kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О чем рассказывают гербы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственный герб — это официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.д. Государственный герб российской империи — черный двуглавый орел в золотом поле. Существуют две наиболее распространенные версии происхождения этого герба.

Но обо всем по порядку. К жалованной грамоте Ивана III — меновой и отводной (определявшей границы земель), данной в июле 1497 года его племянникам Федору и Ивану Борисовичам Волоуким, — среди других была привешена печать великого князя. На лицевой ее стороне с изображением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великого князя: «ИОАНЪ Б(О)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКЫЙ КНЯЗЬ»[1], а на обороте — двуглавый дважды коронованный орел с распростертыми крыльями и продолжение титула: «ВЕЛИКЫ КН(Я)ЗЬ ВЛАД(имирский), И МОСК(овский), И НОВ(городский), И ПСК(овский), И ТВЕ(рской), И ВЯТ(ский), И ПЕР(мский), И БОЛ(гарский)»[2].

Вот эта печать, где впервые появился государственный герб, стала темой для размышлений, источником многочисленных гипотез ученых и «неученых» историков. В ней интересно все: изображения, их сочетание, титул. И все загадочно: время возникновения, причины принятия, политическое и общественное значение в эпоху средневековья, значимость в наши дни.

начнем, пожалуй, с титула. В нем три части. Первая, иногда называемая «богословие», указывает источник власти князя. Вторая — субъектная — характеризует объем и сущность власти носителя титула, его ранг среди других монархов. Третья — объектная или территориальная, содержит перечисление тех земель, на которые распространяется власть государя.

Последние два слова объектной части титула Ивана III на печати1497 года — «великий князь» — уже хорошо знакомы вам. Титул великих князей потомки Юрия Долгорукого и Александра Невского носили с начала XIV века. Однако в титуле 1497 года есть еще одно определение характера власти Ивана III — «господарь» (государь). Этот титул как княжеский известен и раньше. Уже Дмитрий Шемяка, претендовавший на великокняжеский трон, в 1446 году на своих монетах велел выбить: «осподарь всея земли Русской». Однако этот термин в титуле московского князя окончательно утвердился во время падения Великого Новгорода — в 1478 или после присоединения Твери в 1485 году.

Что же скрывалось под термином «государь»? Дело в том, что государем именовали не только великого князя; еще раньше «господарем» называли каждого холоповладельца, права которого по отношению к «рабам» и «рабыням» были практически неограниченны. также неограниченны были и права государя в качестве главы государства по отношению к своим подданным.

Процесс объединения государства и централизации власти в руках государя сопровождался понижением статуса бывших самостоятельных князей. Признание новгородцами Ивана III «государем» должно было повлечь, и действительно повлекло, за собой низведение жителей господина Великого Новгорода до уровня его «холопов», а самый город лишило гордого наименования «господин». таким образом, титул Ивана III на печати 1497 года — это титул признания на неограниченную власть внутри страны, на «собирание» земель домонгольской Руси; вне пределов Руси его употребление было чревато различными внешнеполитическими осложнениями.

В объектную часть титула были включены географические определения тех земель, которые уже действительно находились в составе государства, и тех, которые временно оставались за его пределами.

Наконец, стоит обратиться к словам «Божиею милостию», также включенным в титул Ивана III на печати 1497 года.

В конце 80-х годов XV века слова «Божеию милостию» впервые прозвучали как обоснование великокняжеской власти. Божья милость, как источник этой власти, впервые упомянута в конце XIV века в договоре Василия I Дмитриевича с тверским Михаилом Александровичем: «Божиею милостию и пречистыя его Богоматери по благословению… Кипреяна, митрополита всея Руси… князь велики Милайло Александрович целуи к нам крест»[3]. Однако в то время этот факт оказался случайным и не превратился в традицию. Иное дело при Иване III. В его титуле эти слова стали регулярно употребляться со времени не позднее 14 марта 1484 года. Эти числом датировано послание Ивана III Захарию Скаре, таманскому князю из рода Гвизальфи. Позднее, с 1495 года, она стало обычным элементом великокняжеской титулатуры. Сама же идея о божественном происхождении власти русского государя, по мнению ряда ученых, пришла с Запада и была призвана продемонстрировать, что ранг великого князя равен рангу других европейских государей.

В конце же XV века слова «Божиею милостию» приобрели особое звучание в связи с тем, что на следующий год после скрепления новой печатью отводной грамоты волоцким князьям 1497 года состоялось первое известное по письменным источникам церковное венчание на великое княжение, которое придало этому словосочетанию больший вес. 4 февраля 1498 года Иван III венчал в Успенском соборе Московского Кремля своего внука Дмитрия Ивановича, умершего в 1490 году при загадочных обстоятельствах.

Этот обычай, который соблюдался вплоть до венчания на царство Петра I в 1682 году, тоже восходит к Византии. В процедуре венчания были соединены все три части византийской церемонии: Иван III провозгласил внука своим наследником, митрополит прочитал молитвы, те же, что и при венчании наследника византийского императора, дважды были поздравления — в церкви перед литургией и на Соборной площади во время обхода кремлевских храмов.

В 1498 году в чине венчания в качестве регалий названа шапка и бармы, драгоценное оплечье на торжественной княжеской одежде, часто со священными изображениями.

Стоит сказать о происхождении слова «бармы». Само слово по одной из версий относится либо к древнескандинавскому «brem», либо к старопольскому «brama» и означает женское украшение на ногах, руках или на голове. Возможно, это слово пришло из Скандинавии не прямым путем, но, погостив сперва у западных славян, добралось до Москвы не с севера, а с запада. Против данной гипотезы говорят, однако, появление этого слова с польском языке и значение его, отличное от скандинавского и русского. Более вероятно, что в Русском слово «брамы» восходит к древнескандинавскому слову «край»  и появились бармы на Руси вместе с со скандинавскими выходцами. Известны бармы со светскими изображениями из рязанского клада XIII века. Только при Иване III на бармах стали помещать священные изображения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О чем рассказывают гербы»





МБОУ СОШ с. Кадгарон










Открытый интегрированный урок по ИЗО и истории в 5 классе


«Гербы и эмблемы».





















О чём рассказывают гербы.



Цель:

  • Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на герба

  • Сформировать представление о гербе, как отличительном знаке любого человеческого сообщества. Воспитать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.

  • Развить творческий интерес, познавательную активность, владение композицией, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор.

  • Плакаты с изображением символики России, Северной Осетии.

  • Музыкальный ряд: гимн России, гимн Северной Осетии.

  • Художественные материалы: альбом, цветные карандаши, краски.




(В начале урока звучит гимн РФ)

-Ребята, что за музыка сейчас звучала?

- Это гимн России.

-А что такое гимн?

- Это символ нашего государства.

- А какие символы вы ещё знаете?

Слайд 1.

- Герб, флаг.

- Наш урок посвящён гербам. Цель нашего урока узнать о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны. Познакомиться с геральдической азбукой и попробовать составить герб.

Слайд 2.

Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, шлемах, флагах (штандартах) и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

Герб был знаком чести рода. В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету, поля фамильного герба, платье украшалось фигурами - символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.

Слайд 3.

Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы. (Найти гербы ремесленников)

Слайд 4

Герб – немецкое слово. В переводе на русский язык, оно означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину - рода или отдельно лица, отражающие исторические традиции владельца.

Слайд 5

Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука- геральдика, связанная с составлением гербов. Занимались составлением гербов – герольды. Герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». Геральдика – это искусство составления гербов.

Слайд 6

Таким образом, постепенно образовалась и геральдическая азбука. Основой всякого герба считается щит – как поле для изображения эмблемы. На экране представлены одни из самых популярных форм западноевропейских щитов.

  • Итальянский.

  • Французский,

  • Варяжский,

  • Исландский,

  • Немецкий,

  • Английский,

  • Польский,

  • Ромбический,

  • Круглый,

  • Квадратный.

Слайд 7

Поле щита может быть однотонное, простое или разделённое, сложное. Щит бывает разделённым по вертикали – рассечённый, по горизонтали – пересечённый, по диагонали – скошенный.

Слайд 8

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Слайд 9.

Выбранный цвет имеет символическое значение:

золотой цвет - символ богатства, силы, справедливости, постоянство;

серебро - символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный) - символ любви, смелости;

голубой - символ красоты и величия, ясность;

зеленый - символ изобилия, надежды, свободы;

пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество, достоинство;

черный - скромность, мудрость и печаль.

  • красный – храбрость, мужество.

  • белый цвет – серебро,

  • жёлтый цвет – золото.

Слайд 10 - 11

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение: (Игра – ассоциация)

дуб, медведь означали силу;

факел, раскрытая книга - знание;

пчела - трудолюбие;

лавр - славу;

крылатый змей - зло, смуту;

дракон - могущество;

рука в перчатке - храбрость;

лев - символ силы, мужества, великодушия;

леопард - храбрость, отвага;

ворон - долголетие;

петух - символ боя.

  • кабан, вепрь – мужество, неустрашимость,

  • змея-вечность,

  • солнце – свет, богатство, изобилие,

  • звезда – ночь, вечность,

  • посох- духовная власть,

  • собака- преданность, верность, повиновение,

  • ворон – долголетие.

  • Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота.

  • кошки (независимость),

  • волка (злость, жадность),

  • медведя (предусмотрительность)

  • быка (плодородие земли),

  • овцы (кротость),

  • лани (робость),

  • оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)

Геральдика представлены деревьями –

  • дуб (крепость и сила),

  • оливковое дерево (мир),

  • пальма (долговечность),

  • ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами.

  • На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь.

  • Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.);

  • гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры;

  • символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия),

  • эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.).

Фантастические фигуры:

  • феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр.

Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Слайд 12

Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери.

Слайд 13

Герб украшает лента с девизом.

Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например:

«Усердие все превозмогает»
«Честь превыше всего»
«За честь и достоинство».

Венчает герб корона. Как один из основных или даже основной знак суверена, короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения корон, их целой шкалы - от императорской до простой рыцарской (дворянской). Поэтому при одном взгляде на любой старый герб по типу короны легко и быстро можно определить, какого разряда лицу или государству принадлежит данный герб. Поэтому чисто служебная роль корон как определителя в геральдике велика, по крайней мере, для периода средних веков и нового времени.



Слайд 14













Звучит гимн Северной Осетии.

А теперь перенесемся в нашу родную Осетию.

Герб Северной Осетии — Алании представляет собой изображение барса на фоне горных цепей.

Прообраз нынешнего герба хранится в институте рукописей АН Грузии с подписью: «Герб Осетии, выполнен грузинским учёным царевичем Вахушти Багратионе в 1735-ом году».

Компонент герба — силуэт горных цепей — символизирует облик местности проживания осетин. Горы издавна были символом Осетии, а в дальнейшем и Владикавказа. И вполне естественно, что на гербе Осетии присутствует горная цепь.

Но откуда в нашем гербе барс? Ведь в наши дни его трудно встретить не только в Осетии, но и на Кавказе.

Барс принадлежит к семейству кошачьих, окрас — жёлтый или рыжий с чёрными пятнами, живот без пятен, белого цвета. Барс чем-то схож с тигром, но более гибок и мускулист. Он прекрасно лазает по скалам и деревьям, а при необходимости может и плавать в воде.

На территории бывшего Советского Союза обитают четыре вида барсов, из них два проживают на Кавказе. Их изредка можно встретить как в степях, так и в горных лесах, в скалистых разломах и на альпийских лугах. Сейчас барсы занесены в Красную книгу, а когда-то они спокойно разгуливали по всем Кавказу, в том числе и на территории Осетии.

Барс является символом храбрости и отваги. Его изображения использовали скифы и аланы, а от них он перешёл к осетинам.

Наряду с государственным гербом, официальным символом государства является государственный флаг.

Флаг Северной Осетии был утверждён 2 октября 1991 года и повторно утверждён 24 ноября 1994 года.

Использование флага республики регламентировано законом Республики Северная Осетия - Алания "О Государственном флаге Республики Северная Осетия - Алания".

Автором флага является Ю. Гаглойти. 

Флаг - национальный символ, четырёхугольное полотнище, разнообразное по размещению цветовых полос и рисунков.

Флаг Северной Осетии - Алании состоит из трёх цветов, - сверху вниз - белого, красного, жёлтого.

В геральдике белый цвет является символом моральной чистоты, красный — воинской доблести, жёлтый - изобилия, богатства. Использование этих цветов также уходит в скифо-аланскую историю к трёхфункциональности общества: жрецы, воины и земледельцы. Характерной особенностью скифского жреческого костюма был белый головной убор. Красные атрибуты одежды были присущи воинам. Жёлтый цвет, символизирующий зерно, золото, означает земледелие и богатство.

Эта же цветовая символика присутствует и в осетинских культовых сооружениях. У осетин есть дзуары с цветовыми обозначениями. Например, Урс дзуар — «Белое святилище», Сырх дзуар — «Красное святилище», Сыгъзæрин дзуар — «Золотое святилище».

Примечательно, что два цвета (белый и красный) присутствуют и на Российском флаге.

- Сегодня у вас есть возможность создать герб своего класса или герб своей семьи.

Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию

Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.

Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления. («Быть добру»)

III. Практическая работа.

Задание: выполнить композицию герба.

IV. Обобщение знаний по теме.

Кроссворд «Геральдика» (Слайд 15).

1. Отличительный знак, передаваемый по наследству.

2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы.

3. Особые знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах.

4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)?

5. Царственное животное, эмблема королей.

6. Отважный, доблестный ...

7. Часть герба, на которой написаны крылатые слова.

8. Основа герба.

9. Что венчает герб?

10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит.

V. Задание на дом.

Подготовиться к «Рыцарскому турниру»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
О чем рассказывают гербы

Автор: Хутинаева Ирина Владимировна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "разработка урока  по изобразительному искусству для 5 класса по теме "О чем рассказывают гербы?" "
    ["seo_title"] => string(101) "razrabotka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-5-klassa-po-tiemie-o-chiem-rasskazyvaiut-ghierby"
    ["file_id"] => string(6) "130206"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415859578"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "О чем рассказывают гербы и эмблемы""
    ["seo_title"] => string(74) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_o_chiem_rasskazyvaiut_ghierby_i_embliemy"
    ["file_id"] => string(6) "403752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490610432"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "О чем рассказывают гербы""
    ["seo_title"] => string(85) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-po-tiemie-o-chiem-rasskazyvaiut-ghierby"
    ["file_id"] => string(6) "339708"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471441142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме "О чем рассказывают гербы""
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-k-uroku-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-po-tiemie-o-chiem-rasskazyvaiut-ghierby"
    ["file_id"] => string(6) "339710"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1471441730"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "План урока на тему: «О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_uroka_na_tiemu_o_chiem_rasskazyvaiut_ghierby_chto_takoie_embliemy_zachiem_o"
    ["file_id"] => string(6) "449170"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515615290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства