Просмотр содержимого документа
«Игра "Петр I и его время"»
ПетрI и его время.
Темой урока станет вопрос о культурно-бытовых преобразованиях Петра Великого, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в жизнь современную.
Нам придется решить: полезны или вредны были эти изменения, приемлема ли была форма их внедрения.
Наш урок пройдет в форме игры. Об этом стоит сказать отдельно.
Далее учитель объявляет условия игры:
Весь класс разбивается на команды – по три играющих в каждой.
Каждая команда по очереди получает задания.
Задания представляют собой вопросы-тесты.
Отвечают на вопросы все три члена команды: по одному игроку на вопрос.
Если играющий сразу дает правильный ответ, то он и его команда получают 5 баллов.
Если верного ответа нет, то на вопрос отвечает второй участник из данной команды. Справившись с заданием, он получает сам и приносит своей команде 4 очка.
В случае неудачи второго игрока вступает третий. За правильный ответ ему записывают 3 балла. Столько же прибавляется к счету команды.
На каждый ответ участнику игры дается десять секунд.
В конце игры подводятся итоги. Определяются лучшая команда и лучший участник.
2.Основная часть урока − игра
Задания для первой команды.
№1.Перед Вами бородовой знак. При Петре I он давался тому, кто:
Имел некрасивый подбородок, который имел право сказать;
Уплатил деньги за право не бриться;
Мог остаться при бороде в связи со своими религиозными убеждениями;
Сбрил бороду, но отрастил новую.
№2. Тот, кто носил бороду и не имел бородового знака (не принадлежала при этом к сословиям, представителям которых ношение бороды не возбранялось):
Получал 5 копеек на парикмахера;
Был «бит кнутом нещадно»;
Подлежал насильному отрезанию бороды;
Подвергался церковному покаянию.
№3. Люди не хотели стричь бороду или бриться:
Потому что без бороды нельзя будет отличать русского от иностранца;
Так как без бороды в России зимой можно обморозить щеки и подбородок;
Потому что не во что будет заплетать красивые разноцветные шелковые ленточки;
Так как Бог предопределил мужчине иметь бороду и не дело менять Его предначертания.
Задания для второй команды.
№1. До Петра табак на Руси курили:
Священники в специально отведенных для этого местах;
Иностранцы;
Больные по назначению врача;
Члены царской семьи.
№2. Сам Петр научился курить:
Будучи в гостях в Немецкой слободе;
У своего домашнего учителя Никиты Зотова;
У голландских моряков в Архангельске;
Во время поездки с Великим посольством, в Голландии.
№3. Царь хотел приучить своих подданых к табаку:
Чтобы получать высокие прибыли от своих табачных плантаций;
Чтобы привлечь в страну иноземных купцов, торгующих табаком;
С целью уменьшить население страны, распространив легочные заболевания;
Надеясь приблизить образ жизни русских к европейскому.
Задания для третьей команды.
№1. Новогоднюю елку до Петра Великого на Руси:
а) ставили в домах, но не наряжали;
б) не ставили вообще;
в) ставили в домах и наряжали на пасху, причём ёлку соответственно именовалась пасхальной;
г) ставили во дворе и наряжали на Новый год;
№2. Новый год в допетровскую эпоху отсчитывался:
А )от первого сентября;
б)с первого марта;
в)чаще – от первого сентября, реже – от первого марта;
г)от праздника Рождества.
№3. При Петре был введён:
а) григорианский календарь вместо юлианского;
б ) лунный календарь вместо солнечного;
в) юлианский календарь вместо церковного православного;
г) отрывной настенный вместо перекидного.
Задания для четвёртой команды.
№1. В царствование Петра в России появилась:
а)первые театральные представления;
б)театральные представления как массовые зрелища;
в)первые спектакли на русском языке
г)театральные пьесы для членов царской семьи и бояр.
№2. Билеты в театр назывались при Петре первом…
а) талонами;
б) ярлыками;
в) бирками;
г) купонами.
№3. Первая театральная пьеса, представленная в России, называлась:
а) ”Сказка о царе Салтане”
б) ”Пещное действо”
в ) ”Смерть Иоанна Грозного” г) ”Житие Василия Блаженного”
Задания для пятой команды.
№1. Многие на Руси считали царя Петра антихристом т.е. воплощением дьявола, так как он:
г) старообрядцы, не признавшие церковной реформы патриарха Никона:
Задания для пятой команды.
№1. При Петре I на собрании (ассамблеи) должны были являться:
а) мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет;
б) все приглашённые лица;
в) только лицам дворянского происхождения;
г) имеющие чины согласно “Табели о рангах”
№2. На ассамблеях все мужчины были обязаны:
а) пить вино, курить, танцевать;
б) курить, пить, читать стихи;
в) пить вино, курить или нюхать табак, танцевать;
г) нюхать табак, танцевать, приводить жён и подруг.
№3. “Кубок Большого орла” на ассамблеях надо было:
а) вручать тому, кто больше всех выпьет;
б )преподнести самой красивой женщине;
в) выпить тому, кто нарушит установленный порядок;
г) поднимать только за здоровье императора.
Задание для седьмой команды
№1 до эпохи Петра Великовагазеты в Росси:
А) были только рукописными и назывались «Куранты»
Б) Выписывались исключительно из других стран
В) Не существовали вовсе
Г) Печатались церковнославянским шрифтом только для духовенства
№2 Проявившаяся при Петре газета называлась
А) «Новости» и печаталась сначала в Англии
Б) «Ведомости», печатались в России и распространялась по подписке
В) «Куранты» ,печаталась в России и распространялась по подписке
Г) «Правда воли монаршей» и печатала только распоряжения царя
№3 С 1710 г. В повсеместное употребление вошел так называемый гражданский шрифт. При этом:
А) старый славянский шрифт был запрещён к употреблению
Б) Каждый издатель мог выбирать между старым и новым шрифтом
В) Новым шрифтом печатали только правительственные указы
Г) прежний славянский шрифт использовался только при издании богослужебной литературы
Задания для восьмой команды
№1 Пётр требовал ношение только «немецкого платья». Так называлась одежда:
А) только привезенная из Германии
Б) сшитая только на западноевропейский манер
В) любая заграничная
Г) созданная по образцам из немецких журналов мод ,на которые указал царь.
№2 При Петре I резко поднялся спрос на конский волос ,который употреблялся:
А) для изготовления накладных бород, которые можно было носить дома и снимать на службе
Б) для украшения форменных шлемов гвардейской кавалерии
В) для набивки накладных плечей мужских пиджаков ,вошедших в моду
Г) для изготовления париков
№3 Роброном назывался:
А) жесткий каркас женской юбки
Б) высокий парадный кивер Преображенского полка
В) мужской мундир для тяжелой физической работы
Г) робкий юноша
Задания для девятой команды
№1В царстве Петра I было высшее учебное заведение. Оно называлось:
А)Навигацкая школа
Б) Славяно-греко-латинская академия
В) Московский императорский университет
Г) Московская академия
№2 Академия наук была создана:
А) Василием Голицыным на базе Славяно-греко-латинской академии
Б) Петром I после Полтавского сражения
В) в год после смерти Петра I по утвержденному им «Положению»
Г) Екатериной I в память о Петре I
№3 Кунсткамерой (слово происходит от немецкого Kunst-искусство) назывался
А) дом, где «каждый мастер искусство свое показать может»
Б) первый в России государственный музей
В) Голландский домик Петра Великого
Г) Особняк Академии художеств
Задания для десятой команды
№1 Автором первого русского учебника по точным наукам, который назывался « Арифметитка», был:
А) сам Петр I;
Б) Александр Данилов Меншиков;
В) Леонтий Филиппович Магницкий;
Г) Франц Лефорт.
№2 Первый русский экономический тракт был написан Иваном Тихоновичем Посошковым. Он назывался:
А) «Книга о скудости и богатстве»
Б) «Домострой»
В) «Капитал»
Г) «Книга кормчая».
№3 Политико-философское обоснование петровских реформ было дано в книге:
А) вице-канцлера Петра Павловича Шафирова «Рассуждение о причинах Северной войны»
Б) Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей»;
В) Французкого философа-просветителя Мари Франсуа Вольтера «История Петра Великого»
Г) Русского ученого Василия Никитича Татищева «История российская с древнейших времен».
3. Заключительная часть.
Учитель предлагает представителям каждой команды назвать по одному мероприятию Петра l, которое было, по их мнению, необходимы.
Затем другие представители команд называют мероприятия необязательные и ненужные (вредные). Таким образом высказываются все учащиеся. Если их выступление не встречают обоснованных возражений, то команды премируются дополнительно – одним балом.
Далее учитель подводит итоги игры, называя победителей в личном и командном зачетах.