kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровой урок по Теме "Древний Египет" для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иготовый урок по теме "Древний Египет" в форме командной игры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровой урок по Теме "Древний Египет" для 5 класса»

УРОК ПОВТОРЕНИЯ В ФОРМЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

«ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»

5 класс, ноябрь 2007 г.

Цель игры:

1) способствовать форми­рованию интереса к истории древнейших цивилизаций;

2) в игровой форме повто­рить, обобщить и закрепить знания уча­щихся по теме «Древний Египет»;

3) развивать умения работать в команде, обсуждать вопросы, выбирать правильные ответы.

Оформление.

Для интеллектуальной игры использованы картины, изображаю­щие Древний Египет, самодельные декора­ции (бумажный макет пирамиды, сфинкс). На стенде занимательный материал - кроссворды, ребусы, рисунки, выставка ли­тературы.

План проведения:

1. Объявление правил игры (на предыдущем уроке)

2. Презентация команд.

3. Командные конкурсы.

4. Подведение итогов, награждение по­бедителей.

Класс делится на три ко­манды по рядам. В жюри приглашаются классные руководители, организаторы внеклассной работы.

Игра начинается с представления жюри и команд.

Команды представляют ДЕВИЗ, НАЗВАНИЕ, ЭМБЛЕМУ. Высший балл -5

Конкурсная программа

  1. Конкурс-разминка.

Командам предлагается по три вопроса. Время на обдумывание 10 сек. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Служители богов и хранители знаний в Древнем Египте (жрецы).

2. Растение, материал для письма в Египте (папирус).

3. Гробница фараона (пирамида).

4. Книга из папируса, свёрнутая в трубку. (Свиток.)

5. Жилище богов. (Храм.)

6. Древняя столица Египта. (Мемфис.)

7. Наука о планетах и звёздах, особо почи­таемая в Древнем Египте. (Астрономия.)

8. Богиня неба. (Нут.)

9. Огромная каменная фигура, изобража­ющая льва, с головой человека. (Сфинкс.)

10. Подвижная ударная сила египетского войска (воины на колесницах).

11. Драгоценный металл, ценившийся в Египте дороже золота (серебро).

12. Островок земли в пустыне (оазис).

2. Конкурс художников. На этот конкурс отводится 20 минут. Высшая оценка -5 баллов


По два участника от каждой команды приглашаются за отдельные столы. На сто­лах - бумага, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. У каждой страны в наше время есть герб, есть свой герб и у городов. Герб может рассказать нам о прошлом страны или города, о природе, о занятиях населения.

Задание: Подумайте, как мог бы выгля­деть герб Древнего Египта, если бы в те вре­мена уже был известен обычай составления гербов. Нарисуйте этот герб и поясните его значение.


3. Конкурс «Исправь ошибки». Распечатка текста дается каждой команде на 5 минут. За каждую найденную ошибку – 1 балл.


В Юго-Западной Африке простирают­ся огромные пустыни. По этой земле не­сёт свои воды одна из самых больших рек в мире - Нил. По берегам реки растут ко­косы, душистые акации, высокие сосны. В водах Нила обитают пираньи и белые аку­лы. Впадая в Чёрное море, река разделяет­ся на несколько рукавов, образующих ог­ромный квадрат - дельту. Всесильным вла­дыкой Египта был король. Во время тор­жественных приёмов король восседал на троне, держа скипетр и державу. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил.


4. Викторина. С чьим именем связаны или кому при­надлежали следующие предметы? Ответы даются письменно, озвучиваются по очереди, после сдачи письменных ответов.


а) Тростинка для письма, свиток. (Писец.)

б) Жезл, плеть, корона. (Фараон.)

в) Серп, плуг. (Земледелец.)

г) Дротик, щит. (Воин.)

д) Храм, статуя, обряд. (Жрец.)


Кому принадлежат слова:

«Я не крал, я не лгал, я не завидовал» (согласно «Книге мертвых», усопшему пе­ред судом бога Осириса).

«Уши мальчика на спине его» (писцу-учителю).




5. Кроссворд (дается на 7 минут каждой команде, 1 балл за каждый правильный ответ)

Если вы правильно решите кроссворд, то в обведённых рамкой клетках по гори­зонтали прочтёте имя французского учё­ного, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов. (Шампольон.)

По вертикали:

1. Особое приспособле­ние, при помощи которого египтяне поли­вали высоко расположенные сады и огоро­ды.

2. Богиня правды.

3. Первая столица Египетского царства.

4. Грамотный египтя­нин, находящийся на службе у фараона или его вельможи.

5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница.

6. Час­тицы полусгнивших растений и горных пород, остающиеся на берегах Нила после разлива.

7. Область в Северном Египте, по­хожая на огромный треугольник. 8. Камен­ные столбы, стоявшие перед входом в храм.

9. Бог мёртвых с головой шакала.


7.



2.


5.




6.

8.

9.

1.

3.

4.










Ответы: 1 - шадуф; 2 - Маат; 3 - Мем­фис; 4 - писец; 5 - Хеопс; 6 - ил; 7 - дельта; 8 - колонны; 9 - Анубис.

6. Конкурс капитанов команд

«Историческая перестрелка».

3адание: назвать исторические термины, относящи­еся только к истории Древнего Египта.

Ка­питаны команд по очереди, без пауз называют, к примеру, тер­мины: фараон, саркофаг, пирамида; имена исторических деятелей: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия: оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.

Цель: установить, кто больше на­зовёт слов, относящихся только к истории Древнего Египта. (1 балл за каждый правильный ответ)


7. Конкурс-эпилог (домашнее задание). «Хвалебные песни Нилу».

Дорогие друзья! Древние египтяне по­читали реку Нил. Почва в долине Нила мяг­кая, жирная. Её легко обрабатывать даже простой деревянной мотыгой. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла про­кормить многочисленный народ. Египет называли даром Нила.

Задание: произнести в течение 1 мину­ты благодарственную речь Нилу. Высший балл 5

Подведение итогов игры.

Капитаны команд получают оценку – 5. Они оценивают каждого участника своей команды.

Награждение команд.

Все участники команды, занявшей 1 место, освобождаются от проверочного тестирования по теме, получая дополнительную оценку – 5.



7



2


5


Е


А


Е

6

Л

8.К

9

1. Ш

А

3

4.П

О

Л

Ь

О

Н

А

Т

Е

И

П


Т

Л

У

Д


М

С

С

А

О

Б

У

Ф

Е


Н

И

Ф

И

Ц

Н

С


С


Ы





2 вариант

«Путешествие в Древний Египет» (сценарий КВН)


Подготовительный этап.

Костю­мы: фараон и знатные мужчины в длинных туниках из простыни с поясом. У фараона - корона, трехцветный кнут, посох, ожерелье. У матери фараона -длинная туника с поясом, а на голове диаде­ма из золотой бумаги с изображением коб­ры. Возможны и другие украшения: кольца, браслеты, ожерелья. Костюмы бедняков-мужчин - набедренные повязки; у жен­щин - сарафаны (можно из простыни).

На сцене - трон фараона, пальма. На стенде - рисунки детей по теме КВН. Необходим экран для демонстрации кадров из кинофильма «Древний Египет».

В начале КВН под египетскую музыку идут кадры из фильма: пески, пустыни, пей­зажи Северной Африки; вдали пирамиды и сфинксы, которые надвигаются на зрителя крупным планом. В это время фараон зани­мает место на троне и читает стихи:

Луна и Нил, по берегу к пещерам

Идет, идет египетский народ,

На берегу, в песке сухом и сером,

Ряды гробниц - и все цари, цари...

Как тихо здесь...

За это время успевают выйти на сцену 2 команды по 5 человек из У-У1 классов. Дети рассаживаются на стулья по обе стороны от фараона. У детей - столы с бумагой, фломас­терами, простыми и клейкими карандашами.

Затем перед фараоном разыгрывается шуточная сценка. Вельможи доносят фара­ону, что не все так тихо и мирно в его цар­стве. Два войска, по их словам, затеяли междоусобицу, и царство может погибнуть. Фа­раон приказывает позвать свою мать. Она говорит, что уже все слышала, и успокаива­ет сына словами: «Не волнуйся, сынок, я им сейчас такое сражение устрою, мало не по­кажется, читай указ!» Фараон зачитывает указ, в котором призывает воинов про­явить знания по истории Древнего Египта, выдумку и артистизм в конкурсах и обеща­ет по-царски вознаградить.

Ход игры

Конкурс 1. Приветствие команд (гото­вится заранее). В него входят: название, де­виз, эмблема команды. Жюри оценивает не только оригинальность исполнения, но и со­ответствие теме игры. Максимальный ре­зультат - 2 балла.

Конкурс 2. Состязание археологов. Каж­дая команда получает конверт с разрезан­ными на кусочки изображениями фарао­нов. Их нужно как можно быстрее и качест­веннее собрать и приклеить на белый лист, чтобы получилось целое изображение. Тот, кто справится первым, должен объяснить, какие символы власти в руках у фараона и что они означают (кнут и посох). Макси­мальный результат - 2 балла.

Конкурс 3. Стихотворения о Египте. За­ранее подготовившиеся чтецы наизусть чи­тают стихотворения. Ниже представлены возможные варианты.


Вот каким ты увидишь Египет,

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдунья, дымится вода.

То вода ли шумит безмятежно

Между мельничных тяжких колес,

Или Апис мычит белоснежный,

Окровавленный цепью из роз.

Это взор благосклонной Исиды

Иль мерцанье встающей луны?

Но опомнись! Встают пирамиды

Пред тобою, черны и страшны!

На седые от мха их уступы

Ночевать прилетают орлы,

А в глубинах покоятся трупы,

Не знакомые с тленьем средь мглы.


Второе стихотворение:

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины •^

И раскидистых пальм веера.

А ведь знает и коршун бессонный,

Вся страна - это только река,

Окаймленная рамкой зеленой,

И другой, золотой из песка...

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

А вот видишь! Встают пирамиды,

Пред тобою, черны и страшны.

Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которой не ведаешь ты!

Оценивается мастерство исполнения. Максимальный результат - 1 балл.

Конкурс 4. Разминка. Дети задают зара­нее подготовленные вопросы крестьянину, солдату, фараону, вельможе, жрице. Оце­ниваются оригинальность вопросов и их соответствие теме игры. Максимальный ре­зультат - 2 балла.

Конкурс 5. Письма египтян. Каждая ко­манда должна иероглифами написать по­слание другой команде, а та должна про­честь его (предварительно ребята должны

потренироваться в написании иерогли­фов). Оцениваются как собственное посла­ние, так и понимание письма другой коман­ды. Максимальный результат - 2 балла.

Конкурс 6. Конкурс капитанов. Капитан каждой команды, подготовившись заранее, должен рассказать любимый египетский миф и дать его возможное объяснение. Максимальный результат - 1 балл.

Конкурс 7. Конкурс частушек или шу­точных песенок. Готовится заранее: дети са­ми сочиняют песенки и исполняют их с му­зыкальным сопровождением. Мы исполня­ли их под восточные мотивы. Оцениваются мастерство сочинителей и исполнителей, соответствие теме игры. Максимальный ре­зультат - 2 балла.

Конкурс 8. Конкурс рекламных плакатов. Готовится заранее. Дети разворачивают при­несенные с собой рекламные плакаты, рас­сказывающие о достопримечательностях Египта. Представитель каждой команды не только демонстрирует плакат, но и коротко рассказывает о том, что на нем изображено. Оцениваются как сам плакат, так и рассказ. Максимальный результат - 2 балла.

Конкурс 9. Демонстрация мод Древнего Египта. Каждая команда демонстрирует свои костюмы, сделанные к игре, и коммен­тирует костюмы соперников. Оцениваются и костюмы, и комментарии. Максимальный результат - 2 балла.

Затем жюри подсчитывает баллы (мак­симальный результат по игре в целом - 16 баллов) и объявляет команду-победитель­ницу и лучшего игрока. Под восточную му­зыку вручаются призы, а фараон зачитыва­ет указ, в котором благодарит всех за прояв­ленные знания, творчество, смекалку.

3 вариант


I. Организационный момент

Сообщение детям условий игры.


II. Проведение игры «Историческая эстафета»

1-й этап. «Знаешь ли ты где находится...»

* Египет

* Нил

* Первая столица Древнего Египта

* Дельта

* Территории, куда совершали свои походы фараоны Египта

Все указанное нужно отметить на контурной карте.

2-й этап. «Расскажи о жизни...»

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1 ряда

Расскажи о том, как жили в Древнем Египте ремесленники и зем­ледельцы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 2 ряда

Расскажи о том, как жили в Древнем Египте вельможи.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 3 ряда

Расскажи о том, как жили в Древнем Египте фараоны.

3-й этап. Реши задачу.

В одном из папирусов есть такие задачи:

1. В семи домах было по семь кошек, каждая кошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь мер зерна. Надо сосчитать, сколько получится, если все сложить вместе.

2. Фигура - прямоугольный треугольник. Высота 10, основание 4. Уз­най его площадь.

— О развитии каких научных знаний свидетельствуют эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развития образования в Египте?

4-й этап. Разгадай чайнворд:

1. Материал для письма.

2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека.

3. Злой бог суховей.

4. Один из египетских фараонов.

5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изоб­ражения.

6. Подневольный человек.

7. Сплав меди и олова.

8. Ученый, ко­торый изучает звездное небо.

9. Столица Египта.

10. Египетская гробница.

11. Греческий историк, который описал историю Египта.

12. Стенобит­ный снаряд.

13. Сборы в пользу государства.





Н

И

Ф

2.С

У

Р

И

П

А

1. П

К

А

Р

А

13.Н

А

Л

О

Г

И

3.С

12.Т


Е

О

4.Т

Д

О

Р

Е

11.Г

А

Ф

О

К

У

О

9.М

Е

М

Ф

И

10.С

А

Р

Т

Н


М

О

О

Р

Т

С

8.А

З

Н

О

Р

7.Б

5.С

К

У

Л

Ь

П

Т

О

6.Р

А







2






1





13






3

12




4





11







9





10












8





7

5








6




Ответы: 1. Папирус. 2. Сфинкс. 3. Сет. 4. Тутмос. 5. Скульптор. 6. Раб. 7. Бронза. 8. Астроном. 9. Мемфис. 10. Саркофаг. 11. Геродот. 12. Таран. 13. Налоги.

5-й этап.

а) Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание 44, с. 38.

б) Ответь на вопросы:

— Какую пользу египтянам приносила кошка?

Ответ: Египтяне использовали ручных кошек прежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошка уничтожает мышей и крыс — переносчиков многих болезней, например, чумы. Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали бы эпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.

Почему первые фараоны не строили пирамид, потом их стали стро­ить, а еще позднее — вновь перестали?

Ответ: Первые фараоны были заняты созданием государства, подавлением мятежей. После укрепления царской власти началось строительство пирамид, которые были храмами богов-фараонов и утверждали их власть в борьбе со жрецами. После экономического краха в конце древнего царства, строить пирамиды стали реже и размеры их уменьшились. В период Новогоцарства из-за многочисленных ограблений возведение пирамид вообще прекратилось..


6-й этап. «Знаешь ли ты термины и даты...» '— Дай определение понятиям:

* Религия-...

* Налоги - ...

* Культура -...

* Государство - ...

— Когда объединились Северное и Южное царства?

III. Подведение итогов урока

Та команда, которая в ходе игры дала больше правильных ответов - по­бедительница. Но оценки поставить лучше персонально каждому ребен­ку, который показал хорошие знания на своем этапе.


Чайнворд «В стране большого Хапи»






11А

С

Т

Р

О

Н

12М










К






Е










И






М










Т






Ф










Е






И










М






13С

Ф

И

Н

К

14С





Ф











У





И




Ы







Х





Р




Ф







О





10А

9.Р



В







В






У



И







Е






Т



16Ф

И

Л

Г

О

Р

Е

15Й






П
















Ь
















Л
















У





6.С

О

Т

О

5.Л







К





Е




А







8.С

О

М

Т

У

7.Т




Н
















А






3.Н

А

Д

С

М

О

Т

Р

Щ

И

4.К






О
















А
















Р
















А












1.Ш

А

Д

У

2.Ф














Одним из семи чудес света считались в древности египетские пирамиды. Начиная со «входа» в пирамиду (левая нижняя клетка), будем вписывать слова, значение которых дано ниже. Наше путе­шествие по стране Большого Хапи, как называли Древний Египет соседние народы по реке Нилу (хапи у египтян означало «река»), закончится в столице Египта.

1. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила.

2. Неограниченный властитель в Египте (царь).

3. Человек, пускавший в ход плеть и палку, заставляя крестьян и рабов без отдыха работать на строительстве пирамид, дамб и ка­налов.

4. Чтобы отвести лишнюю воду с полей, а позже ею экономно воспользоваться, египтяне не только строили дамбы, но и рыли многочисленные...

5. Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте свя­щенным. Белые и голубые цветы его, раскрывающиеся к ночи, приятно пахнут. Цветы, бутоны и листья этого растения служили мотивом для различных орнаментов в египетской архитектуре.

6. Злой бог пустыни, по представлению древних египтян, убив­ший доброго бога Осириса, помогавшего произрастать посевам.

357. Имя известного египетского фараона, ведшего длительную войну в Азии (ок. 1500 лет до н. э.).

8. Мастер, украшавший храмы и иные древние сооружения в Египте художественными изображениями из камня, металла и дру­гих материалов.

9. Бог солнца, главный бог, считавшийся «царём богов» в Египте.

10. Искусство счёта, часть математики, известное египтянам и применявшееся ими при постройке пирамид и других сложных технических сооружений.

11. Уважаемым человеком в Древнем Египте был тот, кто, ведя наблюдение за звёздами, их положением на небе в разное время года, мог предсказать время разлива Нила.

12. Столица объединённого царства Египта около 3000 лет до н. э.

13. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в ска­ле. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан.

14. Ветры, дующие из пустыни ежегодно до 50 дней подряд, приносящие пыль, раскалённый песок, немыслимую жару, угро­жающую всему живому.

15. Знак (рисунок), означающий слова, части слов, с его помо­щью можно было надолго сохранить в памяти и передать другому необходимые сведения.

16. Новая столица Египта (середина 2-го тысячелетия до н. э.).

Ответы: 1. Шадуф. 2. Фараон. 3. Надсмотрщик. 4. Канал. 5. Лотос. 6. Сет. 7. Тутмос. 8. Скульптор. 9. Ра. 10. Арифметика. 11. Астроном. 12. Мемфис. 13. Сфинкс. 14. Суховеи. 15. Иероглиф. 16. Фивы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Игровой урок по Теме "Древний Египет" для 5 класса

Автор: Галахова Галина Викторовна

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект урока по истории 5 класс на тему " Древний Египет" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-istorii-5-klass-na-tiemu-drievnii-ieghipiet"
    ["file_id"] => string(6) "133952"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416633736"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Проверочная работа по МХК в игровой форме - ДАНЕТКА. Древний Египет, Индия (10 класс)"
    ["seo_title"] => string(91) "provierochnaia-rabota-po-mkhk-v-ighrovoi-formie-danietka-drievnii-ieghipiet-indiia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255087"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447861094"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "урок игра на тему: " Путешествие по Древней Греции "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-ighra-na-tiemu-putieshiestviie-po-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "116887"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412623763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ОРКСЭ Возникновение религий"
    ["seo_title"] => string(31) "orkse-vozniknovieniie-rielighii"
    ["file_id"] => string(6) "287358"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454480456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства