая — кровавыми битвами… Твое имя останется на земле, Абылай! Быть тебе святым! Аруах!
На экране портрет хана Абылая и проблемный вопрос: Почему казахский народ уже при жизни причислил Абылая к лику святых, дав ему прозвище «аруах»?
Вывод учеников.
V. Закрепление. Мини тест.
VІ. Оценивание. Оценки вставятся на оценочный лист, ученики оценивают вместе с учителем.
Рефлексия. Пожелания учеников.
VІІ.Дом/ зад: Повторить параграф, ответить на вопрсы 1-5.