kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Финикийские мореплаватели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ "ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Финикийские мореплаватели"»

5 класс

Тема урока: Финикийские мореплаватели

Цель урока: сформировать представление о Финикии-стране

мореплавателей.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с важнейшими открытиями и

достижениями финикийцев в области культуры.

Развивающие: продолжить формирование умений правильно показывать

на карте исторические объекты, читать несложные карты

и картосхемы с опорой на их легенду, самостоятельно

строить рассказ на основе одного- двух источников.

Воспитательные: подвести учащихся к пониманию того, что великими

покорителями моря, торговцами и строителями городов,

искусными ремесленниками финикийцы стали благодаря своему

упорству и трудолюбию; уяснить, что искусство

мореплавания финикийцы использовали не только для добрых

целей; сформировать представление о финикийцах-

морских разбойниках, пиратах, корыстолюбцах и

хитрецах, работорговцах.

Тип урока: комбинированный.

Методы: поисковый, проблемный.

Оборудование: учебник для 5 класса (авторы Вигасин, Годер,

Свенцицкая), карты Средиземноморья и мира, карта

«Древний Восток, Египет и Передняя Азия»,

О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории древнего

мира», Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История древнего мира и

средних веков. Справочные материалы», Г.И.Годер «Рабочая

тетрадь по истории древнего мира».

План урока:1. Города финикийцев.

2. Торговцы и морские разбойники.

3. Финикийские колонии.

4. Древнейший алфавит.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 минута).

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме:

«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» (10 минут)

  • Подготовка устного ответа по карточке.

___________________________________________________________________________

Подготовь развёрнутый ответ на вопрос «О чём рассказывают законы Хаммурапи?».

Для этого вспомни:

  • Какие природные явления происходили с реками в этих странах?

  • Кем был Хаммурапи?

  • Чем прославился Хаммурапи?

  • Где были высечены законы этого царя?

  • Какие классы существовали в Древнем Вавилоне?

  • Какие занятия были у его жителей?

  • Какое самое распространённое наказание было прописано в законах за преступления?

  • Какое отношение в законах было к рабам и свободным гражданам в этой стране?

Сделай вывод.

_____________________________________________________________________________

Примерный ответ учащегося:

Хаммурапи был самым могущественным и знаменитым царём Вавилона. Он прославился своими законами, которые были высечены на большом столбе из твёрдого чёрного камня. Прочитав их, учёные выяснили, что в древнем Вавилоне существовали рабовладельцы, рабы, ремесленники и крестьяне. Они умели обрабатывать землю, разводить сады, выращивать пшеницу, строить дома, плотины, шить одежду, обрабатывать кожу, торговать. За совершение преступления - наказание смерть. Рабы не имели никаких прав, существовали наравне с вещами. Законы защищали права подданных самого Хаммурапи. Таким образом, этот документ даёт нам очень много сведений о жизни жителей древнего Вавилона.

  • Индивидуальная работа с учащимися.

  • Решите задачу:

В странах Междуречья была распространена легенда: « Некий садовник был опытен и трудолюбив, но все его усилия были напрасны. Как бы он ни поливал свой сад, тот засыхал и его растения гибли. Тогда он обратился к богам и, возведя глаза к звёздам, изучил знамения и законы богов. С новыми знаниями он посадил у себя в саду новое дерево, которое своей широкой листвой укрывало в тени весь сад. С тех пор урожай стал велик и неизменен». Какие действительные факты из жизни людей отражает эта легенда?

Ответ: Существование религиозных верований, упорство и трудолюбие жителей

Междуречья.

  • Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание №56, с. 46-47.

Первыми жителями Южного Междуречья были шумеры. На глиняных табличках, которым без малого 4 тысячи лет, учёные прочитали шумерские пословицы и поговорки. Вот, например, «нытик», вечно жалующийся на свою судьбу, любил поговорку: «Я родился в злосчастный день!» О беспомощных неудачниках шумеры говорили так: «Брось тебя в воду - вода протухнет, пусти тебя в сад- все плоды сгниют».

Шумеры высоко ценили дружбу. Но , как говорят по-русски, « свой своему поневоле брат». Примерно также говорили в Южном Междуречье: «Дружба длится день, родство длится вечно».

В ряде пословиц и поговорок проявилось отношение шумеров к войне и миру.

С одной стороны, постоянная готовность к войне, казалось, была необходима, чтобы выжить. Шумеры говорили: «Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот».

Но, с другой стороны, шумерам была очевидна бессмысленность войн, а также тот факт, что враг в долгу не останется: «Ты идёшь завоёвывать землю врага, враг приходит, завоёвывает твою землю».

А вот ещё несколько пословиц и поговорок первых жителей Южного Междуречья:

  • Бедняк занимает - себе забот наживает!

  • Не все семьи бедняков одинаково покорны!

  • Что это за писец, если не знает шумерского языка!

  • Хорошо одетому всегда рады.

  • Он ещё не поймал лисицу, а уж делает для неё колодку.

  • Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову.

Попытайтесь объяснить смысл этих пословиц и поговорок. Какие из них можно употребить в наши дни? В каких случаях? Приведите примеры. Три последние шумерские пословицы напоминают русские пословицы. Подумайте какие именно.

  • Развёрнутый ответ учащегося по карточке.

  1. Переход к изучению нового материала.

Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. Поэтому сегодня на уроке мы выясним следующее.

  • Задача для учащихся: Какие открытия были сделаны финикийцами?

4. Изучение нового материала.

    1. Города финикийцев (5 минут)

Работа по карте «Древний Восток» (с. 31 учебника Вигасина ).

  • На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия?

Ответ учащегося: «На восточном побережье Средиземного моря».

Учитель: «Во 2 тыс. до н. э. страна Восточного Средиземноморья, позднее названная

Финикия, была населена племенами ханаанеев».

  • Какой рельеф на территории этого государства? Посмотрите легенду карты.

Ответ учащегося: « Горы и возвышенности».

  • Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат?

Ответ учащегося: «Нет, таких крупных рек в Финикии не было».

  • Какие крупные города существовали в Древней Финикии?

Ответ учащегося: «Библ, Сидон, Тир».

Слова учителя: «Процветающие ханаанейские города – Тир, Сидон, Библ возникли на самом берегу моря. Местоположение было исключительно выгодным: к ним сходились дороги из Южного Междуречья и из Египта, а перед ними открывались морские пути в далёкие страны. Кедровые и дубовые леса на подступивших к побережью горах обеспечивали финикийцев деревом для постройки кораблей. С развитием хозяйства в Египте и в Передней Азии, особенно с ростом спроса на металлы и на рабов, финикийские города стали богатыми торговыми портами, имевшими хорошо оборудованные гавани и мощные укрепления. В них возводились великолепные храмы и дворцы. Главным из них стал Тир, стоявший на острове недалеко от берега и почти неприступный для врагов.

Жителей этих городов именно греки назвали финикийцами, что в переводе с греческого означает «красноватые» или, точнее, «красящие в багряный цвет». Такое наименование связано с тем, что финикийцы открыли способ окраски шерсти в лилово-красный цвет пурпуром – краской, добываемой из морских улиток. Пурпур считался цветом царей.

  • Сегодня территория Финикии - это какое государство?

Ответ учащегося: «Сирия».


2) Торговцы и морские разбойники (5 минут).

  • Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитайте п.1, с. 71, параграф №15 учебника.

Выясните: какие ремёсла существовали у жителей Финикии?

Ответ учащегося: «Выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и

масло, продавали лес, изобрели прозрачное стекло, строили

корабли и бороздили моря и океаны».

Слова учителя: « В конце 2- начале 1-го тысячелетия до н. э. финикийцы были лучшими кораблестроителями и мореплавателями. Они умели строить прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. В трюмах этих кораблей находились прикованные рабы- гребцы. Финикийские корабли плавали по всему Средиземному морю, выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки.

В финикийских городах жили искусные ремесленники. Они умели производить и окрашивать ткани. Ювелиры делали изящные украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые охотно покупали местные богачи и чужеземцы. Резчики создавали выразительные статуэтки и изделия из слоновой кости. Финикийские мастера изобрели прозрачное стекло, выплавляя его в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из этого стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы. Стеклянная масса использовалась при создании знаменитых финикийских масок. Такими масками накрывали лица покойников при погребении.

Финикийские купцы вели оживлённую и очень выгодную торговлю по всему Средиземному морю. Продавали пурпурные ткани, изделия из стекла, вино, строевой лес, в изобилии росший по склонам близлежащих гор; покупали и перепродавали металлы (например, необходимое для изготовления бронзы олово везли из Испании, с Британских островов). Вместе с торговцами богатели и финикийские города. У финикийцев брали в долг даже правители других государств. Финикийцы были кредиторами, уважаемыми в Древнем мире.

Вместе с тем, они не гнушались добывать богатства любыми средствами, занимались даже работорговлей. Молва называла финикийцев корыстолюбцами и хитрецами, способными обманывать людей. У финикийцев была дурная слава пиратов; они заманивали легковерных - детей, женщин- на свои корабли, а затем быстро отплывали.

  • Работа с историческими документами.

Геродот о финикийцах.

( Путешествие финикийцев)

…Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они пристали к берегу и, в какое бы место в Ливии не попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через 2 года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.

Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию…

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего Мира.- М., 1987.с.74.

Вопросы к документу:

  • Какое открытие сделали финикийские мореплаватели?

Ответ учащегося: «Доказали, что Африка окружена морем».

  • Как поступали иногда с местными жителями? (с.71, учебник Вигасина).

Ответ учащегося: «Местных жителей тайно похищали и продавали в рабство».

3) Финикийские колонии (5 минут).

Слова учителя: «Сначала финикийские купцы лишь на короткое время приставали к чужим берегам. Затем, в удобных для жизни местах, куда доходили их корабли (на побережьях и островах Средиземного моря) они стали основывать свои поселения- колонии. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н.э. выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города - колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании.

  • Работа по карте (с.72, учебник Вигасина).

  • Где побывали финикийцы?

Ответ учащегося: « В Греции, на о. Крит, на о. Кипр, в Италии, в Испании, обогнули

всю Африку, Малую Азию».

  • Что обозначено на карте кружочком?

Ответ учащегося: «Колонии финикийцев».

  • Работа с новыми терминами, запись их в тетрадь.

Колония- поселение.

Колонизированные - захваченные (территории) и подчинённые кому- либо.

4) Древнейший алфавит (5 минут).

  • Работа с историческим документом.

Финикийская письменность.

А финикияне эти, прибывшие в Элладу с Кадмом (среди них были и упомянутые Гефиреи), поселились в этой земле и принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам. Первоначально у кадмейцев письмена были те же, что и у остальных финикиян. Впоследствии же вместе с изменением языка постепенно изменилась и форма букв. В то время из эллинских племён соседями их были в большинстве областей ионяне. Они переняли от финикиян письменность, изменили также по-своему немного форму букв и назвали письмена финикийскими, ( что было совершенно справедливо, так как финикияне принесли их в Элладу). Ионяне также издревле называют книги кожами, потому что при отсутствии папируса они писали на козьих и овечьих шкурах. Ещё и поныне многие варварские народности пишут на таких шкурах.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего Мира.- М., 1987.с.74.

Вопросы к документу:

  • Что придумали финикийцы?

Ответ учащегося: «Финикийцы придумали алфавит».

  • Какое это имело значение?

Ответ учащегося: «Способствовало развитию письменности».

Слова учителя: «Первоначально жители Финикии переняли клинопись у народов Месопотамии, приспособив её к своему языку. Но для ведения торговых записей и расчётов хитроумные финикийцы со временем предельно упростили клинопись. Согласных звуков в языке финикийцев было 22. Вот они и придумали 22 знака- буквы. Гласные буквы финикийцы на письме не обозначали. Строки писали не слева направо, как мы, а справа налево. Буквы финикийцы расставили в определённом порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква «алеф», или «а»; второй - «бет», или «б». «Алеф» первоначально обозначала «голова быка», а «бета»- дом. Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые также ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. У греков алфавит заимствовали римляне. Славянская, а затем русская азбука была построена на основе греческого алфавита. Таким образом, научившись читать и писать, мы оказываемся в прямой связи с древними финикийцами.

Финикийцам мы, возможно, обязаны названием нашего континента- Европы. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды юная Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищённый её красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину ласкового животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно поплыл от берега. Он доплыл до острова Крит, где Европа стала женой Зевса и родила ему трёх сыновей. Именем Европы стали называть часть Западного Средиземноморья, а затем и весь континент. Похищение Европы стало одним из любимых сюжетов художников».

5) Закрепление изученного на уроке (5 минут).

  • Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание № 61, 62, 63, с.50.

Впишите недостающие буквы и слова - (задание № 61).

Города финикийцев – Б - - л, С - - - н, Т – р.

Самой известной колонией финикийцев был город К - - - - - - н.

Города финикийцев были расположены на берегах ___________________ моря.

Что продавали финикийские купцы

Ткани, выкрашенные _________________________краской.

Сосуды и бусы из ______________________.

Брёвна из ливанского ___________________.

«Живой товар» -________________________.

Оливковое ____________________________.

Виноградное __________________________.

Заполните контурную карту «Финикийские колонии» - (задание №62).

Ответьте на вопрос - (задание №63).

В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же «Финикия» этой стране дали греки. «Финикийцы» по-гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в багряный цвет».

Почему именно так называли греки финикийцев?

6) Итог урока (4 минуты).

Домашнее задание:

  1. Прочитать параграф 15 учебника Вигасина.

  2. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Какие открытия были сделаны финикийцами?».

  3. Выяснить, чем образ жизни финикийцев отличался от образа жизни египтян или вавилонян? Чем отличались города Финикии от городов Египта и Двуречья?

  4. Проследить процесс возникновения финикийской колонии – от первого посещения переселенцами незнакомого берега до создания процветающего портового города вдали от родной страны.

  5. Напишите сочинение на тему: «Отчёт о плавании в Карфаген».

  6. Выполните задание №64 рабочей тетради.

  7. Для любознательных. Выяснить, чем закончился рассказ «Царская краска» из «Книги для чтения по истории Древнего мира» А.И. Немировский, М., 1986.


Приложение

Задание №64. Ответьте на вопрос.

Более трёх тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учиться – проходило каких-нибудь несколько недель,- могли записать и прочитать несложный текст.

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?


Рассказ «Царская краска».

Три дня бушевала буря. На песчаный берег с грохотом накатывались гигантские валы. И даже когда буря стала стихать, люди не смели высунуть носа из своих хижин. И только один человек, - в деревне его звали просто мельником, - отважился выйти на берег и подставить грудь ветру.

Внимание его привлёк огромный человек в львиной шкуре, прогуливающийся у самых волн. Следом за ним брела собака ростом с быка, человеку стало страшно, и он опять спрятался в кустах.

Вдруг он увидел, что на встречу великану идёт женщина в белом хитоне, прекрасная, как богиня. Приблизившись, она поклонилась великану в пояс и отчётливо произнесла:

-Здравствуй, Мелькарт!

И понял мельник, что видит самого бога Мелькарта с псом, которого он уволок из подземного мира.

-Привет тебе, Тиро! – ответил Мелькарт и положил на плечо нимфы огромную ладонь.

Но нимфа, казалось, не ощущала тяжести. Она повернула к богу светлое лицо. В её голубых глазах сияла радость встречи.

Занятые друг другом, бог и нимфа ничего не видели вокруг. И мельник понял, что он может надеяться на спасение. Его пугала только собака: ведь у этих тварей такой тонкий нюх. Но ветер дул с моря, и, наверно, пёс преисподней не улавливал человеческого духа.

Пёс брёл по следам своего господина, вынюхивая берег. Внезапно он опустил морду и что-то схватил. Раздался хруст, тотчас же сменившийся завыванием. Мелькарт и Тиро обернулись. Пёс катался по земле. Видимо, в горло ему попала кость. Желая помочь животному, Мелькарт раскрыл ему пасть, и мельник увидел, что она кроваво- красная.

-Какой прекрасный цвет!- воскликнула нимфа. – Так окрашивается море, когда ты опускаешься в его воды.

Мелькарт ничего не ответил. Он ударял пса по шее, пока тот, проглотив застрявший в горле предмет, не успокоился.

- Мелькарт! –продолжала нимфа капризным тоном. – Ты слышишь, я хочу хитон такого же цвета.

Мелькарт проворчал, - его ворчание было громче львиного рёва, - и, наклонившись, стал что-то собирать на берегу. Прошло немало времени, пока он сказал нимфе:

- Сними свой хитон!

Мельник закрыл глаза. Он знал, что смертный, увидев нимфу обнажённой, превращался в камень. «Наверно, таких любопытных глупцов было не мало!» - подумал он, вспомнив, сколько он видел в горах скал и камней, напоминающих своими очертаниями человеческие фигуры…



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Финикийские мореплаватели"

Автор: ДУНЕЦ АСИЯТ ИБРАГИМОВНА

Дата: 24.03.2018

Номер свидетельства: 463185

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "УРОК №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-18-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "232248"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442775293"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "урок Финикийские мореплаватели .История Древнего мира 5 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "urokfinikiiskiiemorieplavatieliistoriiadrievnieghomira5klass"
    ["file_id"] => string(6) "259749"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448815575"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация "Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "186671"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426404663"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(57) "zapadnaia-aziia-v-drievnosti-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "207831"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430660763"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Финикийские мореплаватели""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_finikiiskiie_morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "396297"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488216213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства