Просмотр содержимого документа
«Гражданская война в России»
Технологическая карта урока истории
Тема урока: «Гражданская война в России»
Подготовила – Гайворонская Анна Сергеевна, учитель истории
МОУ СОШ № 15 с. Преображенского
Класс – 10 (по ИКС и ФГОС) или 11 (по старому планированию).
Тип урока: открытие нового знания и получения практических навыков на основе анализа источников, с использованием приемов технологии критического мышления (ТРКМЧП).
Цель: создание условий для усвоения и осмысления учащимися нового учебного материала путем использования различных видов деятельности.
Задачи:
1) Сформировать представления учащихся о характеристике Гражданской войны, о ее причинах, участниках, событиях, итогах и причинах победы красных; закрепить умения анализа, классификации и систематизации материала по деятельности разных сторон Гражданской войны через анализ источников;
2) Развивать умение работать в группе с различными источниками информации, представлять результаты своей деятельности, закрепить умения самоанализа и самоконтроля в учебной деятельности;
3) воспитывать уважительное отношение к истории страны, осмысление позиции разных участников событий, способность воспринимать различные точки зрения.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Основные понятия: гражданская война, красные, белые, РВС, Добровольческая армия, Комуч
Оборудование:
параграф 7-8 учебника для 10 класса Волобуева О.В., Карпачева С.П., Романова П.Н. История России. Начало XX - начало XXI века. Москва, Дрофа, 2016.
раздаточный материал для работы в группах (источники, словарь),
компьютер, интерактивная доска (при наличии),
презентация.
Дополнительная литература, использованная учителем для подготовки материала к уроку:
История России XX-XXI в. 11 класс: Поурочное планирование по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова / Авт.-сост. Т.А.Корнева.– Волгоград: Учитель, 2005г. – 268с. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XXв.: 9 класс.: Метод.пособие.– М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г. – 400с.
Сорокина Е.Н. Поурочные планы по истории России в 20 веке. Волгоград, 2003.
Журавлева О.Н. История России. 20 век. Контрольные и проверочные работы. Москва: АСТ. Астрель, 2002
Ход урока:
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. Делит класс на четыре группы.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Распределяются по группам.
2
Актуализация знаний
1. Предлагает определить тему урока с помощью информации «Словаря» (Приложение 1):
- Назовите два определения, выпадающие из приведенных, обозначающее иные виды войны.
- Перечислите признаки гражданской войны.
Раскрывает тему урока на доске,
предлагает записать ее в тетрадях учащихся.
2. Обращает внимание на эпиграф к уроку:
И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: Кто не за нас – тот против нас! Нет безразличных: правда с нами! (М.Волошин)
- Какую особенность гражданской войне отразил в своих стихах Максимилиан Волошин?
-Особенностью любой гражданской войны является ощущение правоты каждой из сторон. Все борются за определенную идею, самозабвенно и не жалея себя, и проливая кровь противников, опять же не жалея. Страшная трагедия, названная гражданской войной, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый, разделила страну, город, село, улицу, семью, когда сын шел против отца, а брат против брата.
Кто герой этой войны: красные? Белые?
Ответ на этот вопрос формулировался по-разному.
В годы советской власти, конечно, героями были красные. С конца 1980-х оценки изменились, героями стали считать белых. Но так ли все однозначно в оценке и характеристике войны гражданской?
Обратимся к стихам еще одного современника тех событий – поэта Марины Цветаевой:
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка, Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла.
Поэтому не разрывая себя, свою историю, историю своей страны попробуем проанализировать события того времени.
3. - Любую войну, в том числе гражданскую, мы рассматриваем по определенному алгоритму. Обсудите в группе и предложите ваш алгоритм для изучения темы урока. После предложений групп записывает план изучения темы (либо раскрывает пункты в Презентации к уроку).
1. Индивидуально работают с определениями в словаре.
Высказывают предположения, что речь идет о войне, конкретизируя, что большая часть определений имеет отношение к гражданской войне.
Называют неподходящие определения: 1) «война, охватывающая относительно небольшое число государств и ограниченный географический район» - локальная фойна.
2) «противоборство коалиций (союзов, блоков) государств, охватывающее большую часть стран мира» - мировая война.
Перечисляют признаки, отличающие гражданские войны.
2. Высказывают свои суждения по поводу эпиграфа, взгляда на Гражданскую войну как трагедию вследствие раскола страны и ее населения.
3. В группах записывают алгоритм изучения Гражданской войны.
Предлагают свои варианты. Дополняют ответы других учащихся.
3
Изучение нового материала
1. Для формулировки причин Гражданской войны предлагает составить сначала в группах кластер «Причины» с опорой на изученный материал на предыдущих уроках и в случае затруднения материал учебника на с. 61.
2. - Исходя из причин, определим социальные и политические силы, противостоящие большевикам, дополняя записи в кластере.
3. Для характеристики участников, их программ, методов предлагает обратиться к источникам и в группах найти ответы (Приложение 2 и 3).
1.2. Формулируют причины, записывают их в форме кластера,
от каждой причины записывают социальные и политические силы.
3. Изучают в группах документы. Характеризуют участников и события по предложенным вопросам. Делают записи в тетради. Готовят выступления.
4
Первичное осмысление и закрепление материала
1. Предлагает образовать новые группы по одному человеку из каждой из четырех групп (прием «Зигзаг» ТРКМЧП) в соответствие с цветом тех «Словарей», с которыми они работали в начале урока.
Дает задание озвучить сформулированные ответы (прием « взаимообмен знаниями»).
Учитель поддерживает работу в группах, направляет.
2. – Сопоставьте стратегию, тактику красных и белых в годы гражданской войны, что было общего в них?
- Какие проблемы оказались для них равнозначно сложными и вынудили прибегнуть тех и других к террору.
1.Образуют четверки, в которых идет взаимопередача информации по вопросам, изученным ранее в группах.
5
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Возвращает к алгоритму. Предлагает определить, какие из вопросов раскрыты на уроке. Какие еще необходимо изучить на следующем уроке.
Предлагает дополнить фразы (на выбор):
Сегодня на уроке
я узнал…
я понял…
мне показалось важным…
мне было интересно…
мне было сложно (непонятно)…
у меня возник вопрос…
мне захотелось…
Обращаются к алгоритму, выделяют вопросы, которые обсудили в течение урока. Перечисляют вопросы, не затронутые на уроке совсем или раскрытые частично.
Выбирают фразы, озвучивают их со своим предолжением.
6
Домашнее задание.
Привести аргументы подтверждающие и опровергающие следующее положение «Только красные могли достичь победы в Гражданской войне».
Разработать проект памятника участником Гражданской войны в России.
Записывают домашнее задание.
Приложение 1.
Словарь
боевые действия, происходящие в пределах одного государства, в которые вовлечена значительная часть населения страны, все классы, слои и группы общества.
крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства, или, реже, между двумя нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства.
насильственный конфликт внутри страны, борьба организованных групп, которые стремятся захватить власть в центре и в регионе, или стремятся изменить государственную политику.
противоборство коалиций (союзов, блоков) государств, охватывающее большую часть стран мира.
война, охватывающая относительно небольшое число государств и ограниченный географический район.
организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы.
Приложение 2.
Задание для группы 1 «Белые в Гражданской войне»
Дайте характеристику Белого движения: цели, участники, программа, методы борьбы.
Задание для группы 2 «Белые в Гражданской войне»
Сформулируйте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по вопросу «Причины поражения белых в Гражданской войне.
Задание для группы 3 «Красные в Гражданской войне»
Дайте характеристику Красного движения: цели, участники, программа, методы борьбы.
Задание для группы 4 «Красные в Гражданской войне»
Сформулируйте выводы о силе и слабости красного движения. Предложите материал по вопросу «Причины победы красных в Гражданской войне.
Приложение 3.
Источники для групп 1 и 2.
Белые в Гражданской войне.
Учебник, с. 66, 67.
А.И.Деникин. Из наказа Особому совещанию.
Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:
1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры…
2. Борьба с большевизмом до конца.
3. Военная диктатура…Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления – дело будущего. ..
4. Внешняя политика – только национально русская…За помощь – ни пяди русской земли.
6. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…
7. Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий.
Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.
«Из штаба бригады Н …(Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 чел. Личность убитых опознать невозможно, так как трупы совершенно изуродованы: головы перебиты, глава выколоты, уши отрезаны».
Из приказа губернатора Енисейской губернии С.Н.Розанова, 27 марта 1919 г.:
1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков, если этого не произойдет…- расстреливать каждого десятого.
5. ..За добровольное снабжение разбойников не только оружием, но и продовольствием, одеждою и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.
Из письма белогвардейского офицера Г.Литвиненко, Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 г:
« …Вы знаете, что в этой войне …мы имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, почти всего крестьянства. ..и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты.Наши полки в начале своих походов …бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда не брали даром и являлись для крестьян избавителями.
Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества. ..Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением по самому ничтожному поводу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен, отдают толпе наших солдат, которые из обирают, оскорбляют, бьют.
Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется. …Красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.
Из заявления штаба Добровольческой армии:
«Пусть каждый знает, во имя чего создается Добровольческая армия
Из распоряжения Л.Д.Троцкого:
«На командные должности ставить только тех бывших офицеров, семьи которых находятся в пределах Советской России, и объявлять им под личную расписку, что они сами несут ответственность за судьбу своей семьи».
Из мемуаров члена ЦК кадетской партии В.А.Оболенского .
В Добровольческой армии на моих глахах шло падение моральных устоев, но все-таки критерием поступков оставалась общечеловеческая мораль. Отступали от нее и руководители, и исполнители, но не отрицали ее и, нарушая, сознавали, что поступали дурно.
Большевики заменили общечеловеческую мораль классовой. И эта классовая мораль позволяла им зверствовать с гордо поднятой головой…
В.В.Шульгин. Отрывок из мемуаров «1920»:
«Красные - грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного... Они отвергли мораль, традиции, заповеди господни. … Они убивают, они пытают... Разве это люди? Это звери...
Значит, белые, которые ведут войну с красными именно за то, что они красные, - совсем иные... совсем «обратные»...
Белые имеют бога в сердце...
Разве это люди?.. Это почти святые...
«Почти что святые» и начали это белое дело... Но что из этого вышло? Боже мой!
Я видел как почтенный полковой батюшка в больших колошах и с зонтиком в руках, увязая в грязи, бегал по деревне за грабящими солдатами:
Не тронь!.. Зачем!.. Не тронь, говорю... Оставь! Грех говорю... Брось!
Куры, утки и белые гуси разлетались во все стороны, за ними бежали «белые» солдаты, за солдатами батюшка с белой бородой.
Но по дороге равнодушно тянулся полк. Вернее, пятисотподводный обоз. Ни один из «белых» офицеров не шевельнул пальцем, чтобы помочь священнику...
Зато на стоянке офицеры говорили друг другу:
Хороший наш батюшка, право, но комик... Помнишь, как это он в деревне...за гусями...в калошах.. .с зонтом.. .Комик!
В одной хате за руки подвесили... «комиссара»... Под ним разложили костёр. И медленно жарили... человека... а кругом пьяная банда «монархистов»... выла «боже, царя храни».
... Пусть свершится над ними страшное проклятие, которое мы творим им... - растлителям белой армии... предателям белого дела... убийцам белой мечты...».
Источники для групп 3 и 4.
Красные в Гражданской войне.
Учебник, с.66.
Приказ Председателя РВС Республики Л.Д. Троцкого войска и советским учреждениям
Южного фронта № 65 от 24 ноября 1918 г.
1. Всякий негодяй, который будет подговаривать к отступлению, дезертирству, невыполнению боевого приказа, будет расстрелян.
2. Всякий солдат Красной армии, который покинет боевой пост, будет расстрелян.
4. Во всякой прифронтовой полосе распределены заградительные отряды для ловли дезертиров.
Из постановления от 5 сентября 1918 г.
«…обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью…необходимо очистить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях, …подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, ..необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основание применения к ним этой меры».
Воззвание генерала А.Брусилова «Ко всем бывшим офицерам»
опубликовано в газете «Правда» 30 мая 1920 г. когда части Красной армии вели бои с польскими войсками Пилсудского, вторгшимися на территорию Советского государства:
«В этот критический исторический момент нашей народной жизни мы, ваши старшие боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам любви и преданности к родине и взываем к вам с настоятельной просьбой забыть все обиды …и добровольно идти в Красную Армию и служить там не на страх, а за совесть…
Из Программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919г.:
«Октябрьская революция 25 октября (7ноября) 1917г. в России осуществила диктатуру пролетариата… Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами...
Председатель РВСР и наркомвоеимор Л.Д.Троцкий
Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918г.:
«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновьм крестьяне и трудовые казаки - в случае перехода на нашу сторону - не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг... Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных рядовых казаков и неприятельских солдат.»
Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919г. в г. Новочеркасске и других местностях донской области.
Составлено мая 20 дня 1919г. Екатеринодар:
«12 февраля 1918 года … в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому...
Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения - Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал…Этот Совет, руководствуясь... «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы и отдельных матросских и красноармейских банд. ...Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».
Из приказа наркома внутренних дел Г.И.Петровского, сентябрь 1918г.:
«Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убийство... Владимира Ильича Ленина, массовые десятками тысяч расстрелы наших товарищей …постоянно открываемые заговоры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и прочей контрреволюционной сволочи в этих заговорах…
С таким положением должно быть решительно покончено. Расхлябанности и миндальничанию должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы, из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейшем движении в белогвардейской среде должен применяться безоговорочные массовый расстрел...
Тыл наших армий должен быть наконец, окончательно очищен от всякой белогвардейщины и всех подлых заговорщиков против власти рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ни малейших колебаний, ни малейшей нерешительности в применении массового террора».