kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Иван III – государь всея Руси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассказать о складывании единого государства при Иване III, о собирании земель и об устройстве нового централизован­ного государства; описать судебную реформу Ивана III.

План урока:

1.    Предпосылки создания единого централизованного государства.

2.    Правление Ивана III.

3.    Централизованная политика Ивана III.

4.    Создание новой системы управления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Иван III – государь всея Руси.»



Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет: история

Класс: 10

Тема: Иван III – государь всея Руси.

Тип урока: комбинированный

УМК: УМК по истории под ред. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т


Цель урока: рассказать о складывании единого государства при Иване III, о собирании земель и об устройстве нового централизован­ного государства; описать судебную реформу Ивана III.

План урока:

    1. Предпосылки создания единого централизованного государства.

    2. Правление Ивана III.

    3. Централизованная политика Ивана III.

    4. Создание новой системы управления.


Основные понятия: «Судебник» Ивана III,Боярская дума, дьяк, приказы, намест­ник, кормление, Юрьев день.

Важнейшие даты: 1462-1505 гг. - правление Ивана III Васильевича; 1497 г. - со­ставление «Судебника» Ивана III.

Оборудование урока: карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)»; сборники ЕГЭ.


Ход урока:

        1. Проверка домашнего задания

          1. 1. Фронтальный опрос по вопросам и заданиям учебника на стр. 174

          2. 2. Развернутые ответы учащихся по плану:

          3. - Главные причины феодальной войны;

          4. - Итоги феодальной войны.

II. Изучение нового материала

1.Работа с учебником и составление таблицы «Предпосылки образования единого государства на Руси в XIV-XV вв.».


Экономические

1.Установление стабильности и порядка в стране

  1. Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли

  2. Укрепление боярами и дворянами владений

Политические

  1. Наличие единовластия Московского князя;

  2. Усиление дворянства за счет ограничения власти старой боярской аристократии

Внешнеполитические

  1. Необходимость окончательного освобождения от татаро- монгольского ига;

  2. Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока.

Религиозные

  1. Сохранение православной церковью единства народа;

  2. Укрепление экономических и моральных позиций


2. Рассказ учителя «Освобождение от ордынского ига»

После смерти Василия Темного в 1462 г. на престол всту­пил его сын Иван III Васильевич (1462-1505). Он был очень осторожным, расчетли­вым и мудрым политиком.

3. Рассказ учителя «Подчинение Новгорода»

4. Сообщение учащегося «Государь всея Руси»

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Когда Иван III принял титул «великого князя всея Руси»? (В 1485 г.)

  • Какой герб принял Иван III? (Гербом был избран двуглавый орел.)

- Что подразумевало наименование «самодержец»? (Оно означало независи­мость российского государства и его правовое, политическое и военное ра­венство в статусе с другими европейскими державами.)

5. Работа с новыми понятиями по теме «Централизация государственной власти»

- Что означает понятие «централизованное государство»? (Это политическое объединение во главе с монархом, который передает власть только одному своему сыну, как правило старшему, и выделяет все меньше наследства в уделы младшим сыновьям.)

Создание единого централизованного государства требо­вало единой системы управления, армии, финансов. Судебник 1497 г. - первый кодекс законов единой России - закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреж­дением стала Боярская дума.

Запись в тетрадях:

Боярская дума - совет при великом князе. В нее входят думные чины (бояре, окольничие); преобладающее влияние в Боярской Думе при­надлежало представителям княжеских фамилий - потомков Рюрика и Гедимина, а также представителям старого московского боярства. Царь сам назначает судей - бояр и дьяков. Появляются первые приказы. На местах правят наместники, волостители. Их содержит местное население («кормление»).

Дьяк - с XV по XVIII век должностное лицо: управляющий делами приказа; письмоводитель, начальник;

Приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать те или иные дела.

Наместник - глава местной администрации. Они на­значались в города великими и удельными князьями. В их распоряжении был ад­министративный аппарат и военный оборонительный отряд. Формой возна­граждения за службу являлось кормление.

Кормление - территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»).

6. Рассказ учителя «Судебник 1497 г.»

Судебник 1497 года своим содержанием был направлен на защиту интересов фео­далов. 57-я статья устанавливала правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него с обязательной выплатой «пожилого».

Была проведена реформа армии. Вместо дружин создается единая военная орга­низация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. По требованию князя они должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов и крестьян «конно, людно и оружно».

III. Закрепление

Работа с документом в учебнике на стр. 183.

- Назовите сословия, права которых защищал данный документ.

- Как изменилось положение бояр и князей, дворян и простого люда?

IV. Итог урока

- Во время правления Ивана III наряду с объединением земель Руси была решена и другая задача общенационального значения - освобождение от ордынского ига. Москва шла по пути централизации во всех делах. Первый кодекс законов еди­ной России - Судебник 1497 г. - закрепил единое устройство и управление в госу­дарстве.

Домашнее задание

§ 18, термины; составление схемы ответа домашнего задания «Иван III Васильевич 1462-1505 гг.»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Иван III – государь всея Руси.

Автор: Таранюкова Наталия Викторовна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методические материалы к урокам истории. Тема: Россия на рубеже ХVI – ХVII веков"
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskiiematierialykurokamistoriitiemarossiianarubiezhiekhvikhviiviekov"
    ["file_id"] => string(6) "271359"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451468238"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Жители Российского государства" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhitieli-rossiiskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "103279"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576542"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "О чем рассказывают гербы"
    ["seo_title"] => string(29) "o-chiem-rasskazyvaiut-ghierby"
    ["file_id"] => string(6) "278398"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453068975"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""О чем рассказывают гербы""
    ["seo_title"] => string(31) "o-chiem-rasskazyvaiut-ghierby-1"
    ["file_id"] => string(6) "278400"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453069523"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства