kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История образования казахского народа и Казахского ханства

Нажмите, чтобы узнать подробности

История образования казахского народа и Казахского ханства

Цель урока: изложить учащимся историю формирования казахского

народа. Воспитывать чувство уважения к своему народу, окружающим людям. Продолжить работу по развитию умений учащихся описывать исторические события по статьям учебника и дополнительным материалам.

Используемые наглядные пособия: карта, таблицы в учебнике.

Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу.

План изучения нового материала:

1. Формирование казахского народа.

2. Происхождение слова «казах».

3. Казахские жузы.

Тема «Формирование казахского народа» трудна для восприятия учащихся данного возраста из-за ряда сложных проблем, поднимаемых в ней, поэтому во время объяснения нового материала учитель проводит комментированное чтение важных положений статьи учебника.

История формирования казахского народа очень сложна и начинается в древние времена. Для формирования народа требуются сотни, а то и тысячи лет.

- Скажите когда первые люди появились на территории Казахстана?

-  Какие первые племена появились на территории Казахстана?

Саки.

Правильно, тогда на территории Казахстан проживали сакские племена. Уклад жизни тех древних племен схожи с бытом, обычаями казахов, живших в более поздние племена.

Через многие столетия саки, гунны, усуни, канглы начинают сближаться с родственными кочевыми племенами тюрков, тюргешей, кипчаков, найманов, аргынов, дулатов и др.

- Что такое народ?

Народ – население государства, жители страны.

 На формирование казахского народа оказали свое влияние монгольские племена. Родственные отношения, установленные тюркскими родами и племенами с монголами, повлияли на их внешний облик. Между племенами и родами укрепляются хозяйственные связи, родственные отношения. У племен, населявших территорию Казахстана, складывалась общность языка, схожесть во внешности, обычаях, обрядах, традициях, хо-зяйственной деятельности. Племена, в XIV – XV вв. населявшие Казахстан, говорили на тюркском языке. Тесные взаимоотношения, установленные между ними, привели к стиранию их различий. Так сформировался казахский народ.

2. Происхождение слова «казах».

Ученые выдвигают разные предположения о происхождении слова «казах». В древнетюркском языке это слово имело значение «свободные люди». Султаны Жанибек и Керей также оказали влияние на формирование казахского народа, они заложили основы казахской государственности, создали Казахское ханство. При их правлении весь подвластный им народ стал называться «казахи». Так сформировался казахский народ, населявший территорию Казахстана, объединенный внешним сходством, общим языком, культурой.

-Какие племена входили в состав Казахского ханства?

Найдите по книге и запишите в алфавитном порядке.

В состав казахского народа вошли аргыны, найманы, дулаты, кереи, усуни, канглы, кипча-ки, алшыны, коныраты, уаки, жалаиры, табы-ны, адаи и др.

Общим языком общения этих племен являлся казахский язык.

3.  Казахские жузы.

 С казахским народом тесно взаимосвязано понятие «жуз». Есть разные мнения по поводу его происхождения. На территории, населенной казахским народом, сформи-ровались три жуза.

 Жуз – крупное региональное объединение племен.

В старший жуз входят племена жалаир, албан, суан, дулат, сарыуйсун, сиргели, ысты, ошакты, шапырашты, шанышкылы, канглы, населяющие Южный Казахстан, Жетысу (Семиречье).

 Средний жуз составляют племена аргын, найман, кипчак, уак, керей, конырат. Эти племена населяли Центральный и Восточный Казахстан, земли до Бетпакдалы.

В состав Младшего жуза входят 12 родов Байулы (адай, алшын, жаппас, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш), Жеты-ру (табын, тама, кердери, кереит, жагалбайлы, телеу, рамадан), 6 родов Алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Племена Младшего жуза населяли побережье Каспийского моря, долины рек Жайык (Урал), Иргиз Тобол

Давайте послушаем о версиях происхождении 3 жузов.

Рефлексия. Каждый в тетради составляет вопрос по пройденному материалу и задают в паре друг другу.

Задаем вопрос своим одноклассникам.

Вывод: Т.о. в Историк Мухаммед Хайдар Дулати в кни­ге «Тарих-и-Рашиди» писал об образовании Казахского ханства в 870 году хиджры (1465-1466).  Именно к этому времени формируется казахский народ у которого есть свой язык, культура, традиции и территория. Основателями Казахского ханства являлись Керей и Джанибек. Именно при них на все племена говорят казахи. Появляется деления на три жуза.

домашнее задание: §27. Прочитать статьи параграфа по теме «Формирование казахского народа». Подготовиться по вопросам и заданиям к параграфу. Сообщение «Основатели Казахского ханства»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История образования казахского народа и Казахского ханства »

Урок 12. История образования казахского народа и Казахского ханства

Класс 5 «а», «б», «в», «г» Дата 27.11.2014, 28.11.2014

Цель урока: изложить учащимся историю формирования казахского

народа. Воспитывать чувство уважения к своему народу, окружающим людям. Продолжить работу по развитию умений учащихся описывать исторические события по статьям учебника и дополнительным материалам.

Используемые наглядные пособия: карта, таблицы в учебнике.

Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу.

План изучения нового материала:

1. Формирование казахского народа.

2. Происхождение слова «казах».

3. Казахские жузы.

Тема «Формирование казахского народа» трудна для восприятия учащихся данного возраста из-за ряда сложных проблем, поднимаемых в ней, поэтому во время объяснения нового материала учитель проводит комментированное чтение важных положений статьи учебника.

История формирования казахского народа очень сложна и начинается в древние времена. Для формирования народа требуются сотни , а то и тысячи лет.

- Скажите когда первые люди появились на территории Казахстана?

- Какие первые племена появились на территории Казахстана?

Саки.

Правильно, тогда на территории Казахстан проживали сакские племена. Уклад жизни тех древних племен схожи с бытом , обычаями казахов, живших в более поздние племена.

Через многие столетия саки, гунны, усуни, канглы начинают сближаться с родственными кочевыми племенами тюрков, тюргешей, кипчаков, найманов, аргынов, дулатов и др.

- Что такое народ?

Народ – население государства, жители страны.

На формирование казахского народа оказали свое влияние монгольские племена. Родственные отношения, установленные тюркскими родами и племенами с монголами, повлияли на их внешний облик. Между племенами и родами укрепляются хозяйственные связи, родственные отношения. У племен, населявших территорию Казахстана, складывалась общность языка, схожесть во внешности, обычаях, обрядах, традициях, хо-зяйственной деятельности. Племена, в XIV – XV вв. населявшие Казахстан, говорили на тюркском языке. Тесные взаимоотношения, установленные между ними, привели к стиранию их различий. Так сформировался казахский народ.

2. Происхождение слова «казах».

Ученые выдвигают разные предположения о происхождении слова «казах». В древнетюркском языке это слово имело значение «свободные люди». Султаны Жанибек и Керей также оказали влияние на формирование казахского народа, они заложили основы казахской государственности, создали Казахское ханство. При их правлении весь подвластный им народ стал называться «казахи». Так сформировался казахский народ, населявший территорию Казахстана, объединенный внешним сходством, общим языком, культурой.

-Какие племена входили в состав Казахского ханства?

Найдите по книге и запишите в алфавитном порядке.

В состав казахского народа вошли аргыны, найманы, дулаты, кереи, усуни, канглы, кипча-ки, алшыны, коныраты, уаки, жалаиры, табы-ны, адаи и др.

Общим языком общения этих племен являлся казахский язык.

3. Казахские жузы.

С казахским народом тесно взаимосвязано понятие «жуз». Есть разные мнения по поводу его происхождения. На территории, населенной казахским народом, сформи-ровались три жуза.

Жуз – крупное региональное объединение племен.

В старший жуз входят племена жалаир, албан, суан, дулат, сарыуйсун, сиргели, ысты, ошакты, шапырашты, шанышкылы, канглы, населяющие Южный Казахстан, Жетысу (Семиречье).

Средний жуз составляют племена аргын, найман, кипчак, уак, керей, конырат. Эти племена населяли Центральный и Восточный Казахстан, земли до Бетпакдалы.

В состав Младшего жуза входят 12 родов Байулы (адай, алшын, жаппас, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш), Жеты-ру (табын, тама, кердери, кереит, жагалбайлы, телеу, рамадан), 6 родов Алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Племена Младшего жуза населяли побережье Каспийского моря, долины рек Жайык (Урал), Иргиз Тобол

Давайте послушаем о версиях происхождении 3 жузов.

Рефлексия . Каждый в тетради составляет вопрос по пройденному материалу и задают в паре друг другу.

Задаем вопрос своим одноклассникам.

Вывод: Т.о. в Историк Мухаммед Хайдар Дулати в кни­ге «Тарих-и-Рашиди» писал об образовании Казахского ханства в 870 году хиджры (1465-1466). Именно к этому времени формируется казахский народ у которого есть свой язык, культура, традиции и территория. Основателями Казахского ханства являлись Керей и Джанибек. Именно при них на все племена говорят казахи. Появляется деления на три жуза.



домашнее задание: §27. Прочитать статьи параграфа по теме «Формирование казахского народа». Подготовиться по вопросам и заданиям к параграфу. Сообщение «Основатели Казахского ханства»


О происхождении жузов.

Хорошо известно, что процесс образования жузов является одной из главных загадок казахской истории. Дело в том, что письменные первоисточники, относящиеся к истории Казахского ханства, не упоминают о жузах явным образом до 1731 года. А из свидетельств 1731 года становится ясно, что к этому времени жузы стали традиционной структурой казахского общества. Не проясняют ситуацию и устные народные предания. Они имеют сказочный вид, противоречат друг другу и отличаются в разных регионах Казахстана. Одно из преданий, гласящее о первом казахском Алаша хане и трех его сотнях – жузах: Улы, Орта и Киши.

В другом утверждается, что первого казахского хана звали Казак, и он разделил свое ханство между тремя сыновьями по имени Акарыс, Жанарыс, Бекарыс, которые стали родоначальниками Старшего, Среднего и Младшего жузов соответственно.

Есть предание о том, как три жигита с именами Аргын, Алшин и Найман в поисках сбежавшего конского табуна забрели в ишимские степи, там остались, и от них пошли казахи.


Загадка казахских жузов

Мурат Уали



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
История образования казахского народа и Казахского ханства

Автор: Бугыбаева Г.М.

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Презентация для урока История образования казахского народа и Казахского ханства "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-dlia-uroka-istoriia-obrazovaniia-kazakhskogho-naroda-i-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "185506"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426185759"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Разработка к уроку истории на тему: «История образования казахского народа и Казахского ханства»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_k_uroku_istorii_na_tiemu_istoriia_obrazovaniia_kazakhskogho_naroda_i_"
    ["file_id"] => string(6) "443608"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513002465"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: «История образования казахского народа и Казахского ханства»"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_na_tiemu_istoriia_obrazovaniia_kazakhskogho_naroda_i_kazakhskogh"
    ["file_id"] => string(6) "443609"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513002666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) ""История образования казахского народа и Казахского ханства""
    ["seo_title"] => string(65) "istoriia-obrazovaniia-kazakhskogho-naroda-i-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "180723"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425228443"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Образование казахского народа" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-obrazovaniie-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "218160"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433681572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства