kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Казахское ханство при Абылае"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть роль Абылая как видного политического деятеля, полководца и дипломата Казахского государство.

Задачи:

Образовательная: выявить проблемы возникшие на пути восстановления единого государства в годы правления Абылая. Сформировать представление о политических событиях того периода. Развивающая: развивать навыки работы с источниками умение излагать собственные позиции. Воспитательная: Прививать детям любовь к родине, воспитывать чувство патриотизма к родной земле.

Наглядные пособие: слайды, портрет Абылая,таблица, Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, поисковый метод.

Ход урока :

I) Организационный момент.

С?леметсіздерме балалар ж?не ?онактар. Отырыныздар. Сегодня на уроке познакомимся с выдающийся личностью казахского народа Абылай ханом.

Эпиграфом к уроку слова М. Ауэзова. «У казахов нет более чтимого

предка, чем Абылай хан.»

Мухтар Ауэзов.

Почему так говорил Ауэзов именно об Абылай хане?

К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

II) Опрос домашнего задания.

А теперь я у вас проверю знания, полученные на предыдущих уроках

Тест.

1. Военно-опорный пункт Семипалатинск был построен.

А. в 19716 Б. в 1717 В. в 1720 Г. в 1718

2. Угроза безопасности казахов в первой четверти XVIII в была со стороны.

А. Коканда Б. Калмыков В. России Г. Джунгарии

3. Значительное событие в жизни казахов в 1711 году.

А. Нашествие Джунгар Б. Поражение Казахов

В. Сражение с Китаем Г. Победа 3 жузов на Джунгарами

4. Сражение у реки Буланты состоялась.

А. 1731г Б. 1726 г В. 1729 г Г. 1718 г

5. Анракайская битва произошла.

А. 1723 г Б. 1730 г В. 1752 г Г. 1715 г

6. Хан Абулхаир и 29 старшин младшего жуза приняли Российское подданство.

А. 1734 г Б. 1730 г В. 1742 г Г. 1731 г

7. Джунгария разгромленная Китаем перестала существовать

А. 1756 г Б. 1750 г В. 1758 г Г. 1762 г

8. Основание Петропавловской крепости произошло в.

А. 1748 г Б. 1750 г В. 1754 г Г. 1752 г

9. Годы великого бедствия.

А. 1720-1726 гг. Б. 1723-1727 гг. В. 1730-1737 гг. Г. 1718-1723 гг.

10. Год образование Джунгарского ханства.

А. 1605 г Б. 1640 г В. 1635 г Г. 1647 г

Последовательность событий.

I. - Годы Великого бедствия.

- Курултай.

- Екатерина II.

- Галдан - Церен.

- Петр I.

II. - Абулхаир.

- Цеван – Рабдан

- Кенесары Касымов

- Анна Иоановна

- Россия

III. - Китай.

- Казахское ханство.

- Крепость.

- Синьдзянь

- Калмыки.

IV. - Павел I.

- Джунгария.

- Бокей

- Емельян Пугачев.

- Жангир хан.

Кто возглавлял Джунгарское ханство? (Галдан - Церен) А был ли правитель в казахском ханстве? (Абылай) Да Абылай хан. И так тема сегодняшнего урока «Ханство Абылая». Откройте тетради запишите число, тему.

Цель нашего урока: раскрыть роль Абылая как видного политического деятеля полководца и дипломата Казахского государства.

Задание на урок: Какое же место занимает имя Абылая в истории Казахстана?

План.

1)Абылай как личность.

2)Победитель в единоборстве.

3)Казахско – Джунгарские отношения.

4)Абылай дипломат, полководец.

5)Абылай общеказахский хан

Сейчас я вам раздам таблицы в которых вы должны в течение урока заполнить ее а в конце урока сдать.

Учитель: Абылай вошел в историю Казахского народа как один из самых выдающихся личностей своего времени. Его исторические заслуги в упрощении и укреплении терротериальных пределов Казахского ханства навсегда осталось в народной памяти. Его имя обрело широкую известность в тот период, когда казахи вели трудную затешную борьбу против внешних врагов нашего Отечества.

Его организаторский талант, незаурядные качества крупного поководца политическая воля и дипломатическое искусство ярко проявились в годы продолжительного противоборства с Джунгарией. Без жизнеописания Абылая трудно приставить судьбы казахского народа в XVlll в.

Абылай как личность.

Абылай родился 1711г в г. Туркестане. При рождение получил имя Абильмансур. Отец его Уали, был потомком Есим хана, дед тоже Уали был правителем г. Туркестан. За свои бесчисленные кровавые походы его нарекли прозвищем «кровопийца», рано потеряв родителей, он познал все те годы сиротства. В лохмотьях скитался по аулам, за что прозвали Сабалак («нищий»). как-то скитаясь по степи , он оказался у бия Толе, Сабалак пас верблюдов у бия. Случай привел его в ставку военноначальнека Богембая, который взял его своим оруженносцом.

Победитель в единоборстве. Ему шел 16 год, когда опытный отчаянный джунгарский батыр, любимый сын хана, вызвал его на поединок. Он обладал чудовищной силой. Наступила зловещая Тишина. Вдруг молодой голос разорвал степное спокойствия. Появился молодой воин «Сабалак». В это миг Сабалак вспомнил про своих родителей погибши от рук джунгар. С боевым кличам «Абылай Абылай» кинулся на врага. Пружинистым движением вытянувшись в седле нанес сокрушающий удар, снесший голову Шарышу Сабалак в одно мгновение стал национальным героем. С тех пор он выдвигался в число одних из самых последовательных организаторов борьбы против джунгар.

Казахское – джунгарские отношение:

Смерть Шарыша произвела сильное впечатление на джунгар. Галдан – Церен приказал разыскать молодого батыра. Абылая взяли в плен, на вопрос джунгарского правителя « это ты убил моего сына»? Абылай ответил. «Обвинение пало на меня, через меня исполнилась воля моего народа над сыном твоим Шарышом»?

Галдан – Церен был поражен таким дерзким ответом и решил сохранить ему жизнь. С осени 1741- по август 1743г Абылай оставался в плену. Пока его не вытащил Гавердовский. (русский офицер). Абылай находясь в плену добился согласия джунгар на добрые отношение с казахами.

Абылай – дипломат. Абылай от природы был наделен редким даром дипломата. он понимал, что в тисках двух империй с севера России, с востока Цинской империи (Китая) требут разумного подхода, и придавал первостепенное значение налаживанию и поддержанию добрососедских отношений с ними.

Еще в 1738г в целях ослабление джунгарских сил, в первые присягнул России. А затем в 1759 г. присягнул и Китай. А в реальности он не присягнул ни кому из этих 2-ух империй. Благодаря этим соглашением он сохранил целостность территории Казахского ханства.

 

Абылай – полководец. Абылай вошел в историю как крупный полководец в борьбе против иноземных захватчиков он опирался на прославленных батыров, таких как: Кабанбай, Богенбай, Баян и др. Он был признанным военным стратегом казахского ханства. Защищая интересного Старшего жуза он не однократно нападал на Киргизию. Одновременно продолжал борьбу с Кокандом.

В 1764 г. Абылай совершил крупный поход на кыргызов, с которого вернулся с богатой добычей.

Велики заслуги Абылая в разгроме калмыков.

Абылай – общеказахский хан.

Осенью 1771 г. представители всех трех жузов собрались в Туркестане возвели на ханский престол Абылая. Его власть признали все казахские жузы.

Избрание Абылая ханом было признанием его заслуг в консолидации казахских земель. Однако российская императрица Екатерина II не хотела возвышение Казахской государственности как единой страны.

В период своего правления Абылай дистанцировался от России и Китая, до конца своей жизни твердо придерживался политики двуединства.

 

Ханство Абылая и его смерть.

Абылай осуществил ряд преобразований по управление ханством. После возвращения им казахских земель, временно захваченных джунгарией, территориальное единство страны было восстановлено.

Для упрочнения своей власти он совершенствовал обычное право казахов, сохранил силу закона «Жеты жаргы»(семь уложений).

Абылай обеспечил защиту границ ханства. Хан поощрял земледелие. Хан много сделал для развития культуры, высоко почитал музыку.

Абылай умер осенью 1781 года, возвращаясь из похода в Ташкент. Похоронен был в Туркестане в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи. Оставив после себя 30 сыновей и 40 дочерей.

После его смерти трон получил его сын Уали, которому не удалось продолжить дело своего отца.

Учитель: Да действительно Абылай был великим казахским ханом, видным политическим деятелем, крупным полководцем, наделен от природы редким даром дипломата.

Именем Абылая названы проспекты и улица городов Каз-на.

В Алматы в честь выдающегося хана названы высшие учебные заведения страны.

В честь великого хана в предгорных Кокшетауских гор установлена огромная стелла. В нашем городе Петропавловске существует резиденция Абылай хана. Казахи охотно дают имя великого хана своим детям.

Ребята вы уже знаете что большую роль в истории Казахстана сыграло присоединение Казахстана к России. Как вы думаете какие плюсы и минусы были у этого события?

Диспут: В чем величие хана Абылая?

Учитель: Итак ребята, что вы нового узнали сегодня о хане Абылае?

Какое же место занимает имя

Абылая в истории Каз-на?

 

Почему Мухтар Ауэзов сказал «У казахов нет более чтимого

предка, чем Абылай хан.»

 

Вывод: Он вошел в историю казахского народа, как единственный правитель названый при жизни «Аруак» (Воплотивший дух). Выдающийся хан остался в памяти многих поколений символом единства народа и целостности казахской земли. Абылай навсегда вошел в историю казахского народа как выдающийся правитель, мудрый государственный деятель.

 

 

 

 

Домашнее задание.

1)§19. (чтение и пересказ – оценка 3-4).

2) Расскажите о казахских ханах, которые на выбор оценка

ваш взгляд оставили наиболее яркий след в период 17-18 вв. 4-5

3) Составить тестовые задания по основным событиям

и терминам (10 вопросов). выбор оценка

4) Эссе: Какое влияние оказал Абылай хан на историю 4-5

казахского ханства?

Подведение итогов урока.Оценивание.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Казахское ханство при Абылае" »

Открытый урок 8 класса История Казахстана

Тема: Казахское ханство при Абылае. Цель: Раскрыть роль Абылая как видного политического деятеля, полководца и дипломата Казахского государство.

Задачи:

Образовательная: выявить проблемы возникшие на пути восстановления единого государства в годы правления Абылая. Сформировать представление о политических событиях того периода. Развивающая: развивать навыки работы с источниками умение излагать собственные позиции. Воспитательная: Прививать детям любовь к родине, воспитывать чувство патриотизма к родной земле.

Наглядные пособие: слайды, портрет Абылая,таблица, Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, поисковый метод.

Ход урока :

I) Организационный момент.

Сәлеметсіздерме балалар және қонактар. Отырыныздар. Сегодня на уроке познакомимся с выдающийся личностью казахского народа Абылай ханом.

Эпиграфом к уроку слова М. Ауэзова. «У казахов нет более чтимого

предка, чем Абылай хан.»

Мухтар Ауэзов.

Почему так говорил Ауэзов именно об Абылай хане?

К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

II) Опрос домашнего задания.

А теперь я у вас проверю знания, полученные на предыдущих уроках

Тест.

1. Военно-опорный пункт Семипалатинск был построен.

А. в 19716 Б. в 1717 В. в 1720 Г. в 1718

2. Угроза безопасности казахов в первой четверти XVIII в была со стороны.

А. Коканда Б. Калмыков В. России Г. Джунгарии

3. Значительное событие в жизни казахов в 1711 году.

А. Нашествие Джунгар Б. Поражение Казахов

В. Сражение с Китаем Г. Победа 3 жузов на Джунгарами

4. Сражение у реки Буланты состоялась.

А. 1731г Б. 1726 г В. 1729 г Г. 1718 г

5. Анракайская битва произошла.

А. 1723 г Б. 1730 г В. 1752 г Г. 1715 г

6. Хан Абулхаир и 29 старшин младшего жуза приняли Российское подданство.

А. 1734 г Б. 1730 г В. 1742 г Г. 1731 г

7. Джунгария разгромленная Китаем перестала существовать

А. 1756 г Б. 1750 г В. 1758 г Г. 1762 г

8. Основание Петропавловской крепости произошло в.

А. 1748 г Б. 1750 г В. 1754 г Г. 1752 г

9. Годы великого бедствия.

А. 1720-1726 гг. Б. 1723-1727 гг. В. 1730-1737 гг. Г. 1718-1723 гг.

10. Год образование Джунгарского ханства.

А. 1605 г Б. 1640 г В. 1635 г Г. 1647 г


Последовательность событий.

I. - Годы Великого бедствия.

- Курултай.

- Екатерина II.

- Галдан - Церен.

- Петр I.

II. - Абулхаир.

- Цеван – Рабдан

- Кенесары Касымов

- Анна Иоановна

- Россия

III. - Китай.

- Казахское ханство.

- Крепость.

- Синьдзянь

- Калмыки.

IV. - Павел I.

- Джунгария.

- Бокей

- Емельян Пугачев.

- Жангир хан.


Кто возглавлял Джунгарское ханство? (Галдан - Церен) А был ли правитель в казахском ханстве? (Абылай) Да Абылай хан. И так тема сегодняшнего урока «Ханство Абылая». Откройте тетради запишите число, тему.

Цель нашего урока: раскрыть роль Абылая как видного политического деятеля полководца и дипломата Казахского государства.

Задание на урок: Какое же место занимает имя Абылая в истории Казахстана?








План.

1)Абылай как личность.

2)Победитель в единоборстве.

3)Казахско – Джунгарские отношения.

4)Абылай дипломат, полководец.

5)Абылай общеказахский хан

Сейчас я вам раздам таблицы в которых вы должны в течение урока заполнить ее а в конце урока сдать.

Учитель: Абылай вошел в историю Казахского народа как один из самых выдающихся личностей своего времени. Его исторические заслуги в упрощении и укреплении терротериальных пределов Казахского ханства навсегда осталось в народной памяти. Его имя обрело широкую известность в тот период, когда казахи вели трудную затешную борьбу против внешних врагов нашего Отечества.

Его организаторский талант, незаурядные качества крупного поководца политическая воля и дипломатическое искусство ярко проявились в годы продолжительного противоборства с Джунгарией. Без жизнеописания Абылая трудно приставить судьбы казахского народа в XVlll в.


Абылай как личность.

Абылай родился 1711г в г. Туркестане. При рождение получил имя Абильмансур. Отец его Уали, был потомком Есим хана, дед тоже Уали был правителем г. Туркестан. За свои бесчисленные кровавые походы его нарекли прозвищем «кровопийца», рано потеряв родителей, он познал все те годы сиротства. В лохмотьях скитался по аулам, за что прозвали Сабалак («нищий»). как-то скитаясь по степи , он оказался у бия Толе, Сабалак пас верблюдов у бия. Случай привел его в ставку военноначальнека Богембая, который взял его своим оруженносцом.


Победитель в единоборстве. Ему шел 16 год, когда опытный отчаянный джунгарский батыр, любимый сын хана, вызвал его на поединок. Он обладал чудовищной силой. Наступила зловещая Тишина. Вдруг молодой голос разорвал степное спокойствия. Появился молодой воин «Сабалак». В это миг Сабалак вспомнил про своих родителей погибши от рук джунгар. С боевым кличам «Абылай Абылай» кинулся на врага. Пружинистым движением вытянувшись в седле нанес сокрушающий удар, снесший голову Шарышу Сабалак в одно мгновение стал национальным героем. С тех пор он выдвигался в число одних из самых последовательных организаторов борьбы против джунгар.






Казахское – джунгарские отношение:

Смерть Шарыша произвела сильное впечатление на джунгар. Галдан – Церен приказал разыскать молодого батыра. Абылая взяли в плен, на вопрос джунгарского правителя « это ты убил моего сына»? Абылай ответил. «Обвинение пало на меня, через меня исполнилась воля моего народа над сыном твоим Шарышом»?

Галдан – Церен был поражен таким дерзким ответом и решил сохранить ему жизнь. С осени 1741- по август 1743г Абылай оставался в плену. Пока его не вытащил Гавердовский. (русский офицер). Абылай находясь в плену добился согласия джунгар на добрые отношение с казахами.


Абылай – дипломат. Абылай от природы был наделен редким даром дипломата. он понимал, что в тисках двух империй с севера России, с востока Цинской империи (Китая) требут разумного подхода, и придавал первостепенное значение налаживанию и поддержанию добрососедских отношений с ними.

Еще в 1738г в целях ослабление джунгарских сил, в первые присягнул России. А затем в 1759 г. присягнул и Китай. А в реальности он не присягнул ни кому из этих 2-ух империй. Благодаря этим соглашением он сохранил целостность территории Казахского ханства.


Абылай – полководец. Абылай вошел в историю как крупный полководец в борьбе против иноземных захватчиков он опирался на прославленных батыров, таких как: Кабанбай, Богенбай, Баян и др. Он был признанным военным стратегом казахского ханства. Защищая интересного Старшего жуза он не однократно нападал на Киргизию. Одновременно продолжал борьбу с Кокандом.

В 1764 г. Абылай совершил крупный поход на кыргызов, с которого вернулся с богатой добычей.

Велики заслуги Абылая в разгроме калмыков.


Абылай – общеказахский хан.

Осенью 1771 г. представители всех трех жузов собрались в Туркестане возвели на ханский престол Абылая. Его власть признали все казахские жузы.

Избрание Абылая ханом было признанием его заслуг в консолидации казахских земель. Однако российская императрица Екатерина II не хотела возвышение Казахской государственности как единой страны.

В период своего правления Абылай дистанцировался от России и Китая, до конца своей жизни твердо придерживался политики двуединства.


Ханство Абылая и его смерть.

Абылай осуществил ряд преобразований по управление ханством. После возвращения им казахских земель, временно захваченных джунгарией, территориальное единство страны было восстановлено.

Для упрочнения своей власти он совершенствовал обычное право казахов, сохранил силу закона «Жеты жаргы»(семь уложений).

Абылай обеспечил защиту границ ханства. Хан поощрял земледелие. Хан много сделал для развития культуры, высоко почитал музыку.

Абылай умер осенью 1781 года, возвращаясь из похода в Ташкент. Похоронен был в Туркестане в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи. Оставив после себя 30 сыновей и 40 дочерей.

После его смерти трон получил его сын Уали, которому не удалось продолжить дело своего отца.

Учитель: Да действительно Абылай был великим казахским ханом, видным политическим деятелем, крупным полководцем, наделен от природы редким даром дипломата.

Именем Абылая названы проспекты и улица городов Каз-на.

В Алматы в честь выдающегося хана названы высшие учебные заведения страны.

В честь великого хана в предгорных Кокшетауских гор установлена огромная стелла. В нашем городе Петропавловске существует резиденция Абылай хана. Казахи охотно дают имя великого хана своим детям.

Ребята вы уже знаете что большую роль в истории Казахстана сыграло присоединение Казахстана к России. Как вы думаете какие плюсы и минусы были у этого события?

Диспут: В чем величие хана Абылая?

Учитель: Итак ребята, что вы нового узнали сегодня о хане Абылае?

Какое же место занимает имя

Абылая в истории Каз-на?


Почему Мухтар Ауэзов сказал «У казахов нет более чтимого

предка, чем Абылай хан.»


Вывод: Он вошел в историю казахского народа, как единственный правитель названый при жизни «Аруак» (Воплотивший дух). Выдающийся хан остался в памяти многих поколений символом единства народа и целостности казахской земли. Абылай навсегда вошел в историю казахского народа как выдающийся правитель, мудрый государственный деятель.





Домашнее задание.

1)§19. (чтение и пересказ – оценка 3-4).

2) Расскажите о казахских ханах, которые на выбор оценка

ваш взгляд оставили наиболее яркий след в период 17-18 вв. 4-5

3) Составить тестовые задания по основным событиям

и терминам (10 вопросов). выбор оценка

4) Эссе: Какое влияние оказал Абылай хан на историю 4-5

казахского ханства?

Подведение итогов урока.Оценивание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок "Казахское ханство при Абылае"

Автор: Ескендиров Арслан Кажумуратович

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект открытого урока по истории Казахстана в 5 классе по теме: "Абылай хан" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-5-klassie-po-tiemie-abylai-khan"
    ["file_id"] => string(6) "162232"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422337864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства