Целевая установка Эвристическая беседа Вывод Переход к новому материалу Целевая установка Вывод Работа с картой Логическое задание Картинное описание Проверка логического задания Эвристическая беседа Работа с учебником Контрольная беседа Картинное описание Аналитическая беседа Запись в тетрадь Картинное описание Запись в тетрадь Физкультминутка Запись в тетрадь Просмотр видео, л/з Аналитическая беседа Логическое задание Рассказ Эвристическая беседа Аналитическое описание Аналитическая беседа Запись в тетрадь Закрепление материала Домашнее задание | Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили изучение истории Древнего Египта. Мы продолжим изучать с вами страны Древнего Востока и с сегодняшнего урока начинаем говорить о странах Западной Азии. Прежде, чем перейти к изучению стран, давайте вспомним, по какому плану мы изучаем страны? Что лежит в основе развития любого государства? Из какого металла изготавливали свои орудия труда и оружие древние египтяне и жители Междуречья?
В странах Западной Азии впервые начали использовать новый, более прочный металл. Как вы считаете, какой?
Около XII в. до. н.э. в странах Древнего Востока были освоены производство и обработка железа. В мировой истории начался новый период – железный век. Раньше всего обработка железа распространилась в Западной Азии – так называют земли к востоку от Средиземного моря. Первое государство Западной Азии, которое мы будем изучать – Финикия. Откроем тетради и запишем тему урока: «Финикийские мореплаватели».
Сегодня мы знакомимся с новым государством. Итак, с чего мы начнем наше изучение?
Сначала нам нужно познакомиться со страной Финикия, а затем с ее жителями.
Географическое положение Финикии я предлагаю вам изучить самостоятельно, объединившись в группы по 4 человека. Для этого посмотрите на слайд и заполните карточки № 1, которые лежат у вас на партах. Теперь мы должны узнать природные условия Финикии. Прослушав мой рассказ, в парах на карточке № 2 подчеркните те характеристики, о которых услышите. Финикия отгорожена от Передней Азии гористым хребтом. Побережье здесь скалистое, а полоска плодородной земли совсем узкая, почти непригодна для земледелия. Главное богатство стране давало море. Проплывая на корабле вдоль побережья, мы бы увидели красивые города, расположенные почти на берегу: Библ, Сидон и Тир. В целом климат был благоприятный. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима же была короткой – всего три месяца. За это время на жителей то и дело обрушивались холодные дожди. Температура воздуха летом достигала 27-31о тепла; зимой же наступали холода, которые иногда достигали 7 мороза, но чаще воздух был в меру прохладен – приблизительно +5оС. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию. Плодородной почвы в Финикии было сравнительно мало, поэтому полеводство развивалось слабо, зато распространено было садоводство. Города и селения располагались по береговой линии, что было связано с основными занятиями финикийцев – мореплаванием, рыболовством и торговлей. В названиях главнейших финикийцев городов отражены географические условия страны. Так, на севере располагался город, который греки называли Библ, в переводе означало гора. Самый крупный из финикийских городов греки назвали Тир, что соответствует – скала. Третий большой город назывался Сидон, что означает город рыбной ловли. Итак, какие же природные условия в Финикии? Как вы считаете, чем могли заниматься жители страны с такими природными условиями? А сейчас мы познакомимся с текстом учебника, где рассказывается о занятиях финикийцев. Наша задача: сравнить наши предположения с тем, что было на самом деле. Откройте учебник на стр. 82 п.2. Чем занимались финикийцы? Какие изобретения они сделали? В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы. Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабли куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом. Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые? Изобретения финикийцев: Стекло А как же был открыт этот пурпур? Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет. Изобретения финикийцев: Прозрачное стекло Пурпурная краска Эмоциональная разрядка: нахмуриться, как осенняя туча улыбнуться, как кот на солнце устать, как папа после работы отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак Мы уже говорили о том, что финикийцы много торговали по всему Средиземному морю и основывали на его берегах свои поселения, или колонии. Запишем этот новый термин себе в тетрадь, отступив 4 строчки от предыдущей записи. Колонии – поселения, основанные финикийскими мореплавателями. Просмотрите видео «Основание Карфагена» и ответьте на вопрос: «Что в легенде об основании исторически правдоподобно, а что, скорее всего, вымысел?» Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей? Просмотрите видео и опишите строение финикийского корабля. Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! Вспомните, в чем трудности древнеегипетского письма Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной. Тогда финикийцы создали собственное письмо — древнейший в мире алфавит: в нем всего 22 буквы. Каждая буква обозначает не целое слово и не слог, а отдельный звук. Вот, например, буква, «мем» - вода, похожа ли она на воду?.. Буква «д» - «далет», по-финикийски — дверь. Как видим, на дверь этот треугольник не очень похож. Но, может быть, надо представить себе, что это вход в шатер? Тогда, действительно, похоже. Запомнить 22 буквы нетрудно, каждая изображает какой-то предмет и означает тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет. Все финикийские буквы — согласные, гласные звуки при письме пропускались Художник сделал несколько рисунков и в шутку озаглавил их двумя буквами древнейшего алфавита. Почему разные слова записаны одними и теми же буквами? Какие слова записал художник? Каким он пользовался алфавитом? Удобен был такой алфавит? Почему? В чем преимущество финикийского алфавита по сравнению с иероглифами и клинописью? Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древние греки. Они добавили гласные буквы и стали писать слева направо, как и сейчас делаем мы. Поменяв направление письма, древние греки повернули некоторые финикийские буквы в другую сторону. В тетради допишем еще одно изобретение финикийцев – алфавит С какой страной вы познакомились? Что вы узнали об этой стране, его жителях и их занятиях? §15, записи в тетради выучить | Слайд 1 Слайд 2, Карточка № 1 Слайд 3, карточка № 2 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 видео Слайд 9 видео Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |