Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели"
Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели"
Конспект открытого урока по теме: «Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели».
Цели урока:
1) познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями Финикийцев в области культуры.
2). Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, развитие познавательной активности, развитие навыков самостоятельного анализа.
3). Прививать интерес и любовь к истории.
Оборудование: учебник А.А.Вигасина и др. История Древнего мира; рабочая тетрадь по истории Древнего мира Г.И.Годера, выпуск 1; картосхема пути финикийцев вокруг Африки, карты Средиземного моря и мира, корабль финикийцев, презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели" »
Тема:«Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели».
Цели:
1) познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями Финикийцев в области культуры.
2). Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, развитие познавательной активности, развитие навыков самостоятельного анализа.
3). Прививать интерес и любовь к истории.
Оборудование: учебник А.А.Вигасина и др. История Древнего мира; рабочая тетрадь по истории Древнего мира Г.И.Годера, выпуск 1; картосхема пути финикийцев вокруг Африки, карты Средиземного моря и мира, корабль финикийцев, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний по пройденным темам.
Ребята, какие государства древнего Востока вам уже известны?
( Египет и Вавилонское царство).
Сегодня на уроке мы совершим путешествие и узнаем о новой стране Древнего Востока. Чтобы узнать ее название нам нужно отгадать кроссворд.
Задания:
Правитель Древнего Египта.
Река в Египте.
Имя фараона, гробница которого осталась неразграбленной и была открыта в 1929году.
Река в Двуречье.
Название письменности в Двуречье.
Главный город царства, объединившего почти все Двуречье.
выращиванию оливок и винограда: душистое масло и вино;
использование строительного леса в кораблестроении;
развитию торговли.
2.Финикийцы прославились как искусные ремесленники. Получая медь с Кипра, серебро и свинец из Малой Азии, золото из Египта, финикийские мастера добиваются огромного успеха в обработке металлов. Ювелирные изделия Финикии высоко ценились греками, евреями, египтянами. Прекрасный сбыт имели также стеклянные изделия финикийских мастеров. Античные авторы были убеждены, что стекло изобрели финикийцы. А как было открыто это изобретение, нам расскажет житель города Тир.
Сообщение жителя города Библа.
Однажды финикийский торговый корабль, рассказывается в древнем предании, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.
Позже из стеклянной массы финикийцы научились выдувать изящные сосуды для благовоний, маски, бусы. О их красоте и совершенстве вы можете судить сами, они перед вами. ( слайд с изделиями из стекла)
3. Необычайно развелось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, животного происхождения. Как же добывали пурпурную краску? Об этом нам расскажет житель города Сидона.
Сообщение жителя Сидона.
Опытные ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью, добывали маленькие раковины с улитками. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета: розовый, алый, лилово-красный. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военоначальники.
4. Вино, оливки, изделия ремесла, строительный лес финикийцы обменивали на пшеницу, так как на узком побережье Южной Финикии, прижатом к морю Ливанским горным хребтом, мало было простора для земледельцев. Своего хлеба не хватало, его приходилось ввозить из соседних стран.
5. Финикийцы слыли отважными мореплавателями. Когда египетский фараон Нехо задумал (около 600 г до н.э.) снарядить путешествие вокруг Африки, то он обратился к финикийским морякам, которые, отплыв из Египта по Красному морю, вернулись через три года с запада по Средиземному морю.
Задание: Покажите путь, проделанный финикийскими моряками, на карте.
6. Однако финикийцы пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев. Давайте познакомимся с отрывком «как финикийцы похитили женщин» по рассказу Геродота. Откройте учебник на с. 72 текст внизу.
А зачем же финикийцам нужны рабы? (ответы ребят)
Рабов финикийцы использовали в качестве гребцов. Посмотрите на доску. Вот на таких больших и красивых кораблях отправлялись в странствия финикийские купцы. Чтобы на корабли уместить как можно больше груза, они надстраивали у кораблей борта. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы. Рабов финикийцы использовали также в качестве чернорабочих и грузчиков, продавали этот живой товар в другие страны. Поэтому работорговля тоже становится одним из занятий финикийцев.
7. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать колонии. Откройте тетрадь и запишите новые понятия. (слайд)
Колония – поселение.
Колонизированные – захваченные территории и подчиненные кому-либо.
Найдите на с.72 каким значком обозначены на карте финикийские колонии. Покажите их на настенной карте.
В 9-том веке до н.э. в Северной Африке финикийцы основали город Карфаген, который в последствии стал главным городом крупного государства. Как был основан Карфаген нам расскажет житель города Тира.
Сообщение жителя Тира.
Основательницей Карфагена считается царевна Эллиса из Тира. Она бежала на корабле со своими сторонниками из родного города из-за преследований брата-царя. После тяжелого плавания корабль изгнанников пристал к берегу Африки. Недалеко от берега возвышался небольшой холм. Царице сразу понравилось это место, и он захотела здесь поселиться. Однако вождь местного племени отказался продать пришельцам даже небольшой участок земли для поселения. Тогда Эллиса попросила у него совсем небольшой клочок земли – лишь столько, сколько можно накрыть шкурой одного быка. За это она предлагала вождю свой драгоценный перстень. Вождь решил, что царевна очень глупа и проторговалась, и согласился на обмен. Однако Эллиса была вовсе не глупа. Она приказала разрезать шкуру быка на тонкие ремни и опоясать этими ремнями приглянувшийся ей холм. Согласно торговой сделке, вождь вынужден был признать, что весь холм принадлежит теперь финикийцам. На холме царевна Эллиса основала Карфаген – по финикийски «Новый город».
Покажите по карте и назовите какие товары продавали финикийцы в другие страны? ( масло, вино, древесину, украшения и др.)
Что привозили из других стран? ( по атласу)
8. Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо не подходит!
Вспомните в чем трудности египетского письма?
( более 700 иероглифов, рядом со словом надо было писать значок определитель, так как не было гласных букв).
Тогда финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Как вы думаете, чем?
(несколько сот клинообразных значков, один знак может обозначать целое слово или сочетание звуков)
Тогда финикийцы создали свое собственное письмо – древнейший в мире алфавит. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, - букв было всего 22. Но для гласных звуков финикийцы звуков не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по- финикийски, без гласных. Попробуйте догадаться – ЧТЗДСНПСН!
Финикийский алфавит еще в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.
Составьте из букв слова, учитывая, что букв для обозначения гласных звуков в финикийском алфавите нет (слайд с буквами финикийского алфавита).
Закрепление пройденного.
Итак, ребята наше путешествие подходит к концу. Наш корабль отчаливает от берегов Финикии, и пока он находится в пути, мы решим задание в рабочей тетради на с.50 № 62 и проверим свои знания о Финикии (Комментированное выполнение задания).
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 15 читать, понятия учить, составить рассказ: «Открытия и изобретения финикийцев».