kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоги петровских преобразований

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока и презентация к нему "Итоги петровских преобразований" для 8 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Обобщающий урок в 8 классе по теме

«Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».


Эпиграфы, написанные на доске

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)


Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)


Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным.

Между тем надобно изобразить его

самим собою, чтобы он сам собой стал

велик.

(В.О. Ключевский)

Цели урока:

Проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I. Оценить масштаб личности самого царя. Обобщить представление об эпохе Петра. Показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики. Демонстрация межпредметной связи. Развитие у учеников интереса к изучению предметов общественного и прикладного циклов.

Форма урока:

Урок-игра.

Оборудование:

Персональные компьютеры, мультимедийная доска, карта «Россия с конца XVII в. по 60-е годы XVIII в.», CD «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», портрет Петра I, иллюстрация памятника Петру I.


Ход урока

Вступительное слово учителя: Эпоха Петра I, этого «работника на троне», неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина). Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург. Новые времена – новые песни: медь церковных колоколов, наполнявших Москву малиновым звоном, по приказу Петра I была перелита в пушки, победный грохот которых ознаменовал рождение новой цивилизации. (Учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф, записанный на доске). Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени. (Зачитывается 2-й эпиграф, записанный на доске.) Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: « Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?». (Зачитывается 3-й эпиграф, записанный на доске).

Урок наш будет проходить в виде игры. Класс разделен на 3 команды. Каждая из команд выбрала себе название и капитана. Предварительно каждая команда получила задание подготовить слайд презентации по заданной теме: 1 - Экономические реформы; 2 – Реформы управления государством; 3 – Реформы общества.

1этап: Защита своего слайда. Ответы на вопросы команды - соперницы. (Полное и точное раскрытие вопроса и правильные ответы на вопросы – 5 баллов).







2 ЭТАП: Историко-географическая викторина


Чем знамениты следующие населенные пункты?

  • Азов

  • Воронеж

  • Амстердам

  • Нарва

  • Лесная

  • Гангут

- Ништадт

(За правильный ответ –1 б)



3 конкурс: Словарное лото (Приложение № 2). Совместить термины и определения. Когда работа будет закончена, перевернуть карточки, на обратной стороне должны получиться цельные картинки на тему Петровской эпохи. Даются объяснения следующим терминам: абсолютизм, экспорт, импорт, коллегия, посессионные рабочие, ассамблея, синод, прибыльщик.

(За правильные и самые быстрые ответы – 1 б.)

После подсчета баллов определяется победитель.


Заключительное слово учителя: Многие историки справедливо предостерегают от переоценки революционных преобразований Петра I. Реформы сопровождались резким ростом налогового бремени, усилением крепостной зависимости, феодального гнета, огромными жертвами.

Но нельзя недооценивать, что Россия в первой четверти XVIII века ликвидировала отставание от передовых стран Европы в экономике, резко возросла мануфактурная промышленность, созданы новые отрасли, широко развернулась внешняя и внутренняя торговля. Произошло усовершенствование государственного аппарата, оформилась абсолютная монархия. Большие перемены произошли в культурной жизни. Закончить наш урок-игру я хочу словами российского историка М.П. Погодина: «Петр Великий сделал много для России. Смотришь и не веришь, считаешь и не досчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборониться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами: дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, - все он, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу.»

3



Просмотр содержимого документа
«лист оценивания»

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Фамилия, имя


Домашнее задание

Историко-географическая викторина

Словарное лото

Итоговый тест

Завершающий этап

Итог

Собственная оценка







Оценка учителя









ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Фамилия, имя


Домашнее задание

Историко-географическая викторина

Словарное лото

Итоговый тест

Завершающий этап

Итог

Собственная оценка







Оценка учителя











ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Фамилия, имя


Домашнее задание

Историко-географическая викторина

Словарное лото

Итоговый тест

Завершающий этап

Итог

Собственная оценка







Оценка учителя









ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

Фамилия, имя


Домашнее задание

Историко-географическая викторина

Словарное лото

Итоговый тест

Завершающий этап

Итог

Собственная оценка







Оценка учителя











Просмотр содержимого документа
«приложения»

Экспорт – вывоз отечественного товара

Ассамблея – торжественный приём гостей в знатных домах

Абсолютизм – никем и ничем ограниченная власть монарха

Коллегия – государственные учреждения введённые вместо приказов

Синод – духовная коллегия для управления церковными делами

Прибыльщик – человек, придумывающий, с чего бы взять дополнительный налог, взыскать пошлину

Импорт – ввоз иностранных товаров

Посессионные рабочие – крестьяне, принадлежавшие заводам



Просмотр содержимого презентации
«эпоха петровских преобразований»

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлемой душой На троне вечный был работник. (А.С. Пушкин)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)

Начало славных дел Петра Мрачили мятежи и казни. (А.С. Пушкин)

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А.С. Пушкин)

Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным. Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собой стал велик. ( В.О. Ключевский)

Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным.

Между тем надобно изобразить его

самим собою, чтобы он сам собой стал

велик.

( В.О. Ключевский)

Тема урока:  «ИТОГИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

Тема урока:

«ИТОГИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

Цели урока:

Цели урока:

  • Оценить масштаб личности самого царя
  • Обобщить представление об эпохе Петра
  • Показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики
1 ЭТАП: Защита своего слайда.  Ответы на вопросы команды - соперницы. (Полное и точное раскрытие вопроса и правильные ответы на вопросы – 5 баллов).

1 ЭТАП: Защита своего слайда.

Ответы на вопросы команды - соперницы.

(Полное и точное раскрытие вопроса и правильные ответы на вопросы – 5 баллов).

2 ЭТАП: Историко-географическая викторина Чем знамениты следующие населенные пункты?  Азов Воронеж Амстердам Нарва Лесная Гангут - Ништадт    (За правильный ответ –1 б)

2 ЭТАП: Историко-географическая викторина

Чем знамениты следующие населенные пункты?

  • Азов
  • Воронеж
  • Амстердам
  • Нарва
  • Лесная
  • Гангут

- Ништадт

(За правильный ответ –1 б)

АЗОВ Азовские походы начались в 1695 году, когда Петр 1 начал военные походы на турецко-татарскую крепость Азов, которая находилась в устье реки Дон и была важным морским азовским портом. Молодой царь ставил своей задачей вывести Россию к морю. После того, как первый поход не удался, Петр не стал медлить и уже через пол года начал второй поход. На этот раз все прошло успешно для России: страна впервые получила выход к незамерзающему Азовскому морю. Азов был захвачен армией Петра 18 июля 1696 года.

АЗОВ

Азовские походы начались в 1695 году, когда Петр 1 начал военные походы на турецко-татарскую крепость Азов, которая находилась в устье реки Дон и была важным морским азовским портом. Молодой царь ставил своей задачей вывести Россию к морю. После того, как первый поход не удался, Петр не стал медлить и уже через пол года начал второй поход. На этот раз все прошло успешно для России: страна впервые получила выход к незамерзающему Азовскому морю.

Азов был захвачен армией Петра 18 июля 1696 года.

ВОРОНЕЖ Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.

ВОРОНЕЖ

Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие.

Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.

АМСТЕРДАМ Во времена Петра Амстердам был самым крупным портом Европы и богатейшим городом мира. Голландия давно уже привлекала царя, и ни в какой другой стране Европы тех времён не знали так хорошо Россию, как в Голландии. А в начале марта 1697 г. из России в Западную Европу выехало Великое посольство. С 19 августа 1697г Петр начинает работать на верфи Линста Рогге простым плотником.  Именно здесь будущий Император обучается различным ремёслам и самое главное - кораблестроению

АМСТЕРДАМ

Во времена Петра Амстердам был самым крупным портом Европы и богатейшим городом мира. Голландия давно уже привлекала царя, и ни в какой другой стране Европы тех времён не знали так хорошо Россию, как в Голландии.

А в начале марта 1697 г. из России в Западную Европу выехало Великое посольство.

С 19 августа 1697г Петр начинает работать на верфи Линста Рогге простым плотником. 

Именно здесь будущий Император обучается различным ремёслам и самое главное - кораблестроению

НАРВА Битва под Нарвой – одна из самых примечательных в хронике сражений Петра I. По сути, это была первая крупная битва молодого российского государства. И хотя она закончилась достаточно неудачно и для России, и для Петра I, значение этого сражения трудно переоценить. Битва под Нарвой показала всю отсталость русской армии, ее слабый опыт даже перед немногочисленным войском противника. В сражении 1700 года на стороне шведов воевало всего лишь около 18 тысяч человек против тридцатипятитысячной русской армии.

НАРВА

Битва под Нарвой – одна из самых примечательных в хронике сражений Петра I. По сути, это была первая крупная битва молодого российского государства. И хотя она закончилась достаточно неудачно и для России, и для Петра I, значение этого сражения трудно переоценить.

Битва под Нарвой показала всю отсталость русской армии, ее слабый опыт даже перед немногочисленным войском противника. В сражении 1700 года на стороне шведов воевало всего лишь около 18 тысяч человек против тридцатипятитысячной русской армии.

ЛЕСНАЯ Битва при Лесной — сражение во время Северной войны, произошедшее вблизи деревни Лесной (ныне в Славгородском районе Могилёвской области) 28 сентября (9 октября) 1708 года. В результате сражения корволант (летучий корпус) под командованием Петра Первого разбил шведский корпус генерала А. Л. Левенгаупта [ Эта победа, по словам Петра Первого, стала «матерью Полтавской победы» [

ЛЕСНАЯ

Битва при Лесной — сражение во время Северной войны, произошедшее вблизи деревни Лесной (ныне в Славгородском районе Могилёвской области) 28 сентября

(9 октября) 1708 года.

В результате сражения корволант (летучий корпус) под командованием Петра Первого разбил шведский корпус генерала А. Л. Левенгаупта [ Эта победа, по словам Петра Первого, стала «матерью Полтавской победы» [

ГАНГУТ Гангутское сражение – это знаменитое морское сражение, которое произошло в 1714 г., в разгар Великой Северной войны (1700-1721). Сражение состоялось 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским армейским флотом и шведским отрядом из 10 судов. Гангутское сражение стало первой победой на море в истории русского флота. Интересен факт, что к победе над шведами приурочен День воинской славы России, который празднуется 9 августа.

ГАНГУТ

Гангутское сражение – это знаменитое морское сражение, которое произошло в 1714 г., в разгар Великой Северной войны (1700-1721).

Сражение состоялось 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским армейским флотом и шведским отрядом из 10 судов.

Гангутское сражение стало первой победой на море в истории русского флота. Интересен факт, что к победе над шведами приурочен День воинской славы России, который празднуется 9 августа.

НИШТАДТ 30 августа 1721 г. в городе Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией. Северная война, продолжавшаяся 21 год, закончилась. После заключения мира Сенат удостоил Петра I титулом императора и наименованием «Великий».

НИШТАДТ

30 августа 1721 г. в городе Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией. Северная война, продолжавшаяся 21 год, закончилась. После заключения мира Сенат удостоил Петра I титулом императора и наименованием «Великий».

3 ЭТАП: Словарное лото    Подобрать к терминам соответствующие определения Даются объяснения следующим терминам: абсолютизм, экспорт, импорт, коллегия, посессионные рабочие, ассамблея, синод, прибыльщик. (За правильные ответы – 1 б.)

3 ЭТАП: Словарное лото

Подобрать к терминам соответствующие определения

Даются объяснения следующим терминам: абсолютизм, экспорт, импорт, коллегия, посессионные рабочие, ассамблея, синод, прибыльщик.

(За правильные ответы – 1 б.)

3 ЭТАП: Словарное лото    Экспорт – вывоз отечественного товара Ассамблея – торжественный приём гостей в знатных домах Абсолютизм – никем и ничем ограниченная власть монарха Коллегия – государственные учреждения введённые вместо приказов Синод – духовная коллегия для управления церковными делами Прибыльщик – человек, придумывающий, с чего бы взять дополнительный налог, взыскать пошлину Импорт – ввоз иностранных товаров Посессионные рабочие – крестьяне, принадлежавшие заводам (За правильные ответы – 1 б.)

3 ЭТАП: Словарное лото

Экспорт – вывоз отечественного товара

Ассамблея – торжественный приём гостей в знатных домах

Абсолютизм – никем и ничем ограниченная власть монарха

Коллегия – государственные учреждения введённые вместо приказов

Синод – духовная коллегия для управления церковными делами

Прибыльщик – человек, придумывающий, с чего бы взять дополнительный налог, взыскать пошлину

Импорт – ввоз иностранных товаров

Посессионные рабочие – крестьяне, принадлежавшие заводам

(За правильные ответы – 1 б.)

ВЫВОД:

ВЫВОД:

  • Реформирование в России отмечалось лихорадочностью и непоследовательностью. Во многом это было связано с ведением напряжённой войны со Швецией.
  • Реформы служили усилению абсолютной власти монарха. В конце правления Петра I государственное устройство уже разительно отличалось от устройства Московской Руси, во многом следуя западноевропейским образцам.
  • И всё же заслуги Петра I велики: выход в Балтийское море, создание регулярной армии, морского флота, промышленных предприятий и городов, нового аппарата государственной власти, постоянное внимание к вопросам просвещения, науки и культуры.
  • На международной арене роль России значительно возросла и её стали рассматривать как великую лержаву
Источники  иллюстраций:

Источники иллюстраций:

  • http://wpapers.ru/wallpapers/Citys/SPB/2282/1280x960_%CF%E0%EC%FF%F2%ED%E8%EA-%CF%E5%F2%F0%F3-%D1%E0%ED%EA%F2-%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3.jpg
  • http://www.lenagold.ru/fon/clipart/u/ugol/ugol47.png


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Итоги петровских преобразований

Автор: Симаков Александр Николаевич

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Проект урока по теме "Предпосылки петровских преобразований""
    ["seo_title"] => string(65) "proiekt-uroka-po-tiemie-priedposylki-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "261640"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449161488"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока на тему: "Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prichiny-osobiennosti-posliedstviia-i-tsiena-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "131380"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416145475"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока-обобщение "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znachieniie-pietrovskikh-rieform-rol-pietra-i-v-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "233262"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443033068"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"
    ["seo_title"] => string(67) "ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-v-piervoi-chietvierti-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "253436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447597831"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Интегрированный урок истории и литературы в 7 классе "Пётр Первый: реформатор или антихрист?""
    ["seo_title"] => string(85) "intieghrirovannyiurokistoriiilitieraturyv7klassiepiotrpiervyirieformatoriliantikhrist"
    ["file_id"] => string(6) "303372"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457514861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства