Цели урока: Формировать понятие гражданской войны в России.
Повторить причины гражданской войны. Определить социальный состав Белого движения, а так же определить принципы формирования Красной армии. Учиться давать собственную оценку исторических событий.
Задачи урока:
1) общеобразовательная:
а) проанализировать сущность и причины Гражданской войны, ее основных этапов;
б) познакомить учащихся с процессом формирования антибольшевистского движения, целями Белого движения;
2) развивающая:
а) развивать способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать информацию, структурировать, сохранять и передавать ее, определять собственную позицию по отношению к исследуемой проблеме (информационная компетенция);
б) развивать навыки работы в коллективе, навыки сотрудничества с учащимися и учителем при решении учебной проблемы, навыки обмена информацией (коммуникативная компетенция).
3) воспитывающая:
а) формирование интереса к истории, своему прошлому;
Просмотр содержимого документа
«Гражданская война в России »
Урок истории в 9 классе по теме: «Гражданская война в России»
Цели урока: Формировать понятие гражданской войны в России.
Повторить причины гражданской войны. Определить социальный состав Белого движения, а так же определить принципы формирования Красной армии. Учиться давать собственную оценку исторических событий.
Задачи урока:
1) общеобразовательная:
а) проанализировать сущность и причины Гражданской войны, ее основных этапов;
б) познакомить учащихся с процессом формирования антибольшевистского движения, целями Белого движения;
2) развивающая:
а) развивать способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать информацию, структурировать, сохранять и передавать ее, определять собственную позицию по отношению к исследуемой проблеме (информационная компетенция);
б) развивать навыки работы в коллективе, навыки сотрудничества с учащимися и учителем при решении учебной проблемы, навыки обмена информацией (коммуникативная компетенция).
3) воспитывающая:
а) формирование интереса к истории, своему прошлому;
Оборудование урока: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки, дополнительный материал), медиапроектор, презентация.
Тип урока: комбинированный.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
А) несколько учащихся работают по карточкам
Б) Фронтальный опрос:
Назовите причины Октябрьской революции?
Какими были первые шаги новой власти?
Почему большевики сначала созвали, а затем распустили Учредительное собрание?
Когда был заключён Брестский мирный договор? Каковы его условия? Последствия?
3. Основная часть:
Учитель: Завершившаяся революция не решила главной проблемы, которая заявила о себе еще во время I революции 1905 – 1907 гг.: она не смогла сплотить российское общество, а только усугубила раскол, обострив вопросы о власти, войне и земле. Об этом мы с вами говорили на предыдущем уроке. Именно эти причины послужили основанием для начала в нашей стране Гражданской войны. С этим термином мы с вами уже знакомы, давайте вспомним, что такое Гражданская война.
Тема нашего урока: Начало Гражданской войны в России.
Среди историков до сих пор нет единого мнения касательно периодизации Гражданской войны. Как вы думаете, чем это вызвано?
- Ответы учащихся. Обобщение.
И тем не менее мы с вами выделим временные рамки Гражданской войны, а так же основные этапы. Внимание на слайд.
2 этап. Весна 1918-осень 1920 гг. – основной этап. (эскалация конфликта)
3 этап. Конец 1920-1922 гг. – «малая Гражданская война»
В ходе Гражданской войны выделилось два противоборствующих лагеря. Я предлагаю вам сейчас самостоятельно попробовать распределить социальные и политические силы в тот или иной лагерь.
Слайд: буржуазия, эсеры, крестьяне, студенты, большевики, рабочие, монархисты, интеллигенция, зажиточное крестьянство, солдаты, духовенство, студенты, либералы. Итак, первая, выделенная вами группа, это представители Красного движения, а вторые вошли в историю как Белое движение.
Этапы мы с вами увидели, с социальными и политическими силами движений познакомились, давайте посмотрим на то, как происходило само формирование этих движений.
Вы уже разделены на три группы. У вас на столах лежат папки с заданием и дополнительными материалами, так же вы можете пользоваться вашими учебниками для выполнения выданных вам заданий. Вам дается 5 минут на ответы на эти вопросы. Третья группа у вас уже лежат ответы на те вопросы с которой работают первая и вторая группа, ваша задача ответить на один вопрос.
- Групповая работа по учебнику и дополнительным материалам. С. 51-53.
Когда начало формироваться движение?
Как шло формирование белого или красного движения?
Как решался вопрос командного состава? Кто возглавил?
Система управления?
Сделайте выводы о перспективах движении?
Выступление группы с ответами на вопрос, фиксирование в тетради основных моментов.
Третья группа подводит итоги.
4. Рефлексия:
1. Что было причиной Гражданской войны:
а) экономическая политика советской власти в деревне,
б) неспособность царского правительства решать насущные проблемы страны,
в) поражение Тройственного союза в Первой мировой войне.
г) разгон Третьей Государственной думы.
2. Найдите лишнее. В годы Гражданской войны на стороне "красных" сражались:
а)большевики
б)кадеты
в)беднейшее крестьянство
г)большинство рабочих.
3. В лагерь белых во время Гражданской войны не входили
а) представители кадетов и эсеров б) русское офицерство в) комитеты бедноты
4. Совместите названия противоборствующих сил и их цели в борьбе.
а ) лагерь красных б) лагерь белых
1. уничтожение Советской власти 2. сохранение и укрепление Советского государства 3. политическое экономическое ослабление России
5. Одной из основных целей белого движения в Гражданской войне было:
а) укрепление советского государства
б) уничтожение советской власти
в) восстановление самодержавной монархии
г) восстановление потерянной собственности
Поставьте себе оценку.
В конце нашего урока давайте совместно в ваших группах вы определитесь о ответите на 3 вопроса: