Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) Открытый урок в 9 классе
Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) Открытый урок в 9 классе
Цели изучения темы: показать значение Казахстана в годы Великой Отечественной войны, показать учащимся активное участие казахстанцев не только на фронте, но и в тылу.
Развивающая: показать неоценимую роль казахстанцев в Победе, на фронтах и в тылу, рассмотреть участие воинов-казахстанцев в войне, показать, как важно помнить своих героев, отработать навыки выделения главного от косвенного.
Обучающая: развитие умения у учащихся самостоятельно подбирать материал при изучении новой темы, умение привлечь слушателей, создать условия для усвоения учащимися знаний о ситуации в Казахстане в годы Великой Отечественной войны, о роли Казахстана в победе над фашистской Германией и последствиях войны для Казахстана
Воспитательная: создание условий для воспитания патриотизма, любви к своему Отечеству и гордости за свой народ и историю государства, за героев своей страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) Открытый урок в 9 классе»
Класс девятый
Тема: «Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)».
Цели изучения темы: показать значение Казахстана в годы Великой Отечественной войны, показать учащимся активное участие казахстанцев не только на фронте, но и в тылу.
Развивающая: показать неоценимую роль казахстанцев в Победе, на фронтах и в тылу, рассмотреть участие воинов-казахстанцев в войне, показать, как важно помнить своих героев, отработать навыки выделения главного от косвенного.
Обучающая: развитие умения у учащихся самостоятельно подбирать материал при изучении новой темы, умение привлечь слушателей, создать условия для усвоения учащимися знаний о ситуации в Казахстане в годы Великой Отечественной войны, о роли Казахстана в победе над фашистской Германией и последствиях войны для Казахстана
Воспитательная: создание условий для воспитания патриотизма, любви к своему Отечеству и гордости за свой народ и историю государства, за героев своей страны.
Наглядные пособия: карта Республики Казахстан, схемы, термины, даты, фотографии казахстанцев героев, бумага для ведения записей на уроке, анкеты, звёздочки.
Сообщение целей урока: рассмотрим участие Казахстана в ВОВ.
Проверка домашнего задания (проверка изученного по разделу).
Какую мы изучили тему? Давайте проверим домашнее задание в виде мини- викторины.
1.)«Что мы знаем о героях-казахстанцах в годы Великой Отечественной войны»
Примеры заданных вопросов ученикам:
✓ Сколько казахстанцев было направлено в армию? (1366 тыс. человек)
✓ Сколько дивизий было сформировано на территории республики? (12 стрелковых дивизий, 7 стрелковых бригад и 4 кавалерийские дивизии.Кроме того здесь были созданы 2 артиллерийских дивизиона, 4 минометных, 3 авиационных полка, 14 отдельных батальонов.)
✓ Сколько казахстанцев погибло на фронтах В.О.В? (601 011 человек)
✓ Кто стал первым Героем Советского Союза из Казахстана? (Семенченко Кузьма Александрович (22 июля 1941 года)
✓ Кто была первой женщиной-казашкой – лётчиком боевого самолёта? (Хиуаз Доспанова)
✓ Самый молодой казах – Герой Советского Союза? (18-летний Жанибек Елеусов)
✓ При обороне «Дома Павловых» учавствовал? (Талибай Мырзаев)
✓ Кто из лётчиков казахстанцев повторил подвиг Н.Гастелло? (Нуркен Абдиров, Петр Теряев и Михаил Янко)
✓ Полными кавалерами Ордена Солдатской Славы первой, второй и третьей степени стали? (110 казахстанцев)
✓ В Заилийском Алатау ледник и вершина носят имя славной дочери Казахстана? (Маншук Маметовой)
Подведение итогов конкурса.
2.)Задание: Герои войны казахстанцы.
Портрет героя.
Учитель: Дважды герои СССР
Бегельдинов Талгат Якубекович
Беда Леонид Игнатьевич
Луганский Сергей Данилович
Павлов Иван Фомич
Ученик 1.
Талгат Бегельдинов. родился 5 августа 1922 года в селе Майбалык, Акмолинской области. Сражался на самолёте Ил-2. За два года войны Т. Я. Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов на штурмовку наземных войск противника, в воздушных боях сбил 7 самолётов. Сам был сбит. Участник Парада Победы 24 июня1945 года.
Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го и 12-го созывов (в 1946-1954 и 1989-1991 годах). являлся президентом Международного благотворительного фонда, оказывающего помощь инвалидам Великой Отечественной войны и детям-сиротам. Проживл в городе Алма-Ате. Последним умер из Дважды Героев Советского Союза получивший награды во время ВОВ. На Родине ему установлен бронзовый бюст. В Казахстане имя дважды Героя советского Союза носит Военный институт Сил воздушной обороны в городе Актобе.
Победы 24 июня1945 года.???????
Ученик 2.
Беда Леонид Игнатьевич
К апрелю 1944 года совершил 109 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Беде Леониду Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За последующие 105 боевых вылетов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Беда Леонид Игнатьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Погиб в автомобильной катастрофе 26 июня 1976 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.
Ученик 3.
Луганский, Сергей Данилович. В 1936 году окончил неполную среднюю школу и работал садовником. В том же году был призван в Красную Армию и был направлен по комсомольской путёвке в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. 2 сентября 1943 года за 221 боевой вылет, 18 лично и 1 в группе сбитых самолётов противника капитану Луганскому Сергею Даниловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» В одном из боев Луганский отбил атаку вражеских истребителей на самолет Ил-2 известного лётчика-штурмовика Талгата Бегельдинова. К концу войны совершил 390 боевых вылетов, сбил лично 37 и 6 в группе — вражеских самолётов. Ушёл в запас в 1964 году в должности генерал-майора авиации. Написал книги «На глубоких виражах» , «Небо остаётся чистым». Скончался 16 января 1977 года. Похоронен в Алма-Ате.
Ученик 4.
Павлов Иван Фомич За мужество и героизм, провяленные при выполнении 127 боевых вылетов (к октябрю 1943 года), Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года гвардии старшему лейтенанту Павлову Ивану Фомичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Когда земляки Героя узнали об этом, они собрали денежные средства, приобрели четыре самолёта-штурмовика и один из них вручили И. Ф. Павлову. На его борту была надпись: «Земляку Герою Советского союза т. Павлову -от трудящихся г. Кустанай».
К октябрю 1944 года совершил ещё 77 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии капитан
Павлов Иван Фомич награждён второй медалью «Золотая Звезда».
Демонстрация слайдов:
Учитель: Помнит страна имена отважных девушек-воинов.
Помним и мы
Ученик 1.
Алия Молдагулова родилась 25 октября 1925 года в ауле БулакХобдинского района Актюбинской области. С восьми лет Алия жила в Алма-Ате в семье дяди Аубакира Молдагулова. В 1935 году семья Молдагуловых вместе с Алией переехала в Москву. Через несколько лет они переехали в Ленинград. Осенью 1939 года дядя, по семейным обстоятельствам, устроил 14-летнюю Алию в детский дом № 46.. По окончании 7-го класса средней школы Алия поступила в Рыбинский авиационный техникум, но через ри месяца подала заявление в РККА с просьбой отправить её на фронт. 21 декабря 1942 года Алия Молдагулова была официально отчислена из числа учащихся техникума в связи с уходом на фронт. В ходе прохождения военной службы Алиёй было зафиксировано следующее происшествие. Пятеро немецких солдат, заметив нескольких девушек-снайперов, идущих в их сторону по нейтральной полосе, устроили засаду. Однако первой успела выстрелить Алия, еще двух убили снайперы Зина и Надя, оставшихся двух солдат противника девушки под конвоем привели в командный пункт. На её официальном счету 78 уничтоженных солдат и офицеров противника. Была смертельно ранена и погибла в бою 14 января 1944 года севернее города Новосокольники, будучи раненной в руку осколком мины, участвовала в рукопашном бою с немецкими солдатами, была вторично ранена немецким офицером, которого также уничтожила, вторая рана оказалась смертельной. Похоронена в деревне Монаково Новосокольнического района. 4 июня 1944 года посмертно Алие Нурмухамбетовне Молдагуловой было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждена также орденом Ленина. Именем Молдагуловой названы улица в Санкт-Петербурге и Москве), школы, судно ВМФ. В городах Москва, Алма-Ата, Астана, Актюбинск и на родине установлены памятники. На месте её гибели в городе Новосокольники построен мемориальный комплекс.
Ученик 2.
Маметова Маншук Жиенгалиевна 1922–1943 гг , пулеметчица, Герой Советского Союза. Маншук Маметова родилась в 1922 году в Гурьевской области. При рождении ей дали имя Мансия. Девочку за большие карие глаза, за подвижность, бойкость, ласково называли «моншагылым» — «бусинка». Когда ее спрашивали как ее зовут, она отвечала: «Маншук». Так и осталось за ней это имя – Маншук. После окончания школы она поступила в медицинский институт. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Маншук исполнилось 18 лет. Она приняла решение идти на фронт, быть в рядах защитников Отечества. Маншук целый год настойчиво добивалась у военкомата удовлетворения своей просьбы. В своем заявлении она приписывает «…Хочу Вас просить, чтобы Вы меня направили на фронт для уничтожения фашистов, так как послать на фронт нет ни брата, ни сестры. Поэтому прошусь сама. Комсомолка с 1939 г. 7 августа 1941 год». 13 августа 1942 из Алма-Аты на фронт отбыла 100-я стрелковая бригада. В основном она состояла из воинов – казахов. Их было 4890 человек. Среди них – 2 казашки – врач Мариям Сарлыбаева и Маншук Маметова. Вместе с мужчинами – солдатами она ползала по-пластунски, преодолевала водные препятствия, лесные заросли, научилась стрелять из пулемета. 16 октября 1943 года в боях за освобождение города Невеля Псковской области на высоте 173,7 у станции Изоча старший сержант Маншук Маметова погибла. Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 1 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геризм присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Школы, улицы, учебные заведения носят имя славной дочери казахского народа Героя Советского Союза- Маншук Маметовой.
Ученик 3 Доспанова Хыйуаз Каировна – единственная лётчица- казашка Великой Отечественной войны. Родилась 15 мая 1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области.
В 1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу № 1 города Уральска, а вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба.. Круглая отличница, одна из лучших активисток — пионервожатая, секретарь комсомольской организации школы — летом 1940 года она успешно оканчивает и десятый класс, и аэроклуб, после чего едет в Москву и подаёт документы на поступление в Военно--воздушную академию им. Жуковского. После отказа подала заявление в Первый московский медицинский институт, приняли её без экзаменов. Менее, чем через год началась война. Хыйуаз Доспанова была зачислена штурманом-стрелком в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк. Боевые задания выполняла на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии. С войны Хыйуаз Доспанова вернулась инвалидом II группы, со сросшимися переломами обеих ног, но, несмотря на это, активно участвовала в общественной жизни. Хыйуаз прошла путь от инструктора райкома партии в родном Западном Казахстане до секретаря ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1951 годубыла избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР и на первой же сессии — секретарём Президиума. До выхода на пенсию Хыйуаз Каировна была секретарем Алма-Атинского горкома партии, проявляя деятельное участие в жизни столицы. За храбрость и отвагу в Великой Отечественной войне она награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа»,«За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и другими боевыми наградами. Дважды отважная летчица была тяжело ранена, но вновь возвращалась в строй и
Встретила Победу под Берлином. 7 декабря 2004 года Указом Президента Доспановой Хыйуаз было присвоено звание «Народный герой» с вручением знака особого отличия- Золотой звезды и ордена «Отан».
Демонстрация слайдов:
Учитель: ребята мы устали и отдохнём:
Физминутка
Левой, правой-шаг вперёд
На войну идёт народ.
Смотрим мы по сторонам,
Но не видно врага нам.
Мы склонились над землёй
Слава Родине родной1
Учитель:Задание «Дерево дат»
Задание с датами и цифрами связанными с Великой Отечественной войной. Ребята перед вами дерево и листочки с датами и цифрами. Вы должны одеть дерево листьями, объяснив, что каждый лист обозначает.
Задание: заполнить анкету.
Во время заполнения анкет звучит песня «Журавли» В исполнении Марка Бернесса.
Задание «На соответствие». Соотнесите, чем отличился, что совершил, каждый из перечисленных Казахстанцев в годы ВОВ?
Задание творческое. Учащиеся дома готовили стихотворения о войне.
Закрепление. Устный фронтальный опрос.
(Беседа)
Предложить учащимся высказать свое мнение по следующим вопросам:
- Каких людей вы считаете героями?
- Ваше понимание героического поступка?
- Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
- Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
- Что значит «быть мужественным»?
- Применимо ли это понятие к женщинам?
- Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?
Учитель: А сейчас ребята мы с вами познакомимся с исторической справкой.
Информацией по материалам Департамента по делам обороны Акмолинской области.
В августе 1941 г. облвоенкомат провел призыв в Красную Армию студентов всех курсов ВУЗов. В сентябре 1941 г. облвоенкомат занимался формированием 54 маршевого автомобильного батальона, в декабре 1941 г. -106 национальной кавалерийской дивизии и 29 стрелковой дивизии, которые в январе 1942 г. были отправлены на фронт. В январе 1942 г. облвоенкомат приступил к формированию 368 стрелковой дивизии. Кроме этого облвоенкомат осуществлял работу по поставке ресурсов для 310 стрелковой дивизии. Постоянно проводилась работа по призыву на действительную военную службу граждан в соответствии с Постановлением Государственного Комитета обороны. За время Великой Отечественной войны призвано и отправлено на укомплектование частей: - в военные училища – 2470 человек - в боевые части – 24976 человек - в запасные части – 41175 человек - в тыловые части и учреждения – 1360 человек. За период Отечественной войны призвано в Красную Армию 574 женщины. На укомплектование частей отправлено 9072 лошадей, 1613 повозок, 436 легковых, грузовых и специальных машин. В годы войны Акмолинская область направила в ряды Красной Армии более 63 тысяч своих сыновей и дочерей. Город Акмолинск стал тогда одним из центров формирования воинских частей. Уже 15 июля 1941 года здесь развернулось комплектование 310 стрелковой дивизии, которая принимала участие в боевых действиях в защите Ленинграда, обеспечивая сдерживание продвижения фашистов в сторону Ленинграда. Дивизия обеспечивала функционирование \знаменитой «Дороги-жизни». Трудящиеся свято следовали призыву «Все для фронта, все для Победы!» В частности за четыре военных года было сдано государству 32,2 млн. пудов хлеба, 24,5 тыс. тонн мяса, 59,4 тыс. тонн молока. На территории области было размещено 5 госпиталей, на излечении в которых находились 13 537 раненых солдат и офицеров. И сегодня спустя 70 лет правофланговыми среди них являются уроженцы степного Приишимья дважды герой Советского Союза Талгат Бегельдинов и Герой Советского Союза, первый Министр обороны суверенного Казахстана генерал-армии Сагадат Нурмагамбетов, который был награжден орденом «Халық қахарман» (Народный Герой) № 1 за выдающийся вклад в создании Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Учитель: А сейчас ребята я хочу вам рассказать о ветеране Великой Отечественной войны живущем в нашем селе - это Кулачок Николой Тихонович. Он в1942 году сражался в рядах Красной Армии среди защитников отечества.
Воевал на нескольких фронтах был ранен , контужен В составе Второго прибалтийского фронта воевал до самого конца войны, Служба в армии для Николая Тихоновича закончилась лишь в1946 году. Мы очень гордимся нашим ветераном!
Загляни ветерану в глаза,
И узнаешь о нём очень много:
В них военных раскатов гроза
И счастливая к дому дорога.
Пусть почаще сияют они.
Забывая беду и ненастье,
Чтобы праздничных залпов огни
Отражали в них радость и счастье.
Наши ветераны – поколение удивительно сильных, стойких и мужественных людей. Поэтому так важно уметь оценить их подвиг, а значит уметь также преданно любить свою Родину, свое Отечество, гордиться своими отцами и дедами и ценить такие качества, как сила воли, товарищество, чувство долга. Понять, что войны выигрывают и проигрывают не танки и самолёты, а люди - что отдали свои жизни, для того что бы у нас с вами была наша Родина - Казахстан!
Сколько бы поколений людей ни прошло по земле, Великая Отечественная война никогда не должна изгладиться из памяти. Помнить войну и тех кто принёс победу, - значит бороться за мир. Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, - говорили древние, - начинается новая, потому что память – главный враг войны.
Рефлексия.
Домашнее задание: написать мини - сочинение: « В жизни всегда есть место подвигу»
«Акимовка негізгі мектебі». ММ
ГУ « Акимовская основная школа»
Открытый урок по истории Казахстана в 9 классе на тему:
«Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) годы)».