kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Интегрированный урок по истории и истории Казахстана и литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учеников 7-8 классов. В интегрированной форме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Интегрированный урок по истории и истории Казахстана и литературе"»

Интегрированный урок по истории, истории Казахстана и литературе.7- 8 класс.

Тема урока: «Тема детства в демократической живописи и литературе 19 века»

Провели Долгих Л.И.- учитель истории и Асылханова А.Ш.- учитель литературы.

( ВКО, Бескарагайский район, КГУ «Мостикская СШ»)

Цель проведения: опираясь на знания учащихся, используя дополнительную литературу, репродукции картин, доказать, что литература и живопись как в зеркале отражали российскую действительность;

-показать судьбу детей к.18-19 веков в России и на её окраинах;

- сравнить положение детей той эпохи и современных; профилактика предотвраще-ния детского суицида;

-учить добру, состраданию; ценить то, что они имеют сейчас;

-учить сравнивать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;

-расширение кругозора учащихся;

-морально-нравственное воспитание.

Оборудование урока:

-Выдержки из «Конвенции о правах ребёнка».

-Литература: А.П.Чехов «Ванька» и «Спать хочется»;

Н.Некрасов «Крестьянские дети», «Мороз Красный Нос»,

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»,

И.С. Тургенев «Бежин луг».

-Репродукции картин: В.Г. Перов «Проводы покойника», «Спящие дети», «Тройка»,

«Савояр», Маковский «Свидание с сыном».

Межпредметная связь: всемирная история ( культура);

литература (Некрасов, Чехов); рисование ( о картинах и художниках)

Повторить, что такое культура, материальная и духовная культура, демократическая культура, реализм.

Работа над понятиями: культура, материальная, духовная и демократическая культура, реализм.

Ход урока: ( Работа в группах.)

1. Оргмомент. Приветствие класса.

1.Оргмомент.

2.Основная часть.

Учитель истории: Что такое культура? С этим понятием вы встречались на протяжении многих лет. ( Ответ ученика: всё, что создано руками и умом человека).Беседа: Что такое материальная и духовная культура, об их взаимосвязи. Когда и почему зародилась культура мы говорить не будем, вы это знаете. Остановимся на том, как развивалась культура в России в 19 веке. Почему мы говорим об этом на истории Казахстана? (Казахстан в с. 19 в. полностью вошёл в состав Российской империи).Что питает культуру? ( События, происходящие в стране и в мире.)

Таких событий было много. Вспомним основные: войны, отмена крепостного права и т.д. В это время ведутся споры по какому пути пойдёт Россия ( западники, славянофилы). Страна бурлила. В воздухе чувствовались перемены. Царизм понимал это и отвечал репрессиями (Как? Расправа с декабристами, писателями. Цензура. Что это такое?) И, не смотря на это, наука, литература, вся культура в целом не стоит на месте, развивается, как губка впитывает в себя события, как зеркало отражает всё, что происходит в стране, всю российскую действительность, её пороки. Здесь, как и в обществе, шла острая борьба старого и нового, реалистического. А что такое реализм?( Ответ учеников: отражение правды, того, что происходит.) Развивается демократическая культура.( Выясняем, что это такое: демос- народ, демократическая, значит, народная.) В это время появляются лучшие произведения в музыке, литературе, живописи. (Ученики называют, кого знают.)

Они рассказывали о доле простых людей, о судьбе женщины в то время. Многие писатели, поэты, художники посвящали свои произведения детям. Все темы за урок не рассмотришь. Мы остановимся на одной из них. Это дети. Почему? Вы чуть позже поймёте, могли ли передовые люди обойти эту тему? Мы рассмотрим лишь отдельные произведения живописи и литературы, но и этого достаточно, чтобы понять, как тяжело было жить вашим сверстникам чуть больше ста лет назад. Произведения, как зеркало, отразили жизнь простых людей, в том числе и детей. В этом вы можете убедиться сами.

Учитель литературы: Детство-счастливая пора. Какие ассоциации возникают у вас со словом «детство»? ( На доске записано слово «Детство».Представители от каждой группы записывают свои ассоциации детства.) Сегодня на уроке мы рассмотрим лишь отдельные произведения живописи и литературы, но и этого достаточно, чтобы понять, каким было детство ваших сверстников чуть больше ста лет назад. (ГРУППОВАЯ РАБОТА. Ученики самостоятельно зачитывают небольшие отрывки из произведений Чехова «Спать хочется» и «Ванька», Тургенева «Бежин луг» (каждая группа –своё.) Чем похожи эти произведения? (Ответы учеников, обсуждение.)

Учитель истории: Подтверждение этому мы находим у художников Перова, Маковского и других.

Особенно много картин на эту тему создал великий русский художник Перов. На его картинах мы и остановимся.

Мы познакомились с чеховскими Ванькой, Варей. А как эти дети могли оказаться в таких условиях? ( Ученики высказывают своё мнение.) А теперь взгляните на эту картину (Перов «Проводы покойника»). Что вы можете сказать о ней( Выслушиваем мнение учеников, дополняю сама.) Что может ожидать этих детей? Вспомним Некрасова «Мороз Красный Нос»: «За Дарьей соседей, соседок плелась небольшая толпа, толкуя, что прокловых деток теперь не завидна судьба.», т.е. их ожидает судьба Варьки и Ваньки Жукова. Рассматриваем картину Перова « Спящие дети».

( Беседа, дополнения учителя.) Эта картина как бы дополняет первую. Она даже написана позже.) Но самая тяжёлая картина Перова-это «Тройка». Что можно представить себе, не видя картины? ( Ученики отвечают чаще всего, что это тройка лошадей). Но это не лошади, а дети. Разбираем картину «Тройка».

-Подумайте, почему художник так назвал свою картину? (Ученики высказывают

своё мнение.) Ребята делают небольшие сообщения по картине, детях, изображённых на ней, подробно рассматриваем детали картины- одежду и т.д.)

- Почему же никто не заступался за ребят? Как могли это допустить родители? Некому было заступаться. И родители, и, тем более дети, были бесправными. От острой нужды, от голода отправляли они детей в услужение к богатым людям. И таким было положение простых людей по всей огромной стране. И тому подтверждение картина белорусского художника Маковского «Свидание с сыном».

(Рассматриваем и анализируем картину. Выражение лиц матери, сына. Одежда. Чем похож на Варьку, Ваньку Жукова? На детей с картины «Тройка»?) Рассказ о Т.Г.Шевченко, о детях в Казахстане.

- Вспомните, каким было положение простых детей в Казахстане в эти же годы? ( Та-ким же, работали наравне со взрослыми, получали меньше, били хозяева и т.д.)

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: К сожалению, так продолжалось долго. И не только в нашей стране. ( Можно привести в пример картину Перова «Савояр»- маленький итальянский бродяга.Чем его судьба схожа с судьбой детей Российской империи 19 века?) Десятки детей умирало от непосильного труда, голода, болезней. Вспомните, какие вам известны произведения русских и зарубежных писателей о тяжёлой доле детей? Г.-Х. Андерсен «Девочка со спичками», В. Гюго «В мире отверженных», Короленко «Дети подземелья». Этот список можно продолжить.

- Мы рассмотрели только небольшую часть литературных и художественных произведений. Теперь, я думаю, вам понятно, почему передовые писатели, поэты, художники не могли пройти мимо этой темы (Почему?Хотели привлечь внимание общественности, вызвать сочувствие к детям.)

- А что вы можете сказать о жизни вашего поколения? Чем ваша жизнь отличается от жизни этих ребят? Оглянитесь вокруг, что изменилось? ( Беседа.Ученики рассказы-вают о своём времени, что изменилось, сравнивают.)

-Составьте синквейн «Моё детство». Время- 1мин. (зачитывают по одному от группы.)

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Сейчас права детей защищает международная «Конвенция о правах ребёнка» Какие права есть у детей и как они защищены? ( Мнение детей).

( Обращаю внимание на стенд в кабинете, показываю, рассказываю о «Конвенции».

-Конечно, и у вас бывают проблемы. Какие? Поссорились с кем-то, получили двойку и др. Но так ли они серьёзны? Подумайте! Вам тепло, уютно, родные вас любят, в обиду никому не дадут, работой не перегружены, дома после школы вас ждут телевизоры, компьютеры, книги, вы можете свободно общаться с друзьями и уж точно, мамы готовят вам всё самое вкусное. Так стоит ли обижаться на мелкие бытовые неурядицы? Хотелось бы вам поменяться с героями рассмотренных нами произведений? Или все-таки скажем словами В. Маяковского: « И жизнь хороша, и жить хорошо…!»

-Заканчивая наш урок, мне бы хотелось сказать: « Помните о том, что вы узнали на уроках. О ваших сверстниках, живших более ста лет назад, об их судьбах. Тогда и ваши проблемы будут казаться не такими уж тяжкими, и жить будет легче.

Картины писаны с живых людей, в произведениях описаны судьбы настоящих детей. Не зря мы говорим, что живопись и литература-это зеркальное отражение реальных событий.

Вопросы для закрепления: О каких писателях , поэтах, художниках мы говорили на уроке? Назовите их произведения. ( Записать в тетради.) Почему одной из тем передовых писателей, поэтов, художников, была тема детей? Что такое демократическая культура?

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Рефлексия «Доска объявлений». Напишите своё мнение по уроку на стикерах и прикрепите на доску.

Подведение итогов урока.

- У вас на столах лежат листы самооценки, заполните их.

- Д/З.: эссе на тему «Что нужно делать, чтобы дети планеты Земля были счастливы…»

К следующему уроку мы оценим ваше Эссе ,самооценивание, активность на уроке и выставим оценки по истории и литературе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Интегрированный урок по истории и истории Казахстана и литературе"

Автор: Долгих Людмила Ивановна

Дата: 05.12.2016

Номер свидетельства: 366004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Открытый урок по теме: "Культурное строительство в Казахстане в 1900-1940 годы". "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-po-tiemie-kul-turnoie-stroitiel-stvo-v-kazakhstanie-v-1900-1940-ghody"
    ["file_id"] => string(6) "141851"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418198231"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Творческие традиции казахского народа. Жыраулар поэзиясы. "
    ["seo_title"] => string(63) "tvorchieskiie-traditsii-kazakhskogho-naroda-zhyraular-poeziiasy"
    ["file_id"] => string(6) "220599"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434709997"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Интегрированный урок истории Казахстана с предметом казахский язык и литература: "Казахское ханство в годы правления Абылай хана""
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_istorii_kazakhstana_s_priedmietom_kazakhskii_iazyk_i_liti"
    ["file_id"] => string(6) "404415"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490763536"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок по теме "Тәуелсіздік жолында""
    ["seo_title"] => string(36) "urok_po_tiemie_t_uielsizdik_zholynda"
    ["file_id"] => string(6) "451953"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516709514"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Этнодемографическое развитие РК. (посвящено 20-летию Ассамблеи народа Казахстана)"
    ["seo_title"] => string(93) "etnodiemoghrafichieskoie-razvitiie-rk-posviashchieno-20-lietiiu-assambliei-naroda-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "279184"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453205033"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства