Государственный герб — это официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.д. Государственный герб российской империи — черный двуглавый орел в золотом поле. Существуют две наиболее распространенные версии происхождения этого герба.
Но обо всем по порядку. К жалованной грамоте Ивана III — меновой и отводной (определявшей границы земель), данной в июле 1497 года его племянникам Федору и Ивану Борисовичам Волоуким, — среди других была привешена печать великого князя. На лицевой ее стороне с изображением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великого князя: «ИОАНЪ Б(О)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКЫЙ КНЯЗЬ»[1], а на обороте — двуглавый дважды коронованный орел с распростертыми крыльями и продолжение титула: «ВЕЛИКЫ КН(Я)ЗЬ ВЛАД(имирский), И МОСК(овский), И НОВ(городский), И ПСК(овский), И ТВЕ(рской), И ВЯТ(ский), И ПЕР(мский), И БОЛ(гарский)»[2].
Вот эта печать, где впервые появился государственный герб, стала темой для размышлений, источником многочисленных гипотез ученых и «неученых» историков. В ней интересно все: изображения, их сочетание, титул. И все загадочно: время возникновения, причины принятия, политическое и общественное значение в эпоху средневековья, значимость в наши дни.
начнем, пожалуй, с титула. В нем три части. Первая, иногда называемая «богословие», указывает источник власти князя. Вторая — субъектная — характеризует объем и сущность власти носителя титула, его ранг среди других монархов. Третья — объектная или территориальная, содержит перечисление тех земель, на которые распространяется власть государя.
Последние два слова объектной части титула Ивана III на печати1497 года — «великий князь» — уже хорошо знакомы вам. Титул великих князей потомки Юрия Долгорукого и Александра Невского носили с начала XIV века. Однако в титуле 1497 года есть еще одно определение характера власти Ивана III — «господарь» (государь). Этот титул как княжеский известен и раньше. Уже Дмитрий Шемяка, претендовавший на великокняжеский трон, в 1446 году на своих монетах велел выбить: «осподарь всея земли Русской». Однако этот термин в титуле московского князя окончательно утвердился во время падения Великого Новгорода — в 1478 или после присоединения Твери в 1485 году.
Что же скрывалось под термином «государь»? Дело в том, что государем именовали не только великого князя; еще раньше «господарем» называли каждого холоповладельца, права которого по отношению к «рабам» и «рабыням» были практически неограниченны. также неограниченны были и права государя в качестве главы государства по отношению к своим подданным.
Процесс объединения государства и централизации власти в руках государя сопровождался понижением статуса бывших самостоятельных князей. Признание новгородцами Ивана III «государем» должно было повлечь, и действительно повлекло, за собой низведение жителей господина Великого Новгорода до уровня его «холопов», а самый город лишило гордого наименования «господин». таким образом, титул Ивана III на печати 1497 года — это титул признания на неограниченную власть внутри страны, на «собирание» земель домонгольской Руси; вне пределов Руси его употребление было чревато различными внешнеполитическими осложнениями.
В объектную часть титула были включены географические определения тех земель, которые уже действительно находились в составе государства, и тех, которые временно оставались за его пределами.
Наконец, стоит обратиться к словам «Божиею милостию», также включенным в титул Ивана III на печати 1497 года.
В конце 80-х годов XV века слова «Божеию милостию» впервые прозвучали как обоснование великокняжеской власти. Божья милость, как источник этой власти, впервые упомянута в конце XIV века в договоре Василия I Дмитриевича с тверским Михаилом Александровичем: «Божиею милостию и пречистыя его Богоматери по благословению… Кипреяна, митрополита всея Руси… князь велики Милайло Александрович целуи к нам крест»[3]. Однако в то время этот факт оказался случайным и не превратился в традицию. Иное дело при Иване III. В его титуле эти слова стали регулярно употребляться со времени не позднее 14 марта 1484 года. Эти числом датировано послание Ивана III Захарию Скаре, таманскому князю из рода Гвизальфи. Позднее, с 1495 года, она стало обычным элементом великокняжеской титулатуры. Сама же идея о божественном происхождении власти русского государя, по мнению ряда ученых, пришла с Запада и была призвана продемонстрировать, что ранг великого князя равен рангу других европейских государей.
В конце же XV века слова «Божиею милостию» приобрели особое звучание в связи с тем, что на следующий год после скрепления новой печатью отводной грамоты волоцким князьям 1497 года состоялось первое известное по письменным источникам церковное венчание на великое княжение, которое придало этому словосочетанию больший вес. 4 февраля 1498 года Иван III венчал в Успенском соборе Московского Кремля своего внука Дмитрия Ивановича, умершего в 1490 году при загадочных обстоятельствах.
Этот обычай, который соблюдался вплоть до венчания на царство Петра I в 1682 году, тоже восходит к Византии. В процедуре венчания были соединены все три части византийской церемонии: Иван III провозгласил внука своим наследником, митрополит прочитал молитвы, те же, что и при венчании наследника византийского императора, дважды были поздравления — в церкви перед литургией и на Соборной площади во время обхода кремлевских храмов.
В 1498 году в чине венчания в качестве регалий названа шапка и бармы, драгоценное оплечье на торжественной княжеской одежде, часто со священными изображениями.
Стоит сказать о происхождении слова «бармы». Само слово по одной из версий относится либо к древнескандинавскому «brem», либо к старопольскому «brama» и означает женское украшение на ногах, руках или на голове. Возможно, это слово пришло из Скандинавии не прямым путем, но, погостив сперва у западных славян, добралось до Москвы не с севера, а с запада. Против данной гипотезы говорят, однако, появление этого слова с польском языке и значение его, отличное от скандинавского и русского. Более вероятно, что в Русском слово «брамы» восходит к древнескандинавскому слову «край» и появились бармы на Руси вместе с со скандинавскими выходцами. Известны бармы со светскими изображениями из рязанского клада XIII века. Только при Иване III на бармах стали помещать священные изображения.