Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории Казахстана с предметом казахский язык и литература: "Казахское ханство в годы правления Абылай хана"»
Предмет: история Казахстана.
Класс: 8
Тема урока: Казахское ханство в годы правления Абылай хана.
( интегрированный урок с предметом казахский язык и литература)
Эпиграф урока:
«Абылай для нашего поколения - могучая сила.
Государственность и независимость казахского народа
тесно связана с этим славным именем.»
Н.А.Назарбаев
Цель: Ознакомить учащихся с жизнедеятельностью Абылай хана ,как историческую личность, формировать представление о нем , как о видном государственном деятеле.
Задачи урока:
Образовательная: дать всестороннюю оценку личности хана Абылая как правителя, политика, дипломата и человека; совершенствовать умения и навыки научно-исследовательской деятельности. Обеспечить взаимосвязь предмета истории и казахского языка и литературы.
Развивающая: Развитие речевых навыков; формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать, критически оценивать, делать выводы; развитие самостоятельности. Развитие полиязычья.
Воспитательная: стимулирование интереса и воспитание уважения к истории страны; развитие сотрудничества. Воспитание к патриотизму.
Тип урока: усвоение нового материала.
Форма урока: интегрированный.
Оборудование: карта «Казахские земли в XVII - первой четверти XVIII в., портрет Абылай хана, фрагменты из кинофильма «Кочевники», учебники, хрестоматия, раздаточный материал,
Ожидаемый результат:.Научатся работать с дополнительной литературой и историческими документами. Развивают знания по казахскому языку. Расширяют кругозор. Умеют выявлять проблемы политической ситуации, дают свою объективную оценку и выражают свою точку зрения.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение
3. Деление на группы. Мотивация познавательной деятельности.
4. Рефлексия
6. Домашнее задание.
7. Оценивание. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент.
Повторение пройденной темы. Работа в парах.
Задание: 1. Дополните сведения: 1. Казахов часто называли киргиз-кайсаками, казаками, так как в России проживало военизированное сословие … . 2. Царизм был заинтересован во включении Казахстана в сферу своего влияния потому что…... 3. Царское правительство активно возводило укрепления в Прииртышском регионе, это … ,…, …, ….,…. 4. В Казахстан были отправлены посольства под руководством .., …, … . 5. В приграничных регионах казахи часто конфликтовали с русскими из- за…, …, …, … .
2. Задание: Решите исторические примеры. 1. 1731+Тевкелев= подписание грамоты о вхождении Младшего жуза к России
2. 1737+Башкирия=
3.1735+Оренбург=
4.1745+Галдан Церен=
5. 1771+Абылайхан= официально возвели ханом 3-х жузов
III. Объяснение новой темы.
Слово учителя истории:
-Ребята, сегодня у нас на уроке учитель казахского языка и литературы Дуйсенгалиева Алтынай Темирболатовна . На уроке истории вы будете выполнять задания по казахскому языку и литературе, так как, у нас интегрированный урок.
Задание №1 .Деление на группы. Мотивация познавательной деятельности:
Учитель: Для дальнейшей работы разделимся на группы. На цветных бумагах записаны термины. Слова напечатаны отдельно на листе красного, синего, желтого цветов. Листы разрезаются. Вы с закрытыми глазами вытаскиваете по 1 листку, объединяетесь в группу «по цвету», т.е. синие с синими, красные с красными и т.д. и собираете определение термина.
Полководец– қолбасшы -это военачальники, командующие крупными боевыми соединениями, численностью не менее 20-30 000 чел. и проявляющие в своей командной деятельности качества стратега.
Политик- саясаткер -это лицо, профессионально занимающееся политической деятельностью.
Учитель казахского языка и литературы: Балалар, суреттердің ішінен шешен, саясаткер, қолбасшыны айырыңыз.
Таким образом, определились три группы с названиями:
«политик»,
«оратор»,
«полководец».
Для определения темы, дополнительно показывается отрывок из фильма «Кочевник» (01.36).
Ученики определяют тему урока: «Казахское ханство при Абылай хане», цель урока.
Определяются критерии оценивания:
1.Последовательность и цельность ответа (следование плану, отсутствие недосказанного)
2.Употребление необходимых исторических требований и понятий.
3.Грамотность речи.
4. Осуществить связь предметов история Казахстана и казахский язык и литература.
Задания №2. Рассмотрим личность выдающегося хана Абылая, как политика, дипломата, полководца. Для этого работаем методом проекта кр.мышление- «Чтение памятками» . Ученики получат информацию, из предоставленных материалов самостоятельно (учебник «История Казахстана».)
Учитель казахского языка и литературы: Мәтіндегі мына сөздердің аудармасын тап: шежіре, аруақ,жырау,күйші.
Задание №3.
Слово учителя истории: Используя сведения из дополнительныхисточников ученики заранее ознакомятся с биографией Абылай хана и подготовят краткое выступление .
Абылай ханның жеті Ата шежіресі
Учитель казахского языка и литературы: Абылай ханның жеті атасын,шежіресін атаңыз. «шежіре» сөзінің мағынасын түсіндіріңіз.
Слово учителя истории иучителя казахского языка::
Задание №4. Ипользуя текст параграфа №8 составить ассоциацию «Абылай хан». Слова характеризующие личность Абылай хана используетс на двух языках( русский , казахский)
Слово учителя истории: Задания №5 состоитиз нескольких частей.
1-ое дать историческую оценку полтитческой деятельности Абылай хана.
2-ое – работа по карте.
3-е защита постеров по названием групп. Группам раздаются карточки с заданиями.
1.«Политик»:
1.«Абылай рассуждал: «Лучше иметь на своих границах потерявшую былую мощь Джунгарию, чем Цинскую империю»»
2.Абылай хан… говорит «...кыргызы и казахи вы только избавились от калмаков и когда подобно дракону Китай и Россия готовятся поглотить наши земли, а вы, нацелившись на кочевья кыргызов, затеяли этот конфликт».
Задания:
1. Какая политическая ситуация сложилась в казахской степи в период правления Абылай хана.
2. Выявите проблему и обсудите.
2.«Оратор»
1.Ты с русскими воюя, Абылай
Вражды к родным степям не вызывай
С народом не живи ты во вражде!
Бухар-жырау
2.По словам российского исследователя нового времени И.Крафта , «Абылай умел, смотря по обстоятельствам , казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии , но в действительности не подчинялся никому»
Задания:
1.Каковы взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
2.Дайте оценку дипломатическим действиям Абылай хана.
3.«Полководец»
1. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана».
2.А.Левшин, русский государственный деятель и историк писал:
" Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростию и опытностию, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в ордах сношениями своими с императрицею российскою и китайским (Некоторые киргизы, приезжавшие на границу нашу, уверяли, что говорил по-китайски) богдоханом, Абылай соединял в себе все права на сан повелителя Средней орды. Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам (Известнейший из них был сын Барака султан Дайр, который жаловался оренбургскому губернатору, что Абылай несправедливо присваивает себе ханское достоинство) своею силою и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом."
Задания:
1.Какими качествами обладал Абылай хан, дайте описание.
2.Какие еще точки зрения существуют в истории о правлении Абылай хана.
Работа по карте: 1-группа : покажите на карте Россискую Империю.
2-группа : покажите на карте Китайское государство.
3-группа : покажите на карте Джунгарию.
Учитель казахского языка и литературы: Шағынмәтінді орыс тіліне аудар, сан есімдердің түрін анықта: «Абылай артына жиырма күй қалдырған жақсы күйші болған. Шығыс елдерінің жеті тілін жақсы меңгерген.»
Учитель: мы рассмотрели очень интересную и сложную тему и даже актуальную, потому что этот 2015 год в нашей стране объявлен годам «550-летием Казахского ханства». Мы убедились, что Абылай хан был разумным политиком, сведущим дипломатом, талантливым полководцем и правителем. Его целью было укрепить государство, уберечь его от внешних врагов.
V. Рефлексия.
Рефлексия
Выполнение творческого задания.
На листах написаны имена, данные правителю в разные годы.
Задача: используя буквы имени, дайте характеристику Абылаю ( можно работать в группах), (примерное выполнение задания).
С - стойкий
А - агрессивный
Б - борец
А - активный
Л - личность
А - авторитетный
К – куйши
----------------------------
А - авторитет
Б - блестящий
И - известный
Л - легенда
М - меценат, мудрый
А – авторитарный
Н - независимый,
С - стратег, справедливый,
У - умный,
Р - расчетливый
---------------------------------------
А - аристократ
Б - батыр
Л - личность
А - аруах
Й - импровизатор
VI. Домашнее задание:
Подготовить презентацию на тему «Абылай хан».Написать эссе по выбору «Роль Абылай хана в истории казахского народа», «История жизни Абылай хана - пример современному поколению»