- объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги»
- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы;
- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов;
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, использовать ленту времени для счёта лет в истории, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни ремесленников и земледельцев;
- задуматься о правилах взаимоотношения государства и личности на примере сбора налогов в Древнем Египте
- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);
- листы самооценки (на каждого ученика)
– мультимедийная техника: компьютер, проектор.
- настенная карта Древний Египет
-лента времени
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап
Орг. момент
1мин.
- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе
2 этап.
Мотивация
не более3мин
- Организует работу с проблемной ситуацией (Приложение 1), задает вопросы классу:
1. Кто из вас захотел бы оказаться в древнем Египте?
2. Какие знания из изученного домашнего параграфа нам могли бы помочь?
3. Какие знания нам ещё необходимы, чтобы выжить в условиях древнего Египта?
Формулирование темы урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
- участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемные вопросы;
- формулируют предполагаемую тему урока
3 этап.
Актуализация знаний.
не более
3-4 мин
- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме)
1)Покажите на карте где располагается Древний Египет?
2)Сосчитайте на сколько лет мы должны перенестись во времени , чтобы оказаться в объединённом Древнем Египте?
3) Какое занятие и почему было основным у египтян?
4) Какие группы людей жили в Египте?
- вспоминают нужную информацию, находят на карте древний Египет, считают и отмечают на ленте времени примерную дату образования единого гос-ва Др.Египет
4 этап. Целепола-
гание и планирование
не более 1 мин
- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Цели урока: после урока вы сможете
. - объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги»
- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники;
- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов;
- работая в группах составить рассказ о жизни одной из категорий населения Др.Египта.
-самостоятельно оценить свою работу на уроке
- отвечают на вопросы
«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,
«Какие вопросы касаются темы «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» и могут войти в план урока?»
-знакомятся с критериями самооценки
План.
1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца
2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
3. Писцы собирают налоги.
- задают уточняющие вопросы;
- узнают последовательность учебных действий
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 вопрос.
Жители Египта: от фараона до простого земледельца
не более 3-4-х мин.
1. Демонстрирует слайд 2 и организует беседу
1)Назовите группы людей Др.Египта.
2)Какие группы вам известны?
3)Даёт определения понятий
« вельможи» , «писцы» , «рабы»
- отвечают на вопросы
-оформляют записи в тетрадях.
2 и 3 вопрос.
Как жили земледельцы ремесленники в Египте.
Писцы собирают налоги
10-12 мин...
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги»
- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы;
- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов;
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
регулятивные:продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, использовать ленту времени для счёта лет в истории, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни ремесленников и земледельцев;
- задуматься о правилах взаимоотношения государства и личности на примере сбора налогов в Древнем Египте
- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);
- листы самооценки (на каждого ученика)
– мультимедийная техника: компьютер, проектор.
- настенная карта Древний Египет
-лента времени
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап
Орг. момент
1мин.
- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе
2 этап.
Мотивация
не более3мин
- Организует работу с проблемной ситуацией (Приложение 1), задает вопросы классу:
1. Кто из вас захотел бы оказаться в древнем Египте?
2. Какие знания из изученного домашнего параграфа нам могли бы помочь?
3. Какие знания нам ещё необходимы, чтобы выжить в условиях древнего Египта?
Формулирование темы урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
- участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемные вопросы;
- формулируют предполагаемую тему урока
3 этап.
Актуализация знаний.
не более
3-4 мин
- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме)
1)Покажите на карте где располагается Древний Египет?
2)Сосчитайте на сколько лет мы должны перенестись во времени , чтобы оказаться в объединённом Древнем Египте?
3) Какое занятие и почему было основным у египтян?
4) Какие группы людей жили в Египте?
- вспоминают нужную информацию, находят на карте древний Египет, считают и отмечают на ленте времени примерную дату образования единого гос-ва Др.Египет
4 этап. Целепола-
гание и планирование
не более 1 мин
- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Цели урока: после урока вы сможете
. - объяснить значение понятий «орошение», «шадуф» «амулет»; «налоги»
- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники;
- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов;
- работая в группах составить рассказ о жизни одной из категорий населения Др.Египта.
-самостоятельно оценить свою работу на уроке
- отвечают на вопросы
«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,
«Какие вопросы касаются темы «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» и могут войти в план урока?»
-знакомятся с критериями самооценки
План.
1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца
2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
3. Писцы собирают налоги.
- задают уточняющие вопросы;
- узнают последовательность учебных действий
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 вопрос.
Жители Египта: от фараона до простого земледельца
не более 3-4-х мин.
1. Демонстрирует слайд 2 и организует беседу
1)Назовите группы людей Др.Египта.
2)Какие группы вам известны?
3)Даёт определения понятий
« вельможи» , «писцы» , «рабы»
- отвечают на вопросы
-оформляют записи в тетрадях.
2 и 3 вопрос.
Как жили земледельцы ремесленники в Египте.
Писцы собирают налоги
10-12 мин.
.
1.Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстами и иллюстрациями (Приложение 2)
2.Демонстрирует слайды, помогает формулировать ключевые записи в тетрадь.
3.Задаёт вопросы для всего класса по результатам групповой работы
-организуют группы с помощью учителя
- работа с разными источниками информации – поиск и извлечение нужной информации;
- работа в парах, в малых группах и презентация результатов;
- оформление записей в тетрадях;
6 этап. Включение нового знания в систему знаний
5-7 мин
по 1 мин. на одно выступление
- Организация деятельности
или выполнение задания текст с ошибками.
(Приложение 3)
- работают в малых группах (или парах) над проектом;
- планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;
- проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.
- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп).
7 этап. Рефлексия и оценивание
2-3 мин.
-Задаёт вопросы на формирование личностных УУД
1) Хотели бы вы оказаться в Древнем Египте и там жить?
2)Чтобы вы хотели изменить в жизни египтян, если бы у вас была такая возможность?
3)Выскажите своё мнение о системе сбора налогов в Древнем Египте.
- организация самооценивания (Приложение 4.)
-отвечают на вопросы
- заполняют оценочные таблицы
8 этап.
1-2 мин
Домашнее задание.
Обязательная часть: п.7 Слова. Вариативная часть: Составьте рассказ от имени земледельца, как прошёл его день.
По желанию нарисовать рисунок о жизни земледельцев и ремесленников.
-записывают домашнее задание
-задают уточняющие вопросы
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Мотивация
Ситуация С помощью машины времени вы оказались в Древнем Египте.
Сможете ли вы там выжить?
Что необходимо для этого?
2 вариант.
Природные условия Египта очень благоприятны для жизни людей. Можно ли утверждать, что жизнь древних египтян была легкой и беззаботной?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материалы для работы в малых группах
Группа 1.Земледельцы
Задание.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Объясни слова «орошение» «шадуф»
3.Рассмотрите рисунки на стр. 39-40 учебника
Составьте небольшой рассказ «Труд земледельца» (5-6 предложений)
Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Благодаря насыпям вся страна, если смотреть на неё сверху, была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля становилась готовой к пахоте. Для орошения полей, удалённых от Нила, копали каналы. При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разливов.
Вот как описывают современники положение земледельца: «У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу».. Устает он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь подо львом. Болен он постоянно… И едва возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.»
Орошение- система земледелия, основанная на поливе растений, через систему плотин и каналов.
Шадуф – приспособление для подъёма воды из каналов и колодцев в Древнем Египте.
Вопрос к классу:Чем был тяжёл труд земледельца?
Группа 2.Ремесленники
Задание.
1. Внимательно прочитайте текст документа.
2. Ответь на вопрос: Какие виды ремесла названы в документе?
3.Рассмотрите рисунок на стр. 41 Строительство дома. Древнеегипетская роспись
Составьте небольшой рассказ «Труд ремесленников» (5-6 предложений)
Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи.Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца
«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей… Когда писец еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается, чтобы надеть передник.
Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.
Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.
Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он заканчивает, руки его падают, и он утомлен. И так он сидит до сумерек, колени его и спина согнуты.»
Я расскажу тебе остроителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т.е. к верхушкам колонн в форме цветков лотоса) … все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…
Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте.
У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы… руки его не останавливаются.
Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты его губы…
Роспись- рисунки на стенах храмов или других сооружений.
Писец - категория населения в Древнем Египте, состоящая на службе у фараона и вельмож.
Вопрос классу: Чем была трудна работа ремесленников Древнего Египта?
Группа 3.Писцы
Задание.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Ответь на вопросы :
Чем занимались писцы?
Что такое налог?
3.Составьте рассказ по картине в Рабочей тетради №24 стр.19 « Сбор налогов» (5-6 предложений)
Писцов также можно видеть на древнеегипетских изображениях. На коленях они держат листки для записей. В правой руке у них тростинка для письма, а запасная «ручка» - за ухом. Писцы очень нужны вельможам и фараону. Они сосчитают и запишут всё, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать. Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.
А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога!
Писец - категория населения в Древнем Египте, состоящая на службе у фараона и вельмож.
Налог – обязательный платёж в пользу государства.
Вопрос классу: Выскажите своё мнение о сборе налогов в Древнем Египте?
Группа 4 .Этнографы
Задание.
1. Внимательно прочитайте текст.
2.Ответьте на вопросы:
Чем питались земледельцы и ремесленники в Древнем Египте?
Объясните слова «циновка», «амулет»
3.Рассмотрите рисунки на стр.39-41.Составьте рассказ «В гостях у египтянина»(5-6 предложений)
Из того зерна, что останется в доме, растирая его между двумя камнями, женщины приготовят муку. Из этой муки они замесят тесто и в горячей золе напекут лепёшек. Дерева в Египте мало, потому детей посылают собирать сухую траву, сучья и навоз, который сушат и тоже используют как топливо для очага. На обед, кроме лепёшки, может быть одна-две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград. По праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и виноградное вино.
Дом простого египтянина – из тростника, обмазанного илом, вместо крыши – тростниковая циновка. Двери тут редко запирают – красть всё равно нечего. На земляном полу лежат также циновки, около очага стоит глиняная посуда. А вот и хозяева – одежды на них совсем немного: ведь очень жарко. Однако они любят всяческие украшения и амулеты – мелкие предметы (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.
Вопрос классу: Что вас удивило в образе жизни земледельцев и ремесленников Древнего Египта
Приложение 3
Прочитайте внимательно текст и найдите исторические ошибки(не менее 5)
Писец Каи поклонился вельможе и в очередной раз поблагодарил бога Тота. что он позволил ему — сыну простого земледельца -услышать поучение одного писца своим детям: «Обрати сердце свое к книгам! Спрашивай совета того, кто знает больше тебя! Будь писцом - он освобожден от работы мотыгой, ты не будешь таскать корзин, тело твое будет гладким, арука мягкой». Скопив средства, Каи поступил в школу писцов. И вот теперь, в отличии от родственников – земледельцев Кай носит не короткие штаны, а длинную льняную юбку, спит не на лавке а на кровати, кладёт под голову подушку а не камень.
Весь сезон засухи писец принимал и записывал для вельможи сведения, как в разных селения готовились к сезону разливу Нила.
Старейшины докладывали, что платины вокруг полей укреплены, чтобы не допустить их затопления во время разлива.
И вот теперь вельможа поручает ему начать пахоту в родном селении! Надо, чтобы жена купила подарок отцу.
Жена писца Неферт перед медным зеркалом подвела глаза темной краской, надела лучший парик и вышла на узкую улочку города. Оба сына играли в мяч с соседскими детьми. Недалеко от берега сушились на солнце кирпичи. Неферт приняла поклоны от ремесленников, и сама поклонилась знатному мужчине с ожерельем из серебра и драгоценного лазурита. На городком рынке бойко меняли зерно на сандали, огурцы и лук на горшки. Поторговавшись
с медником, Неферт за три мотка ткани выменяла у него для родных мужа рукомойник и фигурку богини Бастет-кошки, оберегающей зерно от мышей,
И вот писец Каи прибыл в родную деревню на праздник начала сева. Пока к его шатру идут старейшина и родственники, писец размышляет: «У вас здесь не как в дельте, где можно сразу после схода воды бросить зерна в земляную жижу, а потом просто прогнать десяток овец, чтобы ихкопыта, укрыли зерна землей. Нет, нам в Верхнем Египте нужно сначала разрыхлить землю». Писец достает папирус с указанием отмеренного на посев зерна. Старейшина деревенской общины кланяется, прикладывая руки к плечу и рту, Земледельцы надевают на шеи голубые цветы лотоса и запрягают лошадей в плуги. Одни взмахивают палками, кричат; «О! Иди!», и лошади двигаются вперед, потянув за собой плуги. Другие, согнувшись, крепко держат рукояти, чтобы деревянный сошник с железным наконечником не вилял в сухой твёрдойземле. За ними идут сеятели, бросая зерна.
После пахоты писца угостили ячменными лепешками, накоторые ради праздника выложили мед, виноград, финики, инжир. Старейшина выразил надежду что, когда через три месяца писец Каи приедет забиратьтретью долю урожая в амбары фараона, он привезёт достойную оплату за зерно.