kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок истории Казахстана с предметом казахский язык и литература: "Казахское ханство в годы правления Абылай хана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет учащимся работать с дополнительной литературой и историческими документациями. Смогут выявлять политические проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории Казахстана с предметом казахский язык и литература: "Казахское ханство в годы правления Абылай хана"»

Предмет: история Казахстана.

Класс: 8


Тема урока: Казахское ханство в годы правления Абылай хана.

( интегрированный урок с предметом казахский язык и литература)

Эпиграф урока:

«Абылай для нашего поколения - могучая сила.

Государственность и независимость казахского народа

тесно связана с этим славным именем.»

Н.А.Назарбаев



Цель: Ознакомить учащихся с жизнедеятельностью Абылай хана ,как историческую личность, формировать представление о нем , как о видном государственном деятеле.

Задачи урока:

Образовательная: дать всестороннюю оценку личности хана Абылая как правителя, политика, дипломата и человека; совершенствовать умения и навыки научно-исследовательской деятельности. Обеспечить взаимосвязь предмета истории и казахского языка и литературы.

Развивающая: Развитие речевых навыков; формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать, критически оценивать, делать выводы; развитие самостоятельности. Развитие полиязычья.

Воспитательная: стимулирование интереса и воспитание уважения к истории страны; развитие сотрудничества. Воспитание к патриотизму.

Тип урока: усвоение нового материала.

Форма урока: интегрированный.

Оборудование: карта «Казахские земли в XVII - первой четверти XVIII в., портрет Абылай хана, фрагменты из кинофильма «Кочевники», учебники, хрестоматия, раздаточный материал,

стикеры, фломастеры, плакаты.

Межпредметная связь: казахская литература, география, музыка.

Используемая технология обучения: элементы критического мышления через чтение и письмо, применение ИКТ.

Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый.

Ожидаемый результат:.Научатся работать с дополнительной литературой и историческими документами. Развивают знания по казахскому языку. Расширяют кругозор. Умеют выявлять проблемы политической ситуации, дают свою объективную оценку и выражают свою точку зрения.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение

3. Деление на группы. Мотивация познавательной деятельности.

4. Рефлексия

6. Домашнее задание.

7. Оценивание. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденной темы. Работа в парах.

Задание: 1. Дополните сведения
1. Казахов часто называли киргиз-кайсаками, казаками, так как в России проживало военизированное сословие … . 
2. Царизм был заинтересован во включении Казахстана в сферу своего влияния потому что…... 
3. Царское правительство активно возводило укрепления в Прииртышском регионе, это … ,…, …, ….,…. 
4. В Казахстан были отправлены посольства под руководством .., …, … . 
5. В приграничных регионах казахи часто конфликтовали с русскими из- за…, …, …, … .

2. Задание: Решите исторические примеры. 
1. 1731+Тевкелев= подписание грамоты о вхождении Младшего жуза к России

2. 1737+Башкирия=

3.1735+Оренбург=

4.1745+Галдан Церен=

5. 1771+Абылайхан= официально возвели ханом 3-х жузов

III. Объяснение новой темы.

Слово учителя истории:

-Ребята, сегодня у нас на уроке учитель казахского языка и литературы Дуйсенгалиева Алтынай Темирболатовна . На уроке истории вы будете выполнять задания по казахскому языку и литературе, так как, у нас интегрированный урок.

Задание №1 .Деление на группы. Мотивация познавательной деятельности:

Учитель: Для дальнейшей работы разделимся на группы. На цветных бумагах записаны термины. Слова напечатаны отдельно на листе красного, синего, желтого цветов. Листы разрезаются. Вы с закрытыми глазами вытаскиваете по 1 листку, объединяетесь в группу «по цвету», т.е. синие с синими, красные с красными и т.д. и собираете определение термина.


Полководец қолбасшы -это военачальники, командующие крупными боевыми соединениями, численностью не менее 20-30 000 чел. и проявляющие в своей командной деятельности качества стратега.

Оратор – шешен -человек умеющий красиво, ярко, красочно, граммотно выражать свои мысли.

Политик- саясаткер -это лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью.

Учитель казахского языка и литературы: Балалар, суреттердің ішінен шешен, саясаткер, қолбасшыны айырыңыз.

Таким образом, определились три группы с названиями: 

«политик»,

«оратор»,

«полководец».

Для определения темы, дополнительно показывается отрывок из фильма «Кочевник» (01.36).

Ученики определяют тему урока: «Казахское ханство при Абылай хане», цель урока.

Определяются критерии оценивания:

1.Последовательность и цельность ответа (следование плану, отсутствие недосказанного)

2.Употребление необходимых исторических требований и понятий.

3.Грамотность речи.

4. Осуществить связь предметов история Казахстана и казахский язык и литература.

Задания №2. Рассмотрим личность выдающегося хана Абылая, как политика, дипломата, полководца. Для этого работаем  методом проекта кр.мышление- «Чтение памятками» . Ученики получат информацию, из предоставленных материалов самостоятельно (учебник «История Казахстана».)

 Учитель казахского языка и литературы: Мәтіндегі мына сөздердің аудармасын тап: шежіре, аруақ,жырау,күйші.

Задание №3.

Слово учителя истории: Используя сведения из дополнительных источников ученики заранее ознакомятся с биографией Абылай хана и подготовят краткое выступление .


Абылай ханның жеті Ата шежіресі

Учитель казахского языка и литературы: Абылай ханның жеті атасын,шежіресін атаңыз. «шежіре» сөзінің мағынасын түсіндіріңіз.

Слово учителя истории иучителя казахского языка::

Задание №4. Ипользуя текст параграфа №8 составить ассоциацию «Абылай хан». Слова характеризующие личность Абылай хана используетс на двух языках( русский , казахский)



Слово учителя истории : Задания №5 состоит из нескольких частей.

1-ое дать историческую оценку полтитческой деятельности Абылай хана.

2-ое – работа по карте.

3-е защита постеров по названием групп. Группам раздаются карточки с заданиями.

1.«Политик»:

1.«Абылай рассуждал: «Лучше иметь на своих границах потерявшую былую мощь Джунгарию, чем Цинскую империю»»

2.Абылай хан… говорит «...кыргызы и казахи вы только избавились от калмаков и когда подобно дракону Китай и Россия готовятся поглотить наши земли, а вы, нацелившись на кочевья кыргызов, затеяли этот конфликт».

Задания:

1. Какая политическая ситуация сложилась в казахской степи в период правления Абылай хана.

2. Выявите проблему и обсудите.

2.«Оратор»

1.Ты с русскими воюя, Абылай

Вражды к родным степям не вызывай

С народом не живи ты во вражде!

Бухар-жырау

2.По словам российского исследователя нового времени И.Крафта , «Абылай умел, смотря по обстоятельствам , казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии , но в действительности не подчинялся никому»

Задания:

1.Каковы взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

2.Дайте оценку дипломатическим действиям Абылай хана.

3.«Полководец»

 1. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана».

2.А.Левшин, русский государственный деятель и историк писал:

" Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростию и опытностию, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в ордах сношениями своими с императрицею российскою и китайским (Некоторые киргизы, приезжавшие на границу нашу, уверяли, что говорил по-китайски) богдоханом, Абылай соединял в себе все права на сан повелителя Средней орды. 
Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам (Известнейший из них был сын Барака султан Дайр, который жаловался оренбургскому губернатору, что Абылай несправедливо присваивает себе ханское достоинство) своею силою и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом."

Задания:

1.Какими качествами обладал Абылай хан, дайте описание.

2.Какие еще точки зрения существуют в истории о правлении Абылай хана.

Работа по карте: 1-группа : покажите на карте Россискую Империю.

2-группа : покажите на карте Китайское государство.

3-группа : покажите на карте Джунгарию.

Учитель казахского языка и литературы: Шағын мәтінді орыс тіліне аудар, сан есімдердің түрін анықта: «Абылай артына жиырма күй қалдырған жақсы күйші болған. Шығыс елдерінің жеті тілін жақсы меңгерген.»

Учитель: мы рассмотрели очень интересную и сложную тему и даже актуальную, потому что этот 2015 год в нашей стране объявлен годам «550-летием Казахского ханства». Мы убедились, что Абылай хан был разумным политиком, сведущим дипломатом, талантливым полководцем и правителем. Его целью было укрепить государство, уберечь его от внешних врагов.

V. Рефлексия.

Рефлексия

Выполнение творческого задания.

На листах написаны имена, данные правителю в разные годы.

Задача: используя буквы имени, дайте характеристику Абылаю ( можно работать в группах), (примерное выполнение задания).

С - стойкий

А - агрессивный

Б - борец

А - активный

Л - личность

А - авторитетный

К – куйши

----------------------------

А - авторитет

Б - блестящий

И - известный

Л - легенда

М - меценат, мудрый

А – авторитарный


Н - независимый,

С - стратег, справедливый,

У - умный,

Р - расчетливый

---------------------------------------

А - аристократ

Б - батыр

Л - личность

А - аруах

Й - импровизатор

VI. Домашнее задание:

Подготовить презентацию на тему «Абылай хан».Написать эссе по выбору «Роль Абылай хана в истории казахского народа», «История жизни Абылай хана - пример современному поколению»

VII. Оценивание и самооценивание.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Махмудова Кымбат Сайыновна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404415

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства