Опорный конспект урока.
ФИО учителя: Трофимова Татьяна Фёдоровна
Место работы: МБОУ «Икрянинская СОШ»
Предмет: истории
Класс: 5
Учебник: «История Древнего мира». Т.П.Андреевская, М.Б Белкин, Э.В.Ванина.
Тема урока: «Греческий полис и его жители».
Тип уроков: комбинированный.
Целевые установки на достижение результата:
- метапредметные: (регулятивные): уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности; (коммуникативные): устанавливать правильные, рабочие отношения в группе, конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы; (познавательные): давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.
-предметные: обеспечить понимание значения понятия «гражданин», научить дать характеристикуразличным слоям населения Греции, характеризовать права, которыми обладали граждане, сравнивая с положением раба.
Воспитательный потенциал: способствовать воспитанию чувства сопереживания, формированию неприятия к рабству вообще, развитию интереса к истории.
Формы организации работы: индивидуальные, в парах.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, карта .
ХОД УРОК.
1. Организационный блок.
1.1. Вводное слово учителя, проверка отсутствующих, общей готовности к уроку (учебник, тетрадь, ручка, дневник) (2 мин).
1.2. Проверка домашнего задания:
Тесты по теме «Греко-персидские войны»
Проверяется задание по вопросу №6 после §.
Составленные вопросы к разделам в тетрадях проверяются после крока. (тетради сдать - выборочно)
2. Мотивационный блок. Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель:
Что представляоа поверхность Греции? Стр. 113.
Греция стала страной небольших государств, объединявшейся вокруг конкретной крестьянской общины. Жители нескольких деревень строили укреплённый пункт, за стенами которого они могли укрыться в случае возникновения опасности. Неподалёку располагались их земельные участки. Жители могли ежедневно посещать их и следить за посевами. Эти государства отличались по своему размеру…
Как назывались такие поселения???- ПОЛИС.
Опреление темы: Греческий полис и его жители.
3. Информационный блок. Изучение новой темы.
Источники информации – устные (рассказ учителя), письменные (текст учебника, документы)
Сообщение плана урока:
1. Права гражданина. 2. Воспитание гражданина. З. Рабы.
Проблема урока:
Вступительное слово учителя по новой теме…
Подводит итог беседе по вопросам.
1 ВОПРОС. Права гражданина.
Вспомните, на какие социальные группы делилось общество Греции? Стр. 132
- аристократия и демос.
Как складывались отношения между ними?? СТР. 134
- они враждовали, были столкновения…
Учитель читает басню Гесиода, знаменитого поэта:
«Басню теперь я царям (басилевсам) расскажу, хотя они это хорошо понимают и сами. Вот что однажды сказал соловью пестрошейный ястреб, под облаками его высоко неся, охвативши когтями. Он Же (соловей), кривыми пронзенный когтями, о жалости плакал. Ястреб ему молвил надменно в ответ тогда слово такое: «Что ты, чудак, там вещаешь? Ведь держит тебя много лучший, Там тебе быть, куда я поведу, хоть певец ты отличный, Съем я тебя, коль того пожелаю, а может, пущу и на волю. Нет, тот безумен, кто с сильнейшим захотел бы тягаться: Не достигнет победы, но срам и страдания потерпит». Так сказал быстролетный тот ястреб, длиннокрылая птица».
- Кто из них принадлежит к аристократии, а кто к демосу??
- Аристократы или демос стояли у власти??
- Вспомните какими путями крестьяне попадали в «когти» к аристократам в Аттике до реформ Солона?? Стр. 133
Ответы учащихся…
Работа с текстом учебника: первый раздел прочитать и разделить нп логические части.
-О чём повествует кажда из частей??
1) о првах граждан
2) о том, кто считался гражданином в Афинах
3) о гражданстве в других полисах
4) о положении женщины в полие
5) о качествах, которыми обладал гражданин.
- Физкудьтминутка: Представьте, что вы участники Марафонской битвы: Как идет строем греческая фаланга? Как бросали камни греческие воины?
Как лучники натягивали лук, чтобы пустить стрелу. А как бросали копье правой рукой, левой. Как мы отважно сражаемся, мечем, теперь другой рукой. Как мы ликуем, узнав о победе? Представьте, что вы бегун, которомунеобходимо доставить радостную весть о победе. Теперь, чтобы не пасть замертво нам нужно восстановить дыхание. Поаплодируем победителям.
2 ВОПРОС. Воспитание гражданина.
Прочитать текст. Стр. 156-157 .
Сравнить воспитание в Аттике и Спарте. Чему учили мальчиков Афин и Спарты?? (Стр. 144 – Спарта)
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ
3 ВОПРОС. Рабы.
- Что такое долговое рабство? Кто отменил долговое рабсто в Афинах?? ( Солон)
- Кто ещё становился рабом?? СТР. 157.
- Каково было положение рабов?? Стр. 158.
Ответы учащихся
4. Закрепление нового материала: учщиеся отвечают на вопросы учителя.
Кто считался гражданином в Афинах??
Какие у него были права??
Чему учили мальчиков Афин??
Каковы источники рабства??
Каково было положение рабов??
Проблемный вопрос урока:
5. Рефлексия. Проверка наличия трудностей.
Я узнал… Я выяснил… Я понял…
6. Оценочный блок. Словесное еценивание ответов, критика или поддержка, выставление отметок.
Общий вывод урока, домашнее задание: § 29, составить вопросы по разделам к обзацам. Написать сочинение или от имени гражданина или раба.