Просмотр содержимого документа
«Игровой урок по Теме "Древний Египет" для 5 класса»
УРОК ПОВТОРЕНИЯ В ФОРМЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
«ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»
5 класс, ноябрь 2007 г.
Цель игры:
1) способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций;
2) в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»;
3) развивать умения работать в команде, обсуждать вопросы, выбирать правильные ответы.
Оформление.
Для интеллектуальной игры использованы картины, изображающие Древний Египет, самодельные декорации (бумажный макет пирамиды, сфинкс). На стенде занимательный материал - кроссворды, ребусы, рисунки, выставка литературы.
План проведения:
1. Объявление правил игры (на предыдущем уроке)
2. Презентация команд.
3. Командные конкурсы.
4. Подведение итогов, награждение победителей.
Класс делится на три команды по рядам. В жюри приглашаются классные руководители, организаторы внеклассной работы.
Игра начинается с представления жюри и команд.
Команды представляют ДЕВИЗ, НАЗВАНИЕ, ЭМБЛЕМУ. Высший балл -5
Конкурсная программа
Конкурс-разминка.
Командам предлагается по три вопроса. Время на обдумывание 10 сек. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Служители богов и хранители знаний в Древнем Египте (жрецы).
2. Растение, материал для письма в Египте (папирус).
3. Гробница фараона (пирамида).
4. Книга из папируса, свёрнутая в трубку. (Свиток.)
5. Жилище богов. (Храм.)
6. Древняя столица Египта. (Мемфис.)
7. Наука о планетах и звёздах, особо почитаемая в Древнем Египте. (Астрономия.)
8. Богиня неба. (Нут.)
9. Огромная каменная фигура, изображающая льва, с головой человека. (Сфинкс.)
10. Подвижная ударная сила египетского войска (воины на колесницах).
11. Драгоценный металл, ценившийся в Египте дороже золота (серебро).
12. Островок земли в пустыне (оазис).
2. Конкурс художников. На этот конкурс отводится 20 минут. Высшая оценка -5 баллов
По два участника от каждой команды приглашаются за отдельные столы. На столах - бумага, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. У каждой страны в наше время есть герб, есть свой герб и у городов. Герб может рассказать нам о прошлом страны или города, о природе, о занятиях населения.
Задание: Подумайте, как мог бы выглядеть герб Древнего Египта, если бы в те времена уже был известен обычай составления гербов. Нарисуйте этот герб и поясните его значение.
3. Конкурс «Исправь ошибки».Распечатка текста дается каждой команде на 5 минут. За каждую найденную ошибку – 1 балл.
В Юго-Западной Африке простираются огромные пустыни. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире - Нил. По берегам реки растут кокосы, душистые акации, высокие сосны. В водах Нила обитают пираньи и белые акулы. Впадая в Чёрное море, река разделяется на несколько рукавов, образующих огромный квадрат - дельту. Всесильным владыкой Египта был король. Во время торжественных приёмов король восседал на троне, держа скипетр и державу. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил.
4. Викторина. С чьим именем связаны или кому принадлежали следующие предметы?Ответы даются письменно, озвучиваются по очереди, после сдачи письменных ответов.
а) Тростинка для письма, свиток. (Писец.)
б) Жезл, плеть, корона. (Фараон.)
в) Серп, плуг. (Земледелец.)
г) Дротик, щит. (Воин.)
д) Храм, статуя, обряд. (Жрец.)
Кому принадлежат слова:
«Я не крал, я не лгал, я не завидовал» (согласно «Книге мертвых», усопшему перед судом бога Осириса).
«Уши мальчика на спине его» (писцу-учителю).
5. Кроссворд (дается на 7 минут каждой команде, 1 балл за каждый правильный ответ)
Если вы правильно решите кроссворд, то в обведённых рамкой клетках по горизонтали прочтёте имя французского учёного, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов. (Шампольон.)
По вертикали:
1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.
2. Богиня правды.
3. Первая столица Египетского царства.
4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи.
5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница.
6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающиеся на берегах Нила после разлива.
7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник. 8. Каменные столбы, стоявшие перед входом в храм.
3адание: назвать исторические термины, относящиеся только к истории Древнего Египта.
Капитаны команд по очереди, без пауз называют, к примеру, термины: фараон, саркофаг, пирамида; имена исторических деятелей: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия: оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.
Цель: установить, кто больше назовёт слов, относящихся только к истории Древнего Египта. (1 балл за каждый правильный ответ)
7. Конкурс-эпилог (домашнее задание). «Хвалебные песни Нилу».
Дорогие друзья! Древние египтяне почитали реку Нил. Почва в долине Нила мягкая, жирная. Её легко обрабатывать даже простой деревянной мотыгой. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ. Египет называли даром Нила.
Задание: произнести в течение 1 минуты благодарственную речь Нилу. Высший балл 5
Подведение итогов игры.
Капитаны команд получают оценку – 5. Они оценивают каждого участника своей команды.
Награждение команд.
Все участники команды, занявшей 1 место, освобождаются от проверочного тестирования по теме, получая дополнительную оценку – 5.
7.Д
2.М
5.Х
Е
А
Е
6.И
Л
8.К
9.А
1. Ш
А
3.М
4.П
О
Л
Ь
О
Н
А
Т
Е
И
П
Т
Л
У
Д
М
С
С
А
О
Б
У
Ф
Е
Н
И
Ф
И
Ц
Н
С
С
Ы
2 вариант
«Путешествие в Древний Египет» (сценарий КВН)
Подготовительный этап.
Костюмы: фараон и знатные мужчины в длинных туниках из простыни с поясом. У фараона - корона, трехцветный кнут, посох, ожерелье. У матери фараона -длинная туника с поясом, а на голове диадема из золотой бумаги с изображением кобры. Возможны и другие украшения: кольца, браслеты, ожерелья. Костюмы бедняков-мужчин - набедренные повязки; у женщин - сарафаны (можно из простыни).
На сцене - трон фараона, пальма. На стенде - рисунки детей по теме КВН. Необходим экран для демонстрации кадров из кинофильма «Древний Египет».
В начале КВН под египетскую музыку идут кадры из фильма: пески, пустыни, пейзажи Северной Африки; вдали пирамиды и сфинксы, которые надвигаются на зрителя крупным планом. В это время фараон занимает место на троне и читает стихи:
Луна и Нил, по берегу к пещерам
Идет, идет египетский народ,
На берегу, в песке сухом и сером,
Ряды гробниц - и все цари, цари...
Как тихо здесь...
За это время успевают выйти на сцену 2 команды по 5 человек из У-У1 классов. Дети рассаживаются на стулья по обе стороны от фараона. У детей - столы с бумагой, фломастерами, простыми и клейкими карандашами.
Затем перед фараоном разыгрывается шуточная сценка. Вельможи доносят фараону, что не все так тихо и мирно в его царстве. Два войска, по их словам, затеяли междоусобицу, и царство может погибнуть. Фараон приказывает позвать свою мать. Она говорит, что уже все слышала, и успокаивает сына словами: «Не волнуйся, сынок, я им сейчас такое сражение устрою, мало не покажется, читай указ!» Фараон зачитывает указ, в котором призывает воинов проявить знания по истории Древнего Египта, выдумку и артистизм в конкурсах и обещает по-царски вознаградить.
Ход игры
Конкурс 1. Приветствие команд (готовится заранее). В него входят: название, девиз, эмблема команды. Жюри оценивает не только оригинальность исполнения, но и соответствие теме игры. Максимальный результат - 2 балла.
Конкурс 2. Состязание археологов. Каждая команда получает конверт с разрезанными на кусочки изображениями фараонов. Их нужно как можно быстрее и качественнее собрать и приклеить на белый лист, чтобы получилось целое изображение. Тот, кто справится первым, должен объяснить, какие символы власти в руках у фараона и что они означают (кнут и посох). Максимальный результат - 2 балла.
Конкурс 3. Стихотворения о Египте. Заранее подготовившиеся чтецы наизусть читают стихотворения. Ниже представлены возможные варианты.
Вот каким ты увидишь Египет,
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдунья, дымится вода.
То вода ли шумит безмятежно
Между мельничных тяжких колес,
Или Апис мычит белоснежный,
Окровавленный цепью из роз.
Это взор благосклонной Исиды
Иль мерцанье встающей луны?
Но опомнись! Встают пирамиды
Пред тобою, черны и страшны!
На седые от мха их уступы
Ночевать прилетают орлы,
А в глубинах покоятся трупы,
Не знакомые с тленьем средь мглы.
Второе стихотворение:
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины •^
И раскидистых пальм веера.
А ведь знает и коршун бессонный,
Вся страна - это только река,
Окаймленная рамкой зеленой,
И другой, золотой из песка...
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
А вот видишь! Встают пирамиды,
Пред тобою, черны и страшны.
Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которой не ведаешь ты!
Оценивается мастерство исполнения. Максимальный результат - 1 балл.
Конкурс 4. Разминка. Дети задают заранее подготовленные вопросы крестьянину, солдату, фараону, вельможе, жрице. Оцениваются оригинальность вопросов и их соответствие теме игры. Максимальный результат - 2 балла.
Конкурс 5. Письма египтян. Каждая команда должна иероглифами написать послание другой команде, а та должна прочесть его (предварительно ребята должны
потренироваться в написании иероглифов). Оцениваются как собственное послание, так и понимание письма другой команды. Максимальный результат - 2 балла.
Конкурс 6. Конкурс капитанов. Капитан каждой команды, подготовившись заранее, должен рассказать любимый египетский миф и дать его возможное объяснение. Максимальный результат - 1 балл.
Конкурс 7. Конкурс частушек или шуточных песенок. Готовится заранее: дети сами сочиняют песенки и исполняют их с музыкальным сопровождением. Мы исполняли их под восточные мотивы. Оцениваются мастерство сочинителей и исполнителей, соответствие теме игры. Максимальный результат - 2 балла.
Конкурс 8. Конкурс рекламных плакатов. Готовится заранее. Дети разворачивают принесенные с собой рекламные плакаты, рассказывающие о достопримечательностях Египта. Представитель каждой команды не только демонстрирует плакат, но и коротко рассказывает о том, что на нем изображено. Оцениваются как сам плакат, так и рассказ. Максимальный результат - 2 балла.
Конкурс 9. Демонстрация мод Древнего Египта. Каждая команда демонстрирует свои костюмы, сделанные к игре, и комментирует костюмы соперников. Оцениваются и костюмы, и комментарии. Максимальный результат - 2 балла.
Затем жюри подсчитывает баллы (максимальный результат по игре в целом - 16 баллов) и объявляет команду-победительницу и лучшего игрока. Под восточную музыку вручаются призы, а фараон зачитывает указ, в котором благодарит всех за проявленные знания, творчество, смекалку.
3 вариант
I.Организационный момент
Сообщение детям условий игры.
II.Проведение игры «Историческая эстафета»
1-й этап. «Знаешь ли ты где находится...»
* Египет
* Нил
* Первая столица Древнего Египта
* Дельта
* Территории, куда совершали свои походы фараоны Египта
Все указанное нужно отметить на контурной карте.
2-й этап. «Расскажи о жизни...»
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1 ряда
Расскажи о том, как жили в Древнем Египте ремесленники и земледельцы.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 2 ряда
Расскажи о том, как жили в Древнем Египте вельможи.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 3 ряда
Расскажи о том, как жили в Древнем Египте фараоны.
3-й этап. Реши задачу.
В одном из папирусов есть такие задачи:
1. В семи домах было по семь кошек, каждая кошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь мер зерна. Надо сосчитать, сколько получится, если все сложить вместе.
2. Фигура - прямоугольный треугольник. Высота 10, основание 4. Узнай его площадь.
— О развитии каких научных знаний свидетельствуют эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развития образования в Египте?
4-й этап. Разгадай чайнворд:
1. Материал для письма.
2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека.
3. Злой бог суховей.
4. Один из египетских фараонов.
5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения.
6. Подневольный человек.
7. Сплав меди и олова.
8. Ученый, который изучает звездное небо.
9. Столица Египта.
10. Египетская гробница.
11.Греческий историк, который описал историю Египта.
Ответ: Египтяне использовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошка уничтожает мышей и крыс — переносчиков многих болезней, например, чумы. Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали бы эпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.
— Почему первые фараоны не строили пирамид, потом их стали строить, а еще позднее — вновь перестали?
Ответ: Первые фараоны были заняты созданием государства, подавлением мятежей. После укрепления царской власти началось строительство пирамид, которые были храмами богов-фараонов и утверждали их власть в борьбе со жрецами. После экономического краха в конце древнего царства, строить пирамиды стали реже и размеры их уменьшились. В период Новогоцарства из-за многочисленных ограблений возведение пирамид вообще прекратилось..
6-й этап. «Знаешь ли ты термины и даты...» '— Дай определение понятиям:
* Религия-...
* Налоги - ...
* Культура -...
* Государство - ...
— Когда объединились Северное и Южное царства?
III. Подведение итогов урока
Та команда, которая в ходе игры дала больше правильных ответов - победительница. Но оценки поставить лучше персонально каждому ребенку, который показал хорошие знания на своем этапе.
Чайнворд «В стране большого Хапи»
11А
С
Т
Р
О
Н
12М
К
Е
И
М
Т
Ф
Е
И
М
13С
Ф
И
Н
К
14С
Ф
У
И
Ы
Х
Р
Ф
О
10А
9.Р
В
В
У
И
Е
Т
16Ф
И
Л
Г
О
Р
Е
15Й
П
Ь
Л
У
6.С
О
Т
О
5.Л
К
Е
А
8.С
О
М
Т
У
7.Т
Н
А
3.Н
А
Д
С
М
О
Т
Р
Щ
И
4.К
О
А
Р
А
1.Ш
А
Д
У
2.Ф
Одним из семи чудес света считались в древности египетские пирамиды. Начиная со «входа» в пирамиду (левая нижняя клетка), будем вписывать слова, значение которых дано ниже. Наше путешествие по стране Большого Хапи, как называли Древний Египет соседние народы по реке Нилу (хапи у египтян означало «река»), закончится в столице Египта.
1. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила.
2. Неограниченный властитель в Египте (царь).
3. Человек, пускавший в ход плеть и палку, заставляя крестьян и рабов без отдыха работать на строительстве пирамид, дамб и каналов.
4. Чтобы отвести лишнюю воду с полей, а позже ею экономно воспользоваться, египтяне не только строили дамбы, но и рыли многочисленные...
5. Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте священным. Белые и голубые цветы его, раскрывающиеся к ночи, приятно пахнут. Цветы, бутоны и листья этого растения служили мотивом для различных орнаментов в египетской архитектуре.
6. Злой бог пустыни, по представлению древних египтян, убивший доброго бога Осириса, помогавшего произрастать посевам.
357. Имя известного египетского фараона, ведшего длительную войну в Азии (ок. 1500 лет до н. э.).
8. Мастер, украшавший храмы и иные древние сооружения в Египте художественными изображениями из камня, металла и других материалов.
9. Бог солнца, главный бог, считавшийся «царём богов» в Египте.
10. Искусство счёта, часть математики, известное египтянам и применявшееся ими при постройке пирамид и других сложных технических сооружений.
11. Уважаемым человеком в Древнем Египте был тот, кто, ведя наблюдение за звёздами, их положением на небе в разное время года, мог предсказать время разлива Нила.
12. Столица объединённого царства Египта около 3000 лет до н. э.
13. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан.
14. Ветры, дующие из пустыни ежегодно до 50 дней подряд, приносящие пыль, раскалённый песок, немыслимую жару, угрожающую всему живому.
15. Знак (рисунок), означающий слова, части слов, с его помощью можно было надолго сохранить в памяти и передать другому необходимые сведения.
16. Новая столица Египта (середина 2-го тысячелетия до н. э.).