kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданская война в России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока по истории Росии на тему "Гражданскаая война в России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданская война в России»

Технологическая карта урока истории

Тема урока: «Гражданская война в России»


Подготовила – Гайворонская Анна Сергеевна, учитель истории

МОУ СОШ № 15 с. Преображенского

Класс – 10 (по ИКС и ФГОС) или 11 (по старому планированию).


Тип урока: открытие нового знания и получения практических навыков на основе анализа источников, с использованием приемов технологии критического мышления (ТРКМЧП).


Цель: создание условий для усвоения и осмысления учащимися нового учебного материала путем использования различных видов деятельности.


Задачи:

1) Сформировать представления учащихся о характеристике Гражданской войны, о ее причинах, участниках, событиях, итогах и причинах победы красных; закрепить умения анализа, классификации и систематизации материала по деятельности разных сторон Гражданской войны через анализ источников;

2) Развивать умение работать в группе с различными источниками информации, представлять результаты своей деятельности, закрепить умения самоанализа и самоконтроля в учебной деятельности;

3) воспитывать уважительное отношение к истории страны, осмысление позиции разных участников событий, способность воспринимать различные точки зрения.


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Основные понятия: гражданская война, красные, белые, РВС, Добровольческая армия, Комуч


Оборудование:

параграф 7-8 учебника для 10 класса Волобуева О.В., Карпачева С.П., Романова П.Н. История России. Начало XX - начало XXI века. Москва, Дрофа, 2016.

раздаточный материал для работы в группах (источники, словарь),

компьютер, интерактивная доска (при наличии),

презентация.


Дополнительная литература, использованная учителем для подготовки материала к уроку:

История России XX-XXI в. 11 класс: Поурочное планирование по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова / Авт.-сост. Т.А.Корнева.– Волгоград: Учитель, 2005г. – 268с.
Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XXв.: 9 класс.: Метод.пособие.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г. – 400с.

Сорокина Е.Н. Поурочные планы по истории России в 20 веке. Волгоград, 2003.

Журавлева О.Н. История России. 20 век. Контрольные и проверочные работы. Москва: АСТ. Астрель, 2002







Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. Делит класс на четыре группы.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Распределяются по группам.

2

Актуализация знаний

1. Предлагает определить тему урока с помощью информации «Словаря» (Приложение 1):

- Какому термину соответствуют приведенные определения?

- Назовите два определения, выпадающие из приведенных, обозначающее иные виды войны.

- Перечислите признаки гражданской войны.

Раскрывает тему урока на доске,

предлагает записать ее в тетрадях учащихся.


2. Обращает внимание на эпиграф к уроку:

И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: Кто не за нас – тот против нас! Нет безразличных: правда с нами! (М.Волошин)

- Какую особенность гражданской войне отразил в своих стихах Максимилиан Волошин?

-Особенностью любой гражданской войны является ощущение правоты каждой из сторон. Все борются за определенную идею, самозабвенно и не жалея себя, и проливая кровь противников, опять же не жалея. Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый, разделила страну, город, село, улицу, семью, когда сын шел против отца, а брат против брата.

Кто герой этой войны: красные? Белые?

Ответ на этот вопрос формулировался по-разному.

В годы советской власти, конечно, героями были красные. С конца 1980-х оценки изменились, героями стали считать белых. Но так ли все однозначно в оценке и характеристике войны гражданской?

Обратимся к стихам еще одного современника тех событий – поэта Марины Цветаевой:

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка, Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошел, и пропасть пролегла

От правого до левого крыла.

Поэтому не разрывая себя, свою историю, историю своей страны попробуем проанализировать события того времени.


3. - Любую войну, в том числе гражданскую, мы рассматриваем по определенному алгоритму. Обсудите в группе и предложите ваш алгоритм для изучения темы урока. После предложений групп записывает план изучения темы (либо раскрывает пункты в Презентации к уроку).

1. Индивидуально работают с определениями в словаре.

Высказывают предположения, что речь идет о войне, конкретизируя, что большая часть определений имеет отношение к гражданской войне.

Называют неподходящие определения: 1) «война, охватывающая относительно небольшое число государств и ограниченный географический район» - локальная фойна.

2) «противоборство коалиций (союзов, блоков) государств, охватывающее большую часть стран мира» - мировая война.

Перечисляют признаки, отличающие гражданские войны.


2. Высказывают свои суждения по поводу эпиграфа, взгляда на Гражданскую войну как трагедию вследствие раскола страны и ее населения.



3. В группах записывают алгоритм изучения Гражданской войны.

Предлагают свои варианты. Дополняют ответы других учащихся.


3

Изучение нового материала

1. Для формулировки причин Гражданской войны предлагает составить сначала в группах кластер «Причины» с опорой на изученный материал на предыдущих уроках и в случае затруднения материал учебника на с. 61.

2. - Исходя из причин, определим социальные и политические силы, противостоящие большевикам, дополняя записи в кластере.


3. Для характеристики участников, их программ, методов предлагает обратиться к источникам и в группах найти ответы (Приложение 2 и 3).

1.2. Формулируют причины, записывают их в форме кластера,

от каждой причины записывают социальные и политические силы.


3. Изучают в группах документы. Характеризуют участников и события по предложенным вопросам. Делают записи в тетради. Готовят выступления.

4

Первичное осмысление и закрепление материала

1. Предлагает образовать новые группы по одному человеку из каждой из четырех групп (прием «Зигзаг» ТРКМЧП) в соответствие с цветом тех «Словарей», с которыми они работали в начале урока.

Дает задание озвучить сформулированные ответы (прием « взаимообмен знаниями»).

Учитель поддерживает работу в группах, направляет.

2. – Сопоставьте стратегию, тактику красных и белых в годы гражданской войны, что было общего в них?

- Какие проблемы оказались для них равнозначно сложными и вынудили прибегнуть тех и других к террору.

1.Образуют четверки, в которых идет взаимопередача информации по вопросам, изученным ранее в группах.

5

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Возвращает к алгоритму. Предлагает определить, какие из вопросов раскрыты на уроке. Какие еще необходимо изучить на следующем уроке.

Предлагает дополнить фразы (на выбор):

Сегодня на уроке

я узнал…

я понял…

мне показалось важным…

мне было интересно…

мне было сложно (непонятно)…

у меня возник вопрос…

мне захотелось…

Обращаются к алгоритму, выделяют вопросы, которые обсудили в течение урока. Перечисляют вопросы, не затронутые на уроке совсем или раскрытые частично.


Выбирают фразы, озвучивают их со своим предолжением.

6

Домашнее задание.

Привести аргументы подтверждающие и опровергающие следующее положение «Только красные могли достичь победы в Гражданской войне».

Разработать проект памятника участником Гражданской войны в России.

Записывают домашнее задание.



Приложение 1.

Словарь


  • боевые действия, происходящие в пределах одного государства, в которые вовлечена значительная часть населения страны, все классы, слои и группы общества.


  • крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства, или, реже, между двумя нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства.


  • насильственный конфликт внутри страны, борьба организованных групп, которые стремятся захватить власть в центре и в регионе, или стремятся изменить государственную политику.


  • противоборство коалиций (союзов, блоков) государств, охватывающее большую часть стран мира.


  • война, охватывающая относительно небольшое число государств и ограниченный географический район.



  • организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы.





Приложение 2.

Задание для группы 1 «Белые в Гражданской войне»


Дайте характеристику Белого движения: цели, участники, программа, методы борьбы.


Задание для группы 2 «Белые в Гражданской войне»


Сформулируйте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по вопросу «Причины поражения белых в Гражданской войне.


Задание для группы 3 «Красные в Гражданской войне»


Дайте характеристику Красного движения: цели, участники, программа, методы борьбы.


Задание для группы 4 «Красные в Гражданской войне»


Сформулируйте выводы о силе и слабости красного движения. Предложите материал по вопросу «Причины победы красных в Гражданской войне.





Приложение 3.

Источники для групп 1 и 2.

Белые в Гражданской войне.


Учебник, с. 66, 67.


А.И.Деникин. Из наказа Особому совещанию.


Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры…

2. Борьба с большевизмом до конца.

3. Военная диктатура…Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. ..

4. Внешняя политика – только национально русская…За помощь – ни пяди русской земли.

6. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…

7. Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий.


Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.


«Из штаба бригады Н …(Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 чел. Личность убитых опознать невозможно, так как трупы совершенно изуродованы: головы перебиты, глава выколоты, уши отрезаны».


Из приказа губернатора Енисейской губернии С.Н.Розанова, 27 марта 1919 г.:


1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков, если этого не произойдет…- расстреливать каждого десятого.

5. ..За добровольное снабжение разбойников не только оружием, но и продовольствием, одеждою и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.


Из письма белогвардейского офицера Г.Литвиненко, Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 г:


« …Вы знаете, что в этой войне …мы имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, почти всего крестьянства. ..и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты.Наши полки в начале своих походов …бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда не брали даром и являлись для крестьян избавителями.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. ..Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением по самому ничтожному поводу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен, отдают толпе наших солдат, которые из обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется. …Красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.


Из заявления штаба Добровольческой армии:


«Пусть каждый знает, во имя чего создается Добровольческая армия



Из распоряжения Л.Д.Троцкого:

«На командные должности ставить только тех бывших офицеров, семьи которых находятся в пределах Советской России, и объявлять им под личную расписку, что они сами несут ответственность за судьбу своей семьи».


Из мемуаров члена ЦК кадетской партии В.А.Оболенского .

В Добровольческой армии на моих глахах шло падение моральных устоев, но все-таки критерием поступков оставалась общечеловеческая мораль. Отступали от нее и руководители, и исполнители, но не отрицали ее и, нарушая, сознавали, что поступали дурно.

Большевики заменили общечеловеческую мораль классовой. И эта классовая мораль позволяла им зверствовать с гордо поднятой головой…


В.В.Шульгин. Отрывок из мемуаров «1920»:

«Красные - грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного... Они отвергли мораль, традиции, заповеди господни. … Они убивают, они пытают... Разве это люди? Это звери...

Значит, белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные, - совсем иные... совсем «обратные»...

Белые имеют бога в сердце...

Разве это люди?.. Это почти святые...

«Почти что святые» и начали это белое дело... Но что из этого вышло? Боже мой!

Я видел как почтенный полковой батюшка в больших колошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами:

  • Не тронь!.. Зачем!.. Не тронь, говорю... Оставь! Грех говорю... Брось!

Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали «белые» солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.

Но по дороге равнодушно тянулся полк. Вернее, пятисотподводный обоз. Ни один из «белых» офицеров не шевельнул пальцем, чтобы помочь священнику...

Зато на стоянке офицеры говорили друг другу:

  • Хороший наш батюшка, право, но комик... Помнишь, как это он в деревне...за гусями...в калошах.. .с зонтом.. .Комик!

В одной хате за руки подвесили... «комиссара»... Под ним разложили костёр. И медленно жарили... человека... а кругом пьяная банда «монархистов»... выла «боже, царя храни».

... Пусть свершится над ними страшное проклятие, которое мы творим им... - растлителям белой армии... предателям белого дела... убийцам белой мечты...».











Источники для групп 3 и 4.

Красные в Гражданской войне.


Учебник, с.66.


Приказ Председателя РВС Республики Л.Д. Троцкого войска и советским учреждениям

Южного фронта № 65 от 24 ноября 1918 г.

1. Всякий негодяй, который будет подговаривать к отступлению, дезертирству, невыполнению боевого приказа, будет расстрелян.

2. Всякий солдат Красной армии, который покинет боевой пост, будет расстрелян.

4. Во всякой прифронтовой полосе распределены заградительные отряды для ловли дезертиров.


Из постановления от 5 сентября 1918 г.

«…обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью…необходимо очистить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях, …подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, ..необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основание применения к ним этой меры».


Воззвание генерала А.Брусилова «Ко всем бывшим офицерам»

опубликовано в газете «Правда» 30 мая 1920 г. когда части Красной армии вели бои с польскими войсками Пилсудского, вторгшимися на территорию Советского государства:


«В этот критический исторический момент нашей народной жизни мы, ваши старшие боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам любви и преданности к родине и взываем к вам с настоятельной просьбой забыть все обиды …и добровольно идти в Красную Армию и служить там не на страх, а за совесть…


Из Программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919г.:


«Октябрьская революция 25 октября (7ноября) 1917г. в России осуществила диктатуру пролетариата… Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами...


Председатель РВСР и наркомвоеимор Л.Д.Троцкий

Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918г.:


«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновьм крестьяне и трудовые казаки - в случае перехода на нашу сторону - не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат.»


Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919г. в г. Новочеркасске и других местностях донской области.

Составлено мая 20 дня 1919г. Екатеринодар:


«12 февраля 1918 года … в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому...

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения - Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал…Этот Совет, руководствуясь... «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы и отдельных матросских и красноармейских банд. ...Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».


Из приказа наркома внутренних дел Г.И.Петровского, сентябрь 1918г.:

«Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убийство... Владимира Ильича Ленина, массовые десятками тысяч расстрелы наших товарищей …постоянно открываемые заговоры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и прочей контрреволюционной сволочи в этих заговорах…

С таким положением должно быть решительно покончено. Расхлябанности и миндальничанию должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы, из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейшем движении в белогвардейской среде должен применяться безоговорочные массовый расстрел...

Тыл наших армий должен быть наконец, окончательно очищен от всякой белогвардейщины и всех подлых заговорщиков против власти рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ни малейших колебаний, ни малейшей нерешительности в применении массового террора».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гражданская война в России

Автор: Гайворонская Анна Сергеевна

Дата: 08.07.2018

Номер свидетельства: 474858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России» "
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt-uroka-po-istorii-rossii-9-klass-grazhdanskaia-voina-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "178010"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424764735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Гражданская война в России : взгляд из будущего"
    ["seo_title"] => string(48) "grazhdanskaiavoinavrossiivzghliadizbudushchiegho"
    ["file_id"] => string(6) "257682"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448372843"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Начало гражданской войны "
    ["seo_title"] => string(27) "nachalo-ghrazhdanskoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "169864"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423480522"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "События Гражданской войны в литературе и истории. "
    ["seo_title"] => string(52) "sobytiia-grazhdanskoi-voiny-v-litieraturie-i-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "141629"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418144756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Гражданская война в России в 20 веке "
    ["seo_title"] => string(40) "grazhdanskaia-voina-v-rossii-v-20-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "160467"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422044734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства