Актуализация знаний учащихся. 8мин | Проводит мозговой штурм. Подготовка учащихся к работе с вопросами по таксономии . Показ видеоролика. Работа учащихся в группах. | Участвуют мозговом штурме: назовите ассоциации с понятиями «ВОЙНА», «МИР», «ФАШИЗМ». (учащиеся называют варианты «ВОЙНА» - разруха, слезы, беда, мобилизация, смерть, хаос; «МИР» - голубое небо, цветы, солнце, улыбки; «ФАШИЗМ» - Германия, немцы, Гитлер, страна, агрессия, враг) Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы Работают в группах. 1. Назовите известных вам героев Великой Отечественной войны 2. Я могу ошибаться, но, по-моему, вы не уточнили, что бессмертный подвиг 28 бойцов дивизии генерала И.В.Панфилова, преградивших путь десяткам немецких танков в каком направлении? 3. Почему в годы ВОВ немцы называли «чёрной смертью» советских морских пехотинцев? 4. Как вы думаете, как будет развиваться сюжет после этого события: Паулюс потерпел поражение на советско-германском фронте и это принесло ему……? (Ответ: В конце декабря 1942 г. ему было присвоено звание фельдмаршала за заслуги в деле защиты немецких позиций в Сталинграде. Вероятно, Гитлер рассчитывал этим удержать Паулюса от сдачи советским войскам) 5.Как вы считаете, зачем нам живущим в мирное время вспоминать войну? 6. Как бы вы поступили на месте героев – участников ВОВ? | Самооценивание и взаимооценивание. Формативное оценивание учащихся. |
Осмысление 20 мин | Создание проблемной ситуации Видеоролик «Верность долгу и памяти» - Современную молодежь очень часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, в том числе и историю Великой Отечественной войны. Но, оказывается вы немало знаете и понимаете, и сейчас мы убедимся в этом. Предлагает работу в группе | Смотрят: Видеоролик «Верность долгу и памяти»обсуждают и обмениваются мнениями. Затем работа с учебником и с заранее подготовленным материалом. Задания. Группа №1:«Казахстанцы под Москвой» 1 проанализируйте текст и сделайте вывод: каково значение боев под Москвой? (316 стрелковая дивизия под командованием генерал – майора И.В.Панфилова, группа автоматчиков под командованием политрука роты Малика Габдуллина; Толеген Тохтаров, экипаж А.Маслова. Задание. Группа №2. Изучите текст « Казахстанцы в боях за Ленинград», проанализируйте текст и сделайте вывод, каково значение боев за Ленинград? (Султан Баймагамбетов, Дуйсенбай Шыныбеков) Задания. Группа №.3 Изучите текст « Казахстанцы – защитники Брестской крепости»( А. Наганов, С.Ушуров, К.Иманкулов, Г.Жуматов, П.Карболин, А. Сабырбаев, А.Сопиков, М.Арсанов, С.Лебедев, Х.Сыздыков, М. Карслиев,В. Фурсов,М. Шаповалов, В.Лобанов, И. Арыскин, А.Леонтьев, М.Димурин, Р.Хабибуллин. Т.Хидыров, И.Исмахайдаров.) Задания. Группа № 4. «Казахстанцы в штурме Рейхстага» (Р.Кошкарбаев, И.Я.Съянова, Алиев Б, Бектуров Б. Волочаев П. Бахтыгереев Н. Сембинов, М. Бикетов,Д.Бейбуткабаев, П. Больбот, В.Бабенко, Г. Алипов, К.Я. Малинин,Московенко В.А. Медноногов В.А.Т. Бельгельдинов.) Задания. Группа №5. « Казахстанцы – гастелловцы»( Аубакиров,П. Надеждин,П.И. Теряев, М.В. Янко) Каждый учащийся индивидуально читает свою часть текста и выделяет ключевые фразы. В парах обсуждают и в группах формируют суть своей части и изображают информацию на листе. Выбирают в группах спикера, который будет рассказывать текст от группы. Учащиеся из других групп могут задать спикеру вопросы по теме выступления. Затем спикеры других групп выступают у доски со своей частью текста. При защите готовых работ, учащиеся делают дополнения, вносят поправки, если это необходимо. | Самооценивани. взаимооценив. Формативное оценивание учащихся |
Закрепление изученного 10 мин.
| Предлагает закрепить пройденное на уроке, задание называется 1.«Доскажи фразу» 2. анаграммы, где зашифрованы фамилии героев казахстанцев | 1. В Великой Отечественной войне Казахстан участвовал как субъект союзного государства … (СССР). 2. В ряды сражающейся армии влились … (1 195 164) казахстанцев. 3. Правители фашистской Германии рассматривали СССР искусственное объединение огромного числа наций, разрабатывая план… («Барбаросса»). 4. На фронт ушел каждый …(пятый) казахстанец. 5. Промышленные предприятия из прифронтовой полосы были перевезены в восточные районы страны, из них в Казахстан перевезены…(220) заводов и фабрик. 6. Казахстан, Средняя Азия, Татарстан, Башкирия, Азербайджан, Северный Кавказ по планам фашистов должны входить колонию…(«Большой Туркестан»). 7. Выдающийся геолог Казахстана который вел разработку Джесказганского месторождения меди…(Сатпаев). 8. На фронт и в оборонную промышленность отправился каждый…(четвертый) казахстанец. 9. 22 июня 1941 года началась … (Великая Отечественная война) 10. По выплавке свинца в стране Казахстан выходит на (первое место). группа отгадывает фамилии и один из группы должен сказать где воевал и какой подвиг совершил данный участник войны. 1. ШЫМОМ-ЛУЫ (Б. Момыш-улы – в битве за Москву командовал батальоном) 2. СЕКБАБЕЙЕВ (Б. Бейсекбаев – был в составе экипажа А.Маслова, который первый обрушил свой горящий самолет на врага, в 1998 г. удостоен звания Халық Қаһарманы) 3. ХАВАРОТО (Т.Тохтаров – ворвался в штаб немецкой части в с. Бородино и уничтожил пять немецких офицеров. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского союза) 4. ГАМБЕМОБАЙТОВ (С. Баймагамбетов – в боях за Ленинград погиб смертью храбрых, грудью закрыв вражеский дзот. Он был посмертно удостоен звания героя Советского Союза.) 5. ДИАБРОВ (Н. Абдиров – 19 декабря 1942 года в районе Боковская – Пономаревка направил свой самолет в гущу вражеских танков и погиб смертью героя.) 6. СОВУЕЛЕ (Ж. Елеусов – в боях за Днепр стал самым юным героем Советского Союза из казахов.) 7. ХАЕВДИАУ (К. Аухадиев – уничтожил в бою 5 фашистских танков и самоходную пушку «Фердинанд», три машины с боеприпасами.) 8. ГАНСЛУКИЙ (С.Луганский – летчик истребитель, сбивший лично 37 и в групповых боях еще 6 самолетов противника, дважды герой Советского Союза) 9. МЕТОВАМА (М.Маметова –пулеметчица 100-й Казахской национальной стрелковой бригады, погибла, первая женщина Востока, награжденная орденом Ленина и медалями). 10. ГУДАМОЛВАЛО (А. Молдагулова – снайпер 54 – стрелковой бригады, погибла, первая женщина Востока, награжденная орденом Ленина и медалями). 11. КАРКОШЕВБА (Р. Кошкарбаев вместе со своим другом Г. Булатовым одними из первых водрузили в одном из окон рейхстага алый стяг Победы.) 12. ЛАБУТОВ (Г. Булатов вместе со своим другом Р. Кошкарбаевым одними из первых водрузили в одном из окон рейхстага алый стяг Победы.) | Самооцениванивзаимооценива. Формативное оценивание учащихся |
Рефлексия. 4 мин | Организация работы по методу «Градусник»
| Данные о своём эмоциональном состоянии каждый ученик заносит цветным карандашом, в клеточку, напротив своей фамилии. Каждый цвет обозначает разное настроение: Красный — восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый — радостное; Зелёный — спокойное, ровное; Синий — грустное, печальное; Фиолетовый — тревожное, тоскливое; Чёрный — состояние крайней неудовлетворённости. Учащийся оценивает свои знания по теме, сравнивает свои знания со знаниями одноклассников. По правильности ответов и активности каждого. Учащийся оценивает свои способности отбирать нужную информацию, донести её до одноклассников. Наблюдения учителя, анализ | Самооцениванивзаимооценива Формативное и суммативное оценивание учащихся |