Просмотр содержимого документа
«Империи в раннем средневековье»
Учитель истории Таныбаев А. К. СКО.
Разработка открытого урока на тему: «Империи в раннем средневековье» в 10 классе.
Цель: формирование представлений о средневековых государствах на территории Казахстана, имевших статус империи.
Задачи:
• в ходе рассмотрения политических истории тюркских государств, таких как: Великий Тюркский и Западно-Тюркский каганат, доказать факт того что, они являлись империями;
• Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, работы с историческими картами.
• Воспитывать уважение к истории своей страны, вызвать потребность в дополнительном и самостоятельном изучении данной темы и истории в общем.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами интерактивного обучения.
Методы:
1. Рассказ
2. Объяснительно-иллюстративный
3. Репродуктивный
Оборудование: компьютерная программа «Мега тест», компьютерная презентация «Империи в раннем средневековье», карта «Казахстан в VIв. - первой пол.- VIII в.», «Тюркские государства (III в. до н.э.- VI в. н.э.)», «Тюркский каганат (V в. до н.э.- VII в. н.э.)», «Казахстан в составе Западно-Тюркского каганата (VII в.)» учебник, электронный учебник, фрагменты историческо-документального фильма «Древние тюрки» видео роликов: «Надпись на стеле Йолыг-тегина», «Легенда Ашина» и «Территория Тюркской империи».
Ход урока
1. Оргмомент 1-2 мин.
2. Актуализация опорных знаний (слайд 2) проводится в виде 10 тестовых вопросов, выполняемых на ноутбуках, на программе «Мега тест», время тестирования 5 мин.
3. Изучение нового материала (слайд 1):
Учащиеся знакомятся с планом изучения нового материала (слайд 2).
План урока.
Понятие «ИМПЕРИЯ»;
Великий Тюркский каганат;
Западно-Тюркский каганат;
Социально-экономическое положение.
Предлагаю начать наш урок с эпитафии в честь Кюль-тегина, которое будет эпиграфом к нашему уроку (слайд 3+видео)
Затем ставится проблемный вопрос (слайд 4): Верно ли утверждения, о том что, Тюркский и Западно-тюркский каганат являются империями?
Т.о. Мы сегодня на уроке должны рассмотреть историю тюркских государств и доказать факт того, что они имели статус империи в раннем средневековье.
I) Термин «ИМПЕРИЯ».
Но для начала давайте рассмотрим трактовку термина «Империя»:
ВОПРОС учащимся: Что такое империя, в чем ее различие от государства?
Империя — государство, во главе которого стоит монарх;(слайд 5)
Империя — тип государственного устройства;
Империя — государство, имеющее обширные колониальные владения или большое многонациональное образование, управляемое из одного центра.
II) Великий Тюркский каганат (слайд 6).
В истории Казахстана VI-XII вв. называются тюркской эпохой.
Начинают эту тюркскую эпоху Великий Тюркский каганат годы существования- 552-603 гг. (Запись в тетрадь).
Прародина тюрков. Легенда Ашина.
Но где находится их родина и откуда они начали строить свою империю?
Предлагаю посмотреть фрагмент документального видео о легенде появления тюрок (только слайд 7 без данных +видео).
ВОПРОС учащимся:
Так, где находится родина тюрков? – слайд 7+ данные
И где впервые встречается сведения о тюрках?— слайд 7+ данные
Посмотрим первоначальную территорию тюркских племен на карте (слайд 8).
Образование государства.
Теперь рассмотрим, как же это тюркское племя стало государством (слайд 9).
535 г.- Бумын начал объединение тюрков
546 г.- разгром 50 тыс. племен теле на Алтае.
552 г. – разгром государства аваров (жужаней)
552 году – Образование Тюркского каганата
?-Основатель- Бумын каган
Политическая история.
Рассмотрим политическую историю Тюркского каганата: