kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории России в 11 классе, подготовка к итоговой аттестации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации."»

История 11 класс

Тема: Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации.

Цель урока: сформировать представление о гражданском обществе в России в 20 веке, изучить российские политические традиции, анализировать общественные организации России в 20 веке.

Ход урока:

  1. Особенности русской политической мысли

  2. Основные направления русской политической мысли (славянофильство, западничество, русский революционный радикализм, народничество, евразийство, почвенничество, неомонархизм, «русский византизм», русский анархизм, «русская идея», консерватизм, либерализм, марксизм)

  3. Современная политическая мысль России

Политическая теория и политическая мысль России заметно отличается от западной политической мысли. Причинами такого отличия являются: отставание в развитии политической теории и практики, во-первых, и, во-вторых, долгие годы существовавший идеологический «железный занавес», особая культурная среда, геополитические факторы. Однако, в России есть немало оригинальных идей и политических теорий. В настоящее время происходит взаимодействие российской политической теории с зарубежной. Тем не менее, как в западной, так и в российской политической науке есть схожие черты.

Памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в России возникла давно, еще в XI веке и ее развитие обусловлено потребностями политического развития страны. Политика и власть играли в российском обществе одну из ведущих ролей. Традиции сильной власти, «сильной руки» способны мобилизовать население и организовать на любые работы. Политические идеи служили важнейшим ресурсом власти.

В «Поучениях» Владимира Мономаха (XII в.) были представлены черты идеального правителя: князь должен быть мужественным, милосердным, сильным воином, мудрым и соблюдать законы.

В период становления русской политической мысли (XI – XV вв.) у нее имеются общие черты с западной политической мыслью в период ее зарождения и становления: растворение политической мысли в религиозных и обыденных представлениях, развитие в недрах православия (после принятия христианства), четкая практическая функция (поиск наилучших форм правления).

Однако в отношении содержания понятия «идеальное государство» русские мыслители видели иначе, чем западные. Если на Западе политическая мысль ориентировалась на защиту самостоятельного индивида, то в России политические учения обосновывали приоритет государства, общины над личностью.

В период укрепления русского централизованного государства усиливается в политической мысли обоснование сильного характера власти. условие величия государства – сильная власть.

Особенности развития политических идей в России находили свое отражение в характере и содержании анализируемых проблем. Выбор этих проблем обуславливался особым видением мира в рамках русской культуры. Это особое мировосприятие связано с православием (государство и власть обладают высокими моральными добродетелями, кто выступает против них - Антихрист) и соборностью (община – основа социальной организации, которая исключала автономию личности).

Западники (придерживались либеральных ценностей) и славянофилы (поиск своей русской идеи). Российское государство развивалось как идеократическое, т. е. объединение различных слоев и групп на основе общей для всех идеи.

С XVII в. ослабевает влияние религиозных доктрин на развитие политической мысли. В Россию приходят идеи Просвещения.

В. Н. Татищев (1686 – 1750 гг.) и И. Т. Посошков (1652 – 1726 гг.) объясняли государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения человеческого рода. Государство опирается на хорошие законы, но государь выше всего народа.

Теоретической базой взглядов В. Н. Татищева являются концепция естественного права и договорного происхождения государства. В процесс образования государства он внес исторические начала. Форма правления государства определяется размерами территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности. «Малые» народы могут управляться всенародно, «великие» и на безопасном удалении от соседей – аристократией, «великие» и с небезопасными соседями – царской властью.

Домашнее задание параграф 9, вопросы 1-3 уст вопросы 1-3 устно

И. Т. Посошков выступал за четкое определение занятий сословий в стране, каждый человек должен исполнять свой долг честно.

Феофан Прокопович (1681 – 1737 гг.) предпринял попытку соединить божественную сущность власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. Государство есть результат сознательного объединения людей. Бог поставил монарха выше закона и народа.

Под влиянием идей Просвещения в России начинается критика концепции просвещенного абсолютизма. В России в развитии политической мысли формируются три направления: либеральное, консервативное и радикальное.

Либерализм как политическая идеология признает верховенство прав и свобод личности над интересами государства и общества. Однако социально-экономических (самостоятельный индивид, средний класс) и политико-правовых (гражданское общество, верховенство права и закона) условий для либерализма в России не было. Следовательно, многие западные либеральные идеи претерпели трансформацию на российской почве. Б. Н. Чичерин (1828 – 1904 гг.), П. И. Новгородцев (1866 – 1924 гг.) – главные представители либеральной мысли в России.

Консерватизм. Ориентация на западные ценности, стремление к реформам передовой части российского общества привели к росту противоположной тенденции - усиление консерватизма. Это была реакция на возможные изменения в привычном укладе жизни. представители консерватизма получили название «славянофилы». Они чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны и русский национальный характер. Неповторимость исторического пути России они объясняли наличием общей русской идеи. Содержание русской идеи ее сторонники, тем не менее, трактовали по-разному. Поэтому выделяют два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное (С. С. Уваров, Н. М. Карамзин, К. П. Победоносцев) и 2) реформаторски-ориентированное (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ж. Ф. Самарин, А. И. Кошелев).

Радикализм. Революционные идеи всегда были в настроениях русского народа. Особенно подпитывали их: низкий жизненный уровень значительной массы населения, социальная дифференциация, сословные привилегии, отсутствие гражданских прав. Родоначальником идеи революционного свержения самодержавия явился Н. А. Радищев (1749 – 1802 гг.). Затем идеи революционного переустройства России мы находим у декабристов (П. И. Пестель).

Революционеры-демократы В. Г. Белинский (1811 – 1848 гг.), А. И. Герцен (1812 – 1870 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889 гг.), Д. И. Писарев (1840 – 1868 гг.) ратовали даже за вооруженное восстание.

Многие идеи революционеров-демократов на практике были в последствии реализованы большевиками, идейной основой которых стал ленинизм.

Ленинизм отказался от западных либеральных ценностей и предложил создание государства совершенно нового типа – государство диктатуры пролетариата.

Еще одно течение русской политической мысли анархизм также отрицало западные политические ценности. М. А. Бакунин (1814 – 1876 гг.) и П. А. Кропоткин (1842 – 1921 гг.) – выдающиеся представители анархизма.

К началу XX в. наблюдается подъем общественной мысли. Среди революционных радикалов определенный престиж приобрели отечественные марксисты. Отцом русского марксизма считается Г. В. Плеханов. Также в начале столетия большой акцент был сделан на идее правового государства в русской религиозной философии и воспитании высокой нравственности. Эти идеи получили дальнейшее развитие в русском зарубежье. В России же установился большевистский политический режим. Диктатура пролетариата в форме Республики Советов взяла власть в свои руки.

Современная политическая мысль в России пока еще находится в стадии становления. В настоящее время идет поиск парадигмы, в рамках которой будет проходить осмысление политической реальности. Сама политическая жизнь России поставила вопрос о признании и принятии основополагающих либеральных ценностей. Кроме того, современной политической мысли России необходимо познакомиться не только с современной зарубежной политической мыслью, но и вернуться к известным ранее политическим теориям, но с иных (не марксистско-ленинских, которые все западное только критиковали) методологических позиций. В качестве ведущих теоретиков политической мысли настоящего времени можно назвать А. С. Панарина (философский аспект политики и власти), А. Мигранян (практик), Э. Соловьев (теория и практика политической имеджелогии), Г. Почепцов (политическая психология), В. Пугачев (становление политологии как самостоятельной науки), С. Караганов (внешняя политика) и др.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации."

Автор: Бердникова Анастасия Юрьевна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443949

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "«Мюзикл как одна из форм работы по повышению гражданской активности сельского населения» "
    ["seo_title"] => string(97) "miuzikl-kak-odna-iz-form-raboty-po-povyshieniiu-ghrazhdanskoi-aktivnosti-siel-skogho-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182183"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425475436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Гражданско – патриотическое воспитание подростков (отчет по самообразованию) "
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko-patriotichieskoie-vospitaniie-podrostkov-otchiet-po-samoobrazovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "229003"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441557501"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "За Родину, добро и справедливость! "
    ["seo_title"] => string(32) "za-rodinu-dobro-i-spraviedlivost"
    ["file_id"] => string(6) "120141"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413629022"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства