Цель урока: систематизация и контроль знаний по теме «Древний Восток».
Задачи:
Образовательная – систематизировать и закрепить основные вопросы и понятия изученных тем.
Воспитательная- пробуждение и поддержание интереса учащихся к истории народов древности; формирование уважения к культурному наследию прошлого; расширение кругозора учащихся и формирование у них эстетического вкуса.
Развивающая – в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, творческого мышления, умение работать в команде.
Форма урока: игра
Средства обучения:
1) Вигасин А.А. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений, – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.
2) Набор иллюстраций по истории Древнего Египта.
3) Историческая карта.
4) Карточки с заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«История, 5 класс, «Древний Восток» »
Урок истории. 5 класс
Учитель истории и обществознания Подольнова Ольга Анатольевна
Тема урока:Повторение по теме «Древний Восток».
Тип урока: контрольно - обобщающий.
Цель урока: систематизация и контроль знаний по теме «Древний Восток».
Задачи:
Образовательная – систематизировать и закрепить основные вопросы и понятия изученных тем.
Воспитательная- пробуждение и поддержание интереса учащихся к истории народов древности; формирование уважения к культурному наследию прошлого; расширение кругозора учащихся и формирование у них эстетического вкуса.
Развивающая – в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, творческого мышления, умение работать в команде.
Форма урока: игра
Средства обучения:
1) Вигасин А.А. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений, – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.
2) Набор иллюстраций по истории Древнего Египта.
3) Историческая карта.
4) Карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
Сегодня у нас контрольно -обобщающий урок по теме “Древний Восток”. На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю стран
« Древнего Востока», знакомились с образом жизни и культурой народов. Сегодня мы вспомним основные события древней истории Востока.
А проходить наш урок будет в форме игры КВН. Класс делится на 2 команды по 5-7 человек. Учащиеся выбирают капитанов, придумывают название командам. Выбирается жюри и эксперты. Эксперты получают задание – написать краткое сочинение на темы: «Один день из жизни земледельца Древнего Египта», «Один день из жизни вельможи Древнего Египта».
2. Повторение ранее изученного материала.
Конкурсы
1. Историческая разминка.
2. Исторический диктант.
3. Историческая перестрелка.
4. Конкурс «Заплутавший путешественник».
5. Конкурс капитанов.
6. Историческая цепочка.
7.Боги Древнего Востока
8.Историческая математика
9.Юные археологи.
10. Блиц - турнир
1. Историческая разминка.
За каждый правильный ответ – 1 балл
1.Как называется просьба, благодарение, хвала, с которой люди обращаются к богам и духам?
Ответ:молитва.
2.Как называется изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость?
Ответ:чай.
3.Человек, который в научных целях занимается раскопками.
Ответ:археолог
4.Бог земли в Древнем Египте
Ответ: Геб 5.Вельможа, герой одной из древнеегипетских повестей
Ответ: Синухет
6.Жилища богов
Ответ: Храмы
7.Бог мудрости в Древнем Египте
Ответ: Тот 8.Вид транспорта, на котором Амон-Ра передвигается по небу
Ответ: лодка 9.Сплав олова и меди
Ответ: бронза 10.Гибкая чёрная кошка – покровительница женщин и их красоты
Ответ: Бастет
2.Исторический диктант.
По одному человеку от команды. Работают у доски. Участникам даются карточки. Они должны письменно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1балл.
Карточка №1 1.Высокий тростник. (папирус) 2.Опасные каменные преграды, которые встречает река на своём пути. (пороги) 3.Повелитель Египта. (фараон) 4.Первая столица Египта. (Мемфис) 5.Что такое налог. (платёж чем-либо господину зависимым населением) 6.Знатные люди, царские сановники. (вельможи) 7.Люди, которые записывали приказы. (писцы)
В конкурсе участвуют все. Обсуждение 30 сек. Затем один отвечает. Максимальная оценка – 3 балла
Вставить пропущенные буквы, объяснить значение слов (слова на карточках).
1 команда
Жр…цы (жрецы – служители богов) Сарк…фаг (саркофаг – гроб для мумии) Кол…ния (колония – поселение) Заве… (завет – договор между Богом и людьми)
2 команда
Зап…веди (заповеди – правила, по которым должны жить люди) Жертве……ик (жертвенник – место для жертв Богу Яхве) Д…ржава (держава – большое и сильное государство) Ш…дра (шудра – слуга)
Каждому капитану даётся карточка, в ней написаны слова. Нужно выбрать и прочитать те слова, которые относятся к истории Древнего Востока.
1 карточка
Фараон Шадуф Демос Пирамиды Стратег Иероглифы Амфора Посейдон Демократия джунгли
2 карточка
Скене Касты Илоты Марафон Мумия Афродита Пехота Законы Ареопаг Праща
6. Историческая цепочка.
Участвуют все, обсуждение 30 сек. Затем один отвечает. Найти третье лишнее и объяснить, почему оно лишнее. Максимальная оценка – 2 балла
1 команда
1.Амон-Ра, Осирис, Тутмос 2.Тигр, Урук, Евфрат
2 команда
1.Красное море, Урук, Ур 2.Фивы, Библ, Мемфис
7.Узнай, о каком боге Древнего Востока эти слова За каждый правильный ответ – 1 балл
1 команда
1.Самым главным богом египтяне считали Солнце. Каждое утро появляется на востоке. Пока длится день, он медленно плывёт по небу в своей великолепной лодке. На голове бога сверкает круглый солнечный диск (Ра, Амон, Амон-Ра).
2.Бог света вступает в смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем. Сражение продолжается всю ночь. (Апоп).
3.Египтяне изображали бога земли в виде человека с головой змеи: ведь змея – самое «земляное» животное. (Геб).
4.Богиню неба представляли огромной коровой; её тёмное тело усеяно звёздами. (Нут).
2 команда
1.Большие тёмные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и чёрными, как сама земля на берегах Нила. Он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. (Осирис).
2.Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешено жить в том царстве после смерти. Там распоряжается бог, которого изображали с телом человека и чёрной головой шакала (Анубис).
3.Младший брат Осириса был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка (Сет).
4.При одном из храмов в Мемфисе содержали большого чёрного быка с белой отметиной на лбу. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бог умирал (Апис).
8. Историческая математика. За каждый правильный ответ – 1 балл
1.Сколько лет назад произошло объединение Египта (3000 +2013=5013 л). 2.Сколько лет пирамиде Хеопса (2600+2013=4613 л). 3.Сколько лет назад произошло объединение Китая (221+2013=2234) 4.Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса (1500+2013=3513 л).
9. Юные археологи.
Задание. Где что изобрели. За каждый правильный ответ – 1 балл
Представьте себе, что вы археологи. Определите, в каких странах были изобретены следующие предметы.
1 команда
Календарь – Египет Чай – Китай Компас – Китай
2 команда
Бумага – Китай Шахматы – Индия Рис – Китай
10.Блиц–турнир.
За одну минуту команды должны дать как можно больше кратких правильных ответов на вопросы ведущего. Если команда ответ не знает, то говорит «дальше». За каждый правильный ответ команда получает один балл. Команды играют по очереди.
1. Живые убитые (рабы)
2. Войско, получающее плату из казны (наемное)
3. Островки зелени в пустыне (оазисы)
4. Гробницы фараонов (пирамиды)
5. В каких часах находится вода? (в водяных)
6. Служитель бога (жрец)
7. Какая наука изучает небесные светила? (астрономия)
8. На чем писали в Египте? (на папирусе)
9. Какого цвета краской писали в Египте основной текст? (черной)
10. Самая красивая царица Египта. (Нефертити)
11. Священное письмо (иероглифы)
12. Какие звуки иероглифы не передавали? (гласные)
13. Бог солнца (Амон-Ра)
14. Муж Нефертити. (Эхнатон)
15. Какой бог изображался в виде диска с лучами - руками? (Атон)
16. Гробницу какого фараона археологи нашли не разоренной грабителями? (Тутанхамона)
17. Что хранилось в храме бога вместе с его статуей? (ладья)
18. Кому принадлежит самая высокая пирамида? (Хеопсу)
19. Кому принадлежит ступенчатая пирамида? (Джосеру)
20. Какова высота пирамиды Хеопса? (150 м)
21. Сколько метров нужно пройти, чтобы обойти пирамиду Хеопса? (1000 м)
22. Из какого металла изготовлялись орудия труда в Египте? (из бронзы)
23. Чем шлифовали каменные глыбы, готовя их для пирамид? (песком)
24. Можно ли просунуть между блоками пирамид лезвие бритвы? (нет)
25. Как называлась профессия ремесленника, трудившегося над блоками пирамид? (каменотес)
26. Жилище бога (храм)
27. Владыка Египта (фараон)
28. Каменная «игла фараона» (обелиск)
29. Бог умирающей и воскресающей природы (Осирис)
30. Жена Осириса (Исида)
31. Сын Осириса (Гор)
32. Живой бог (фараон)
33. Куда, как считали египтяне, переселяется человек после смерти? (в царство мертвых)
34. Кто распоряжается в царстве мертвых? (бог Анубис)
35. Кто вершит суд над умершими? (Осирис)
36. Богиня Правды (Маат)
37. Особым способом забальзамированное тело умершего (мумия)
38. Гроб (саркофаг)
39. Бог пустыни и песчаных бурь (Сет)
40. Сказание о богах (Миф)
41. Что принес Сет на пир в царский дворец Осириса? (гроб)
42. Какое самое трудное время года в Египте? (май - июнь — период засухи)
43. На чем передвигается по небу бог солнца? (на лодке)
44. Свирепый змей, бог тьмы (Апоп)
45. Бог земли (Геб)
46. Богиня неба (Нут)
47. Бог мудрости (Тот)
48. Кто говорил в Египте от имени богов? (жрецы)
49. Что означал в руках фараона жезл? (право властвовать)
50. Что означала плеть в руках фараона? (право наказывать)
51. Знатный человек (вельможа)
52. Как называют ремесленника, который делает украшения из золота? (ювелир)
3.Подведение итогов.
– Слово предоставляется жюри, которое называет
победителя последнего конкурса и подводит общие итоги КВН.
Мнение экспертов. Эксперты озвучивают свои сочинения на темы: «Один день из жизни земледельца Древнего Египта», «Один день из жизни вельможи Древнего Египта».
Заключительное слово учителя: История Древнего Востока — первая глава истории человечества. Народы в течение тысячелетий заселявшие территорию Древнего Востока, создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре и богатую по своему содержанию древнюю цивилизацию, которая впоследствии, оказала большое культурное воздействие на развитие народов Европы. Многие культурные ценности созданные жителями Древнего Востока вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.
Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему: «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру».