Гражданско – патриотическое воспитание подростков (отчет по самообразованию)
Гражданско – патриотическое воспитание подростков (отчет по самообразованию)
Истинный патриотизм, гражданственность предполагают формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.
Проблема развития гражданственности и патриотизма волновала людей всех национальностей во все времена. Но особенно актуальной эта идея стала относительно недавно. Однако формирование гражданственности в было обусловлено не только исторической обстановкой, но и прежде всего спецификой современного менталитета, который уходит корнями в древнюю славянскую мифологию. Что же изменилось за сравнительно короткий промежуток времен в трактовке этих двух понятий? Какие же факторы на сегодняшний день определяют развитие этих понятий?
Цель мое работы состоит в формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.
Задачи работы:
- Распространение среди учащихся гражданских ценностей.
- Формирование здорового образа жизни.- Повышение правовой и политической культуры.
- Формирование культурно-социальных ценностей.
- Воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье.
- Воспитание гуманности и человечности.
- Расширение мотивации изучения русского языка и литературы.
-Привитие навыков исследовательской работы.
- Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
- Воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
- Формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства;
- Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировой истории;
- Формирование глубокого понимания гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданско – патриотическое воспитание подростков (отчет по самообразованию) »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 35»
Гражданско – патриотическое воспитание подростков
(отчет по самообразованию)
Классный руководитель Л.В.Мещерякова
2014 – 2015 учебный год
«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
(Ж.Ж.Руссо).
Истинный патриотизм, гражданственность предполагают формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Проблема развития гражданственности и патриотизма волновала людей всех национальностей во все времена. Но особенно актуальной эта идея стала относительно недавно. Однако формирование гражданственности в было обусловлено не только исторической обстановкой, но и прежде всего спецификой современного менталитета, который уходит корнями в древнюю славянскую мифологию. Что же изменилось за сравнительно короткий промежуток времен в трактовке этих двух понятий? Какие же факторы на сегодняшний день определяют развитие этих понятий?
Цель мое работы состоит в формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.
Задачи работы:
- Распространение среди учащихся гражданских ценностей.
- Формирование здорового образа жизни.- Повышение правовой и политической культуры.
- Формирование культурно-социальных ценностей.
- Воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье.
- Воспитание гуманности и человечности.
- Расширение мотивации изучения русского языка и литературы.
-Привитие навыков исследовательской работы.
- Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
- Воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству; - Формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства; - Изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировой истории; - Формирование глубокого понимания гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности.
В формировании патриотических чувств моих учеников одно из ведущих мест принадлежит государственной символике. Государственные символы, являясь содержательной характеристикой национального самосознания, позволяют связать национальные чувства граждан с материальными носителями национально-патриотических ценностей. В государственной программе отмечено, что одной из основных задач патриотического воспитания является «пропаганда государственных символов». Государственная символика обладает значительным потенциалом в работе по патриотическому воспитанию граждан различных социальных групп, открывает широкие возможности формировать у населения устойчивое сознание, основанное на общей сплоченности вокруг единых национальных ценностей. Любая страна нуждается в общественно-государственной символике, способной воздействовать на общественное мнение и национальную идентификацию, формировать чувства патриотизма и добиваться национального сплочения. Популяризация государственной символики, формирование у населения страны уважения и любви к символам Отечества, знание истории Герба, Флага и Гимна, умение их правильно использовать являются важнейшими направлениями деятельности государства по патриотическому воспитанию.
Каждый год независимо от наличия темы в плане, я знакомлю и рассказываю учащимся о государственных символах, о государственных праздниках, о поступках, которые отличают настоящего патриота от обывателя, обнаружила, что старшеклассники очень мало знают информации о символах нашей страны. Когда звучит гимн нашей страны, они не понимают для чего нужно ставать, слова гимна полностью знают лишь единицы, сказать, кто автор могут не многие. Элементы герба сегодня часто используют в оформлении одежды, разные аранжировки и способы пения гимна звучат в эфирах радиокомпаний. Может не только дети, но и мы, политика страны приводит к падению нравственности и патриотизма. Ведь если говорить на чистоту, то сами мы не всегда встаем, слыша гимн, не всегда идем на выборы или субботники. «Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. С этой точки во многом от нас зависит, каким будет новое поколение. Решая проблему гражданско-патриотического воспитания в своей работе я, кроме изучения символики, использую следующие формы воспитания учеников через систему классных часов и внеклассных мероприятий:
Анкетирование «Конвенция ООН о правах ребенка».
Калейдоскоп истории «По дорогам России».
Урок мужества «Герои Сталинградской битвы».
Круглый стол «Обязанность и присяга».
Викторина «Имею право» и т.д.
Ежегодное поздравление и посильная помощь ко Дню победы ветеранам ВОв.
На уроках истории и классных часах, при изучении тем, в которых отражается ратный подвиг нашего народа, я стараюсь максимально уделить внимание главной причине многих побед русских воинов - любовь и преданность своей Родине, такие уроки стараюсь проводить в форме диспутов, деловых игр, уроков-бесед.
Таким образом, в процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны. А целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, в свою очередь, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка.
Анализ проблем гражданско-патриотического воспитания учащихся класса показал, что главные из них: разрушение существовавшей системы ценностей и отсутствие вновь созданных; замалчивание и размывание в средствах массовой необходимой информации для воспитания подрастающего поколения как достойных защитников своей Родины; воспитание чувства гордости за свое Отечество, хорошего знания истории и традиций отечественной культуры. Обеспечить соблюдение прав и свобод каждого гражданина может только сильное государство, обладающее мощным потенциалом не только техническим и научным, но прежде всего человеческим, сильным духом, волей, гражданственностью и патриотизмом. Воспитание гражданско-патриотического чувства у подрастающего поколения необходимо проводить системно, т.е. мерами политического, экономического, социального, духовно-идеологического, информационно-психологического, педагогического воздействия, на основе общегосударственной идеи, на базе прогрессивных традиций прошлого, ценностях отечественной культуры.Несмотря на коренные изменения, идеи патриотизма и гражданственности базируются на идеи гражданского служения своему отечеству, гуманного отношения к любому человеку, национальной терпимости народов друг к другу. Время не стоит на месте, и, возможно, основные тенденции развития гражданственности в России на сегодняшний день совсем скоро тоже станут лишь достоянием истории и наших потомков. Судьба новой России в руках подрастающего поколения. В настоящее время я не могу с уверенностью утверждать, что гражданственность и патриотизм – являются базовыми ценностями российского общества, ведь они сейчас находятся в сильном упадке. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения граждан.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(166) "«Мюзикл как одна из форм работы по повышению гражданской активности сельского населения» "
["seo_title"] => string(97) "miuzikl-kak-odna-iz-form-raboty-po-povyshieniiu-ghrazhdanskoi-aktivnosti-siel-skogho-nasielieniia"
["file_id"] => string(6) "182183"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1425475436"
}
}