kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Финикийские мореплаватели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для проведения урока истории в 5 классе. Цель: познакомить учащихся с Финикией.

Задачи:

  • создать представление о развитии государств и народов в условиях железного века; сформировать представление о важнейших открытиях и культурных достижениях финикийцев;
  • содействовать в ходе урока формированию мировоззрения, воспитывать интерес к культурному наследию человечества;

продолжить развивать логическое мышление, творческие способности и речь учащихся Тип урока: урок изучения нового материала 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Финикийские мореплаватели »

Тема: «Финикийские мореплаватели»

Цель: познакомить учащихся с Финикией.

Задачи:

  • создать представление о развитии государств и народов в условиях железного века; сформировать представление о важнейших открытиях и культурных достижениях финикийцев;

  • содействовать в ходе урока формированию мировоззрения, воспитывать интерес к культурному наследию человечества;

  • продолжить развивать логическое мышление, творческие способности и речь учащихся;



Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник (под ред. Ф.А. Михайловского), рабочая тетрадь, презентация «Финикийские мореплаватели», мультимедийный проектор, раздаточный материал.


Организационный момент


Целевая установка


Эвристическая беседа




Вывод



Переход к

новому материалу






Целевая установка


Вывод



Работа с картой





Логическое задание


Картинное описание






















Проверка

логического задания

Эвристическая беседа


Работа с учебником



Контрольная беседа


Картинное описание









Аналитическая беседа



Запись в тетрадь



Картинное описание






Запись в тетрадь




Физкультминутка














Запись в тетрадь


Просмотр видео, л/з



Аналитическая беседа


Логическое задание


Рассказ



Эвристическая беседа

Аналитическое описание











Аналитическая беседа












Запись в тетрадь


Закрепление материала


Домашнее задание

Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили изучение истории Древнего Египта. Мы продолжим изучать с вами страны Древнего Востока и с сегодняшнего урока начинаем говорить о странах Западной Азии.

Прежде, чем перейти к изучению стран, давайте вспомним, по какому плану мы изучаем страны? Что лежит в основе развития любого государства? Из какого металла изготавливали свои орудия труда и оружие древние египтяне и жители Междуречья?



В странах Западной Азии впервые начали использовать новый, более прочный металл. Как вы считаете, какой?



Около XII в. до. н.э. в странах Древнего Востока были освоены производство и обработка железа. В мировой истории начался новый период – железный век. Раньше всего обработка железа распространилась в Западной Азии – так называют земли к востоку от Средиземного моря. Первое государство Западной Азии, которое мы будем изучать – Финикия. Откроем тетради и запишем тему урока: «Финикийские мореплаватели».



Сегодня мы знакомимся с новым государством. Итак, с чего мы начнем наше изучение?



Сначала нам нужно познакомиться со страной Финикия, а затем с ее жителями.



Географическое положение Финикии я предлагаю вам изучить самостоятельно, объединившись в группы по 4 человека. Для этого посмотрите на слайд и заполните карточки № 1, которые лежат у вас на партах.


Теперь мы должны узнать природные условия Финикии. Прослушав мой рассказ, в парах на карточке № 2 подчеркните те характеристики, о которых услышите.

Финикия отгорожена от Передней Азии гористым хребтом. Побережье здесь скалистое, а полоска плодородной земли совсем узкая, почти непригодна для земледелия. Главное богатство стране давало море. Проплывая на корабле вдоль побережья, мы бы увидели красивые города, расположенные почти на берегу: Библ, Сидон и Тир.

В целом климат был благоприятный. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима же была короткой – всего три месяца. За это время на жителей то и дело обрушивались холодные дожди. Температура воздуха летом достигала 27-31о тепла; зимой же наступали холода, которые иногда достигали 7 мороза, но чаще воздух был в меру прохладен – приблизительно +5оС. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию.

Плодородной почвы в Финикии было сравнительно мало, поэтому полеводство развивалось слабо, зато распространено было садоводство. Города и селения располагались по береговой линии, что было связано с основными занятиями финикийцев – мореплаванием, рыболовством и торговлей. В названиях главнейших финикийцев городов отражены географические условия страны. Так, на севере располагался город, который греки называли Библ, в переводе означало гора. Самый крупный из финикийских городов греки назвали Тир, что соответствует – скала. Третий большой город назывался Сидон, что означает город рыбной ловли.



Итак, какие же природные условия в Финикии?


Как вы считаете, чем могли заниматься жители страны с такими природными условиями?


А сейчас мы познакомимся с текстом учебника, где рассказывается о занятиях финикийцев. Наша задача: сравнить наши предположения с тем, что было на самом деле. Откройте учебник на стр. 82 п.2.


  1. Чем занимались финикийцы?

  2. Какие изобретения они сделали?


В древнем предании рассказывается, что изобретателями стекла были финикийцы.

Однажды финикийский торговый корабль, ведший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабли куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом.


Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, с изобретением глиняной посуды, с появлением ткачества. Правы ли ученые? 


Изобретения финикийцев:

  1. Стекло


А как же был открыт этот пурпур? Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.


Изобретения финикийцев:

  1. Прозрачное стекло

  2. Пурпурная краска


Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча

  • улыбнуться, как кот на солнце

  • устать, как папа после работы

  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак





Мы уже говорили о том, что финикийцы много торговали по всему Средиземному морю и основывали на его берегах свои поселения, или колонии. Запишем этот новый термин себе в тетрадь, отступив 4 строчки от предыдущей записи.


Колонии – поселения, основанные финикийскими мореплавателями.


Просмотрите видео «Основание Карфагена» и ответьте на вопрос: «Что в легенде об основании исторически правдоподобно, а что, скорее всего, вымысел?»


Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?


Просмотрите видео и опишите строение финикийского корабля.


Финикийским  купцам для успешной торговли  необходимо  было  вести  записи.  Они   познакомились  с египетским  письмом  и  схватились за  голову: нет, такое  письмо нам не подходит! 


Вспомните, в чем трудности древнеегипетского письма


Финикийцы познакомились  с  клинописью,  она  им  также  показалась сложной. Тогда  финикийцы  создали  соб­ственное   письмо — древнейший   в   мире   алфавит:   в   нем   всего 22 буквы.

Каждая буква обозначает не целое слово и не слог, а отдельный   звук.   Вот,   например,   буква,    «мем» - вода, похожа ли она   на   воду?..     Буква «д» - «далет», по-финикийски — дверь. Как видим, на дверь этот  треугольник не очень похож. Но, может   быть,   надо   представить себе, что это вход в шатер? Тогда, действительно, похоже. Запом­нить 22 буквы нетрудно, каждая изображает какой-то предмет и означает тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.

Все финикийские буквы — согласные, гласные звуки при письме пропускались

Художник сделал несколько рисунков и в шутку озаглавил их двумя буквами древнейшего алфавита.

  1. Почему разные слова записаны одними и теми же буквами?

  2. Какие слова записал художник?

  3. Каким он пользовался алфавитом?

  4. Удобен был такой алфавит? Почему?

  5. В чем преимущество финикийского алфавита по сравнению с иероглифами и клинописью?

Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древние греки. Они добавили гласные буквы и стали писать слева направо, как и сейчас делаем мы. Поменяв направление письма, древние греки повернули некоторые финикийские буквы в другую сторону.


В тетради допишем еще одно изобретение финикийцев – алфавит


  1. С какой страной вы познакомились?

  2. Что вы узнали об этой стране, его жителях и их занятиях?


§15, записи в тетради выучить

















Слайд 1









Слайд 2,

Карточка № 1




Слайд 3, карточка № 2


Слайд 4




















































Слайд 5



Слайд 6























Слайд 7


Слайд 8 видео



Слайд 9

видео





Слайд 10





























Слайд 11



Слайд 12











Материал к уроку.





Карточка №1

Используя карту в учебнике на странице 31, заполните пропуски в тексте о географическом положении Финикии.

        Финикия расположена на _____________ побережье _____________ моря. Самыми крупными финикийскими городами были ________, ________, __________, ________.





Карточка № 2

Природные условия

1. Горная местность

2. Теплый климат.

3. Снегопады

4. Пустыни

5. Равнинная местность с плодородными почвами

6. Холодные дожди, приносимые ветром с моря

7. .Суховеи

8. Небольшие участки плодородной земли.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Финикийские мореплаватели

Автор: Дзюбенко Ирина Александровна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "УРОК №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-18-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "232248"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442775293"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "урок Финикийские мореплаватели .История Древнего мира 5 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "urokfinikiiskiiemorieplavatieliistoriiadrievnieghomira5klass"
    ["file_id"] => string(6) "259749"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448815575"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация "Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "186671"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426404663"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(57) "zapadnaia-aziia-v-drievnosti-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "207831"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430660763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Финикийские мореплаватели""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_finikiiskiie_morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "396297"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488216213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства