kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект учебного занятия «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное занятие с использованием презентации, CD «История Древнего мира и средних веков».

На уроке применяются карточки для индивидуальной и групповой работы, устная работа по плану-памятке, работа с картой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задание для групповой работы»

Задание для групповой работы.


Для 1 -й группы:


Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.


«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей... Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не воз­вращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты»

(Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М 1987 —С. 40-41)


Для 2-й группы:


Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей


«Брадобрей бреет до вечера... Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды...

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т.е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)... все одежды его лохмотья... Моется он только один раз... Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети...

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, каку птицы «абу»... Уста­ет он... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти»

(Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М 1987 —С. 40-41)


Для 3-й группы:


Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей


«Ткач - внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он уви­деть свет...

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, ...рука его не останавливается.

Сандалщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спо­койно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Не спокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут из­биты твои губы...

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокоди­лами...

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник»

(Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М 1987 — С. 40-41).


Просмотр содержимого документа
«Задание для индивидуальной работы по карточкам»

Задание для индивидуальной работы по карточкам (письменно) 5 человек.

— Внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».


Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.


— Ответь на вопрос «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?».


Просмотр содержимого документа
«Конспект урока_2»

Конспект учебного занятия

Город: Магнитогорск

МОУ «СОШ № 6»

Учитель: Обуткина Н.Л. , учитель истории и обществознания высшая категория

Класс: 5

Тема учебного занятия: «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

  1. познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников,

  2. показать трудности жизни простого народа,

  3. продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний,

  4. формулировать несложные выводы,

  5. правильно показывать на карте исторические объекты,

  6. давать устный отзыв на ответы учащихся.

Оборудование:

  1. карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» (на CD «История Древнего мира и средних веков»),

  2. иллюстрации из «Альбома по истории культуры Древнего мира»,

  3. проектор,

  4. презентация к уроку.

Дидактические материалы к учебному занятию:

  1. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987, с. 40-41,

  2. план-памятка,

  3. карточки с вопросами,

  4. CD «История Древнего мира и средних веков».

Термины и понятия:

    • Вельможи,

    • Писцы,

    • Налоги,

    • Шадуф,

    • Амулеты.


Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


I. Оргмомент

1 мин.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие классу, проверка готовности к уроку

Приветствие учителю

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


II. Проверка знаний

10 мин

CD «История Древнего мира и средних веков»:

Хранилище информационных объектов/Древний Восток/Древний Египет/Карта Древнего Египта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Проверяется правильность решения домашней исторической задачи.

  2. Вызывает одного ученика для подготовки устного ответа по карточке.

  3. Индивидуальная работа 5 учащихся по карточкам письменно.

  4. Работа с классом – фронтальная беседа по вопросам:

    • Как назывался правитель Древнего Египта?

    • Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма?

    • Какой город был столицей Египта? (покажите на карте)

    • Когда в Египте образовалось единое государство?

  5. Заслушивается устный ответ по карточке, отзыв учащихся на ответ по плану-памятке.

  6. Собираются карточки с письменным заданием.

  1. Ответ: Площадь Древнего Египта примерно равнялась 410 566,81 кв. км

  2. Подготовка устного ответа у доски по карточке

  3. Ответы на вопросы фронтальной работы:

  • Фараон,

  • Папирус,

  • Мемфис,

  • 3 тыс. лет до н.э.


Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


III. Изучение новой темы

27 мин.

Презентация к уроку

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Начало просмотра презентации (слайд 1, 2)

  1. Жители Египта.

Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и природный ил. Почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой, поэтому в Древнем Египте развивается земледелие, а кроме этого появляются и разные ремесла. А вот какие, мы с вами узнаем из видеоролика.

Ответьте на вопрос: На какие группы делилось население древнего Египта?

После ответа учащихся демонстрируется слайд 3 презентации к уроку.

  1. Ответ:

Фараоны,

Вельможи,

Писцы,

Земледельцы,

Ремесленники.



Просмотр презентации (слайд 4).

  1. Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.

Сегодня вы настоящие исследователи и в ваших руках древнеегипетский папирус. Так как текст документа достаточно большой, мы его разделим на три части. И каждую часть будет исследовать группа учащихся (по рядам). У всех будет одно задание: выяснить, какие виды ремесел были развиты в древнем Египте (записать в тетрадь), и рассказать, как жили ремесленники.

(раздаются документы для исследования)

Окончание просмотра 4 слайда (вопрос).

  1. Дети изучают материалы и делают записи в тетради.


Просмотр презентации (слайд 5).

  1. Послушаем рассказ о работе горшечников по картине «Гончарная мастерская».


  1. Слушают рассказ одноклассника.


Просмотр презентации (слайды 6-10).

  1. Работа над новыми понятиями (с демонстрацией иллюстраций с помощью проектора):

    • Вельможи,

    • Писцы,

    • Налоги,

    • Шадуф,

    • Амулеты.



  1. Делают записи в тетрадях:

  • Вельможи – царские советники, военачальники,

  • Писцы – считали и записывали все, что им прикажут, собирали налоги,

  • Налоги – платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота) господину зависимым населением,

  • Шадуф – приспособление для полива садов и огородов,

  • Амулеты – мелкие предметы (бусы, фигурки), которые защищали от злых духов и несчастий.




Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


IV. Закрепление изученного на уроке

5 мин.

CD «История Древнего мира и средних веков»:

Хранилище информационных объектов/Древний Восток/Древний Египет/Земледельцы и ремесленники Древнего Египта и Древнеегипетские ремесленники. Рисунок на стене гробницы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Демонстрация рисунка с CD.

Беседа по вопросам:

  • На какие группы делилось население Древнего Египта?

  • Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте?

  • Что означает понятие «налоги»?

  • Кто платил налоги?

  • Как называли сборщиков налогов?

Ответы:

  • Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы.

  • Скульптор, каменщик, брадобрей, ткач, гончар и т.р.

  • Платеж чем-либо фараону или государству,

  • Все, зависимые от знати категории населения,

  • Писцы.

Этап учебного занятия

Время

Используемые цифровые образовательные ресурсы


V. Итоги урока

2 мин.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Выставление оценок

  2. Домашнее задание: § 7 (учебник Вигасина А.А.), составь рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед, опиши дом, в котором жил.



Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку:

  1. А.А. Вигасин. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.

  2. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.

  3. CD «История Древнего мира и средних веков».

Просмотр содержимого документа
«План-памятка»

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе


  1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

  2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник?

  3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

  4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

  5. Есть ли вывод в конце выступления?

  6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал из­ложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» — в изложении материала допущены незначитель­ные ошибки и неточности.

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются су­щественные пробелы, изложение не самостоятельное (наводя­щие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект учебного занятия «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»

Автор: Обуткина Надежда Львовна

Дата: 15.09.2021

Номер свидетельства: 586780


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства