2. Актуализация опорных знаний Методы: самостоятельная работа, информационные методы контроля (взаимопроверка, взаимооценка) | Цель:организовать работу по повторению базовых знаний, необходимых для изучения темы урока, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. На проекторе кадры войны в Украине. Вопрос:О каких событиях идет речь в фильме? Что вы знаете об этой войне? Давайте обобщим наши высказывания о гр.войне и сформулируем определение. | Цель:активизировать ранее полученные знания при изучении темы «Гражданская война в России» Просмотр. Предполагаемые ответы О гражданской войне в Украине -Она ведется между гражданами Украины. -Средством решения политических вопросом является сила. -Каждая политическая сила заявляет свои претензии на власть и собственность. -И эти силы военными методами доказывают свое право выступать от имени народа. Гражданская война-это организованная вооруженная борьба за государственную власть и собственность между различными политическими силами внутри данного государства (острая форма социальной борьбы). учебник с.103-104 | Предметные: владеть ранее изученным материалом на тему «Психологический климат в семье» Регулятивные: сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Личностные: проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. |
3. Формулирова-ние темы и целей урока Методы: словесные, наглядные, эвристический, метод формирования интереса, самооценка своих знаний по данной теме | Цель: организовать работу по обсуждению создавшегося затруднения, формулировка темы и целей урока. Почему возникает гражданская война? - Многие гос-ва пережили гр.войну, самую страшную из войн. Войну, где в буквальном смысле брат восстает на брата, сын на отца. Где общечеловеческие ценности отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами-тот против нас.» И наша страна не стала исключением. Братоубийственная война, небывалая в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей закончилась победой большевиков. Почему победу одержали большевики? Этот вопрос будет темой и одновременно проблемой, которую мы должны будет сегодня разрешить. Итак, цель урока…… -Можно ли извлечь уроки из этой победы? -Можно ли победу большевиков оценить с позиции общечеловеческих ценностей? На эти вопросы мы постараемся ответить в конце нашего урока. | Цель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цели. -Возможности для диалога между различными частями общества или упущены, или исчерпаны. -ни одна из сил не способна самостоятельно контролировать полностью ситуацию в стране. Формулируют цель урока. Цель урока- пользуясь источниками, изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на нее как бы изнутри глазами современников. | Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы |
4. Изучение нового материала Методы: диалог, анализ ситуации, эвристический информационный | Цель: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся. | Цель:иметь представления о социальном составе, программе «белых» и «красных», их целях и методах борьбы. | Предметные: объяснять значение юридического брака, порядок заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных прав и обязанностей супругов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, выражать свое мнение. |
Гражданская война в России бушевала с окт.1917г. по дек. 1922г.Особенностью и важным фактором развертывания гр.в. в России стала иностранная интервенция. Каковы причины этой войны? Кто был зачинщиком этого братоубийственного кровопролития? Есть ли на этот вопрос однозначный ответ? Проанализируйте лозунги и призывы, которые чаще всего встречались на знаменах большевиков и белогвардейских воинских частей. В лозунгах и призывах в краткой форме выражались руководящие идеи, задачи, требования политических сил в России. Ответьте на вопросы: 1. Лозунги какой партии были реализованы в жизнь в октябре 1917 года?(большевиков) 2. Назовите причины гражданской войны. Только ли большевики были повинны в «новой Смуте»?(Император Николай II и Временное правительство) Кто и за что сражался в этой Гражданской войне? Историки выделяют три лагеря: «Красных»,»белых» и «зеленых». Но основная борьба шла между «красными» и «белыми». Возвращаясь к лозунгам, давайте попробуем определить социальную базу каждого из этих движений. Анализируя представленный материал, скажите: На что были ориентированы программы «белых» и «красных». Как они предлагали ответить на главные вопросы. За что боролись, что им было дорого и за что они готовы были отдать свои жизни. К середине 1918 г. Гр.война стала носить общенациональный характер, когда действия двух противоборствующих лагерей вовлекли в войну млн.людей. Борьба становилась все ожесточенней. Какими методами руководствовались противоборствующие стороны. Какие мероприятия проводили? Цель этих мероприятий. Мы познакомились с программой «белых» и «красных», методами ее достижения. И теперь я думаю, пора ответить на главный проблемный вопрос нашего урока: «Почему победили «красные»? Гр.война на редкость кровавая и разрушительная длилась долгих 5 лет. Крестьяне из Полтавской губернии писали:«Все равно какая будет власть, лишь бы скорее установился порядок». | Определение в словаре на с.371 Анализируют лозунги и призывы, которые чаще всего встречались на знаменах большевиков и белогвардейских воинских частей, на агитационных плакатах. Называют причины Гр.войны.-1. Роспуск Учредительного собрания и установление однопартийной политической системы; требование меньшевиков и эсеров созыва Учредительного собрания и начало военного противостояния большевиков и эсеров. 2. Заключение Брестского мира; потеря обширной территории России. 3. Чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок. 4. Тотальная национализация предприятий; упадок промышленности, безработица, голод в столичных городах; запрет большевиков на свободную продажу хлеба. Делают вывод: Причинами гр.войны послужили принципы управления страной и преобразования большевиков. Гр. войну Ленин и его соратники считали надежным способом избавиться от всех политических противников и поэтому называли ее «естественным» продолжением революции. Делают выводы о том, что Гражданская война в России — процесс необыкновенно сложный. Говоря о виновниках Гражданской войны в России, нельзя дать однозначный ответ. Диалектически так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Называют социальную базу движений. Деление на группы. Работа с документами в группах. 1 группа работает с документами «белых» с.116-119 2 группа с документами «красных» Оформление таблицы, линии сравнения: - вопрос о власти; -аграрный вопрос; -национальный вопрос; -вопрос о правах и свободах граждан. Обсуждение. Знакомятся с документами, называют методы и мероприятия. В числе названных методов называют террор. Возведение террора в ранг гос.политики («красные») В числе названных мероприятий: -создание армий -создание ВЧК -введение смертной казни -покушение на высокопоставленных руководителей (Володарский,Урицкий,Ленин) -убийство царской семьи -разказачивание -социальный геноцид -политика военного коммунизма, политика продразверстки (ученица-инд. задание) -пропаганда и агитация (ученица-инд. задание) (ученица-инд. задание) Делают вывод: Цель:Удержать власть во что бы то ни стало. Называют причины поражения «белых» и победы «красных». Вывод: Белое движение было обречено с самого начала, поскольку не хотело всерьез считаться с интересами большинства. Вопрос был только времени. Сколько его будет у белых, зависело от положения в советском лагере. Такой властью оказалась власть большевиков. Выступив под лозунгами, получившими поддержку большинства, они победили. Своих обещаний они не выполнили, но кто тогда мог это предвидеть? Пролетарская диктатура обернулась диктатурой РСДРП(б),а собственность была сосредоточена в руках государства. |
5. Закрепление Методы: взаимоконтроль, взаимоанализ, взаимопроверка | Цель: создать комфортные условия для успешного закрепления материала. | Цель: развивать умения анализировать, самостоятельно оценивать результаты работы, делать самоанализ. | Предметные: применять полученные знания на уроке при решении теста. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: понимать вопросы теста. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение. |
-Можно ли извлечь уроки из этой победы? -Можно ли победу большевиков оценить с позиции общечеловеческих ценностей? Печальный перечень потерь и поражений можно продолжать и продолжать, ужасаясь разрушительности процессов, разбуженных революцией. Это ли не урок! У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали. В свою очередь большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира. Замечательный русский поэт,писатель,художник М.Волошин в своих стихотворениях с болью говорит о событиях, происходящих в России ,но верит в светлую судьбу России и готов пройти вместе с ней через все испытания. Его произведениями этого периода зачитывались и та, и другая стороны. | Можно сделать вывод о том, что если история чему - либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства. Могут назвать итоги войны с.122-123. Обсуждение. Стихотворение «Гражданская война» |
7.Рефлексия Методы: самооценка своей деятельности, и деятельности класса в целом | Цель:создать ситуацию, побуждающую учащихся к анализу своей деятельности и деятельности класса на уроке | Цель:осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса в целом. | Предметные: понимать смысл необходимости проведения Олимпийских игр в Греции. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: определять круг своего незнания. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение. |