Цель урока: рассказать о складывании единого государства при Иване III, о собирании земель и об устройстве нового централизованного государства; описать судебную реформу Ивана III.
План урока:
1. Предпосылки создания единого централизованного государства.
2. Правление Ивана III.
3. Централизованная политика Ивана III.
4. Создание новой системы управления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Иван III – государь всея Руси.»
Учитель:Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края
Предмет: история
Класс: 10
Тема: Иван III – государь всея Руси.
Тип урока: комбинированный
УМК: УМК по истории под ред. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т
Цель урока: рассказать о складывании единого государства при Иване III, о собирании земель и об устройстве нового централизованного государства; описать судебную реформу Ивана III.
План урока:
Предпосылки создания единого централизованного государства.
Правление Ивана III.
Централизованная политика Ивана III.
Создание новой системы управления.
Основные понятия: «Судебник» Ивана III,Боярская дума, дьяк, приказы, наместник, кормление, Юрьев день.
Важнейшие даты: 1462-1505 гг. - правление Ивана III Васильевича; 1497 г. - составление «Судебника» Ивана III.
Оборудование урока: карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)»; сборники ЕГЭ.
Ход урока:
Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос по вопросам и заданиям учебника на стр. 174
2. Развернутые ответы учащихся по плану:
- Главные причины феодальной войны;
- Итоги феодальной войны.
II. Изучение нового материала
1.Работа с учебником и составление таблицы «Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV-XV вв.».
Экономические
1.Установление стабильности и порядка в стране
Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли
Укрепление боярами и дворянами владений
Политические
Наличие единовластия Московского князя;
Усиление дворянства за счет ограничения власти старой боярской аристократии
Внешнеполитические
Необходимость окончательного освобождения от татаро- монгольского ига;
Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока.
Религиозные
Сохранение православной церковью единства народа;
Укрепление экономических и моральных позиций
2. Рассказ учителя «Освобождение от ордынского ига»
После смерти Василия Темного в 1462 г. на престол вступил его сын Иван III Васильевич (1462-1505). Он был очень осторожным, расчетливым и мудрым политиком.
3. Рассказ учителя «Подчинение Новгорода»
4. Сообщение учащегося «Государь всея Руси»
Беседа с учащимися по вопросам:
Когда Иван III принял титул «великого князя всея Руси»? (В 1485 г.)
Какой герб принял Иван III? (Гербом был избран двуглавый орел.)
- Что подразумевало наименование «самодержец»? (Оно означало независимость российского государства и его правовое, политическое и военное равенство в статусе с другими европейскими державами.)
5. Работа с новыми понятиями по теме «Централизация государственной власти»
- Что означает понятие «централизованное государство»? (Это политическое объединение во главе с монархом, который передает власть только одному своему сыну, как правило старшему, и выделяет все меньше наследства в уделы младшим сыновьям.)
Создание единого централизованного государства требовало единой системы управления, армии, финансов. Судебник 1497 г. - первый кодекс законов единой России - закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением стала Боярская дума.
Запись в тетрадях:
Боярская дума - совет при великом князе. В нее входят думные чины (бояре, окольничие); преобладающее влияние в Боярской Думе принадлежало представителям княжеских фамилий - потомков Рюрика и Гедимина, а также представителям старого московского боярства. Царь сам назначает судей - бояр и дьяков. Появляются первые приказы. На местах правят наместники, волостители. Их содержит местное население («кормление»).
Дьяк - с XV по XVIII век должностное лицо: управляющий делами приказа; письмоводитель, начальник;
Приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать те или иные дела.
Наместник - глава местной администрации. Они назначались в города великими и удельными князьями. В их распоряжении был административный аппарат и военный оборонительный отряд. Формой вознаграждения за службу являлось кормление.
Кормление - территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»).
6. Рассказ учителя «Судебник 1497 г.»
Судебник 1497 года своим содержанием был направлен на защиту интересов феодалов. 57-я статья устанавливала правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него с обязательной выплатой «пожилого».
Была проведена реформа армии. Вместо дружин создается единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. По требованию князя они должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов и крестьян «конно, людно и оружно».
III. Закрепление
Работа с документом в учебнике на стр. 183.
- Назовитесословия, права которых защищал данный документ.
- Как изменилось положение бояр и князей, дворян и простого люда?
IV. Итог урока
- Во время правления Ивана III наряду с объединением земель Руси была решена и другая задача общенационального значения - освобождение от ордынского ига. Москва шла по пути централизации во всех делах. Первый кодекс законов единой России - Судебник 1497 г. - закрепил единое устройство и управление в государстве.
Домашнее задание
§ 18, термины; составление схемы ответа домашнего задания «Иван III Васильевич 1462-1505 гг.»