kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Финикийские мореплаватели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о месте расположении и природных условиях Финикии. Определить главные занятия жителей страны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История 5 класс»

Урок истории в 5 классе

Тема урока: Финикийские мореплаватели.

Цели урока: - дать представление о месте расположении и природных условиях Финикии;

- определить главные занятия жителей страны и достижениях финикийцев;

- формировать умения работать с исторической картой, учебником, историческим источником;

- извлекать информацию из разных источников;

- анализировать получаемую на уроке информацию;

- помочь учащимся осознать, что каждый народ оставил свой след в истории человечества.

Планируемые результаты:

Предметные :

- работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные;

- устанавливать связь между занятиями финикийцев и природно- географическими условиями страны;

- формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;

- объяснять значение понятий «колония», «пурпурная краска»;

- характеризовать вклад финикийцев в развитие цивилизации.

Метапредметные УДД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах;

- определять собственное отношение к изучаемым историческим явлениям;

- формулировать свою точку зрения; сравнивать, анализировать;

- планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

- выделять существенную информацию из текста;

Личностные УДД: - обрести мотивацию к изучению нового материала;

- определять собственное отношение к финикийскому народу, осмысливать его вклад в развитие цивилизации.

Оборудование: проектор: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, фрагменты видео урока, карты: «Древний Египет и Передняя Азия», «Финикийские и греческие колонии».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. Тесты. Взаимопроверка.

Тест. Вариант 1.

  1. В храмах богов служили:

1 вельможи 2 священники 3 жрецы 4 земледельцы

  1. Главная цель военных походов:

1 защита от набегов соседей 3 захват военной добычи

2 открытие новых земель 4 слава и почести

3 Письменность Двуречья:

1 иероглифы 2 клинопись 3 алфавит 4 не было письменности

4 Самая высокая пирамида построена в честь фараона:

1 Тутмос 3 2 Тутанхамон 3 Хеопс 4 Рамсес

5 Первые законы составил:

1 Тутмос 3 2 Тутанхамон 3 Хеопс 4 Хаммурапи

6 На чем писали жители Египта:

1 на глиняных табличках 2 на папирусе 3 на пальмовых листьях 4 на дощечках

7 Существо с телом льва и головой человека:

1 сфинкс 2 мумия 3 саркофаг 4 фараон

8 Приспособление для подачи воды на поля у египтян:

1 канал 2 шадуф 3 колодец 4 насос







Тест. Вариант 2.

1 Служителей богов в Египте называли:

1 нубийцами 2 жрецами 3 вельможами 4 фараонами

2 Древний Египет располагался:

1 от 1 до 2 порога Нила 3 от 2 порога до Средиземного моря

2 от дельты до 3 порога 4 от Средиземного моря до 1 порога

3 Бог Солнца в древнем Вавилоне:

1 Тот 2 Ра-Амон 3 Шамаш 4 Осирис

4 Фараон, совершивший самые крупные походы:

1 Тутмос 3 2 Тутанхамон 3 Хеопс 4 Рамсес

5 На чем писали жители Двуречья:

1 на глиняных табличках 2 на папирусе 3 на пальмовых листьях 4 на дощечках

6 Оружие древнеегипетского воина было сделано из

1 медь 2 железо 3 олово 4 бронза

7 Египетские иероглифы расшифровал:

1 Геродот 2 Шампольон 3 Хаммурапи 4 Аристотель

8 Основной вид удобрений на полях египтян:

1 перегной 2 навоз 3 минеральные удобрения 4 ил

  1. Мотивационно-целевой этап.

Учитель:

Слайд 1

Сегодня мы вновь отправимся в далекое прошлое и посетим страну, которая называется Финикия.

Учитель: - Вспомните, какие страны мы изучили на уроках истории?

Ответ: - Древний Египет, Древнее Двуречье. Показ на карте.

- С чего мы начинали знакомство со страной?

Ответы: - Характеризовали её географическое положение.

- Изучали природные ресурсы, занятия населения.

Учитель: - Тема урока: «Финикийские мореплаватели». Слайд 2.

План урока: 1. Местоположение и природные условия Финикии. Слайд 3.

2. Занятия финикийцев

3. Финикийские колонии.

4. Древнейший алфавит.

Учитель: - Сформулируем цели урока. Слайд 4.

Ответы: - Охарактеризовать географическое положение Финикии.

- Изучить природные ресурсы, занятия населения, достижения финикийцев.

- Объснить понятие «колония»

У. - Сегодня мы познакомимся с народом, отношение к которому было двойственным. Одни хвалили и прославляли этот народ, а другие только проклинали. Мы постараемся разобраться, почему так происходило.

У. - Как вы думаете, за что можно было заслужить такую славу - и добрую, и дурную?

Ответы…

У. - Выделим проблему урока: почему отношение к финикийцам не может быть однозначным? Слайд 6.

IV. Работа по теме урока.

  1. Местоположение и природные условия Финикии. Занятия финикийцев.

- Работая с картой и слушая мой рассказ, вы должны будете:

  • определить, как географические условия Финикии влияли на занятия ее жителей;

  • сравнить занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии;

  • указать общие черты и различия этих занятий.

Раздаточный материал - рабочие листы.

Наше путешествие мы начнем с северо- всосточной Африки, с Египта. Через Синайский полуостров мы попадаем на восточный берег Средиземного моря. Здесь располагалась Финикия, в настоящее время находится государство Ливан. Работа с картой.

Узкая полозка земли, зажатая между Средиземным морем и цепочкой скалистых Ливанских гор. Проплывая на корабле, мы увидим красивые города, расположенные на берегу: Библ, Тир, Сидон. Слайд 7. Особенности ландшафта нашли отражение в названии городов: Библ («гебал» с финикийского -гора, Тир «цур» -скала, Сидон –место рыбной ловли. По узким дорогам, проложенным вдоль побережья, двигались с севера на юг и обратно торговые караваны.

В целом климат страны был благоприятный. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, а зима - три месяца. За это время на жителей то и дело обрушивались холодные дожди. Температура воздуха летом достигала 27-31 градусов тепла. Зимой же наступали холода: иногда до 7 градусов мороза, но чаще воздух был в меру прохладен, приблизительно 5 градусов тепла. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представляющие угрозу земледелию.

Плодородной почвы в Финикии было сравнительно мало, поэтому полеводство развивалось слабо, зато распространено было садоводство. Финикийцы выращивали оливки и виноград. Ценным богатством Финикии был ливанский кедр. Слайд 7-8-9. Города и селения располагались на береговой линии, что было связано с основными занятиями финикийцев – мореплаванием, рыболовством и торговлей. Главное богатство стране давало море.

Ученым пока трудно воссоздать внешний вид городов. Известно лишь, что они были обнесены несколькими рядами массивных стен; существовали и высокие башни. К стенам прибивали щиты, которые прикрывали бойницы, откуда лучники поражали неприятеля. Чужестранцы, попавшие в город, оказывались в лабиринте домов и улиц, которые вели к храмам и рыночным площадям.

Финикийские города были центрами торговли в Западной Азии. Из продуктов собственного производства финикийцы продавали рыбу, оливковое масло кедровый лес, шедший на строительство кораблей. Финикия являлась центром транзитной торговли. Её знаменитые купцы- мореплаватели установили связи с различными странами и народами.

Видеофрагмент.

Сообщение ученика о развитии ремесла. В финикийских городах издревле развивалось ремесло. Добрая слава литейщиков, строителей, ткачей распространилась далеко за пределы их родных мест. Купцы везли на продажу шерстяные ткани, стеклянную посуду и другие изделия.

В древнем предании рассказывается, что создателями стекла были финикийцы. Ученые до сих пор не знают, какому народу принадлежит первенство в его изобретении. Однако то, что финикийцы производили стекло разных сортов – от темного и непрозрачного, до бесцветного и прозрачного – стали именно в

Финикии, не подлежит сомнению. Где же применяли стекло? В Древние времена его не вставляли в окна, как сейчас. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились. Стеклом отделывали и стены домов. В древнем предании говорится следующее. Однажды финикийский торговый корабль, везший соду, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые из корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками, от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была стеклом. Трудно сказать, насколько достоверен этот рассказ. Однако известно, что стекло на самом деле можно сварить из соды, ракушек (извести), а финикийцы действительно одними из первых научились делать прозрачное стекло.

У. – Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставлено с открытием металлов, изобретением глиняной посуды, появлением ткачества. Правы ли ученые? Почему?

Физминутка. «Да - нет».

Учитель: - Ребята! Я говорю фразу, если ответ - «Да» - приседаем,

«нет» - руки вверх.

Письмена египтян - иероглифы. Да

Шамаш –главный бог египтян. Нет

Египтяне писали на глиняных табличках. Нет

Первая столица Египта - Мемфис. Да

Первые законы составил царь Хаммурапи. Да

Нил называли даром Египта. Да

Самая высокая пирамида Хеопса. Да

У. Итак мы выяснили, что финикийцы были искусными ремесленниками и мореплавателями. Но и пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев, случалось, что они воровали детей.

До наших дней дошел рассказ Геродота «Как финикийцы похитили женщин».

Прочитайте рассказ на странице 76 учебника.

Как данный рассказ характеризует финикийцев?

Физминутка. «Да - нет».

Учитель: - Ребята! Я говорю фразу, если ответ - «Да» - приседаем,

«нет» - руки вверх.

Письмена египтян - иероглифы. Да

Шамаш –главный бог египтян. Нет

Египтяне писали на глиняных табличках. Нет

Первая столица Египта - Мемфис. Да

Первые законы составил царь Хаммурапи. Да

Нил называли даром Египта. Да

Самая высокая пирамида Хеопса. Да

Сообщение ученика о пурпурной краске.

Во многих финикийских городах была широко развита добыча пурпурной краски, высоко ценившаяся в странах древности. Как же обнаружили эту краску? Рассказывают, что однажды, какой-то финикийский пастух пас стадо коров недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла какую-то морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду и стал вытирать её клочком шерсти, но никакой раны не обнаружил. Шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.

Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной, либо из земли, либо растительного или животного происхождения. Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это и была знаменитая пурпурная краска. С её помощью можно было окрасить ткань в различные цвета: от розового до лилово-красного. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цены на пурпурные ткани были огромные, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы, военачальники.

2. Финикийские колонии.

В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения.

Мы называем их колониями. ( Работа с понятием, запись в тетради).

- Работая с картой на с. 75 учебника, определите места основания финикийских колоний.

Проблемный вопрос. Почему именно финикийцы основывали колонии?

3. Древнейший алфавит.

Финикийским купцам для успешной торговли необходимо вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит!

- Как вы думаете, почему?

- В чем трудности египетского письма?

Финикийцы познакомились с клинописью. Она им также показалась сложной. Тогда финикийцы создали новую систему письма.

Работая с текстом п. 4 параграфа 15, определите достоинства и недостатки финикийского письма перед письменностью Египта или Двуречья.

Достоинства

Недостатки

Простое письмо

Всего22 буквы (1 звук- 1 буква)


Отсутствие гласных


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С какой страной вы познакомились?

- Что вы узнали о ней, её жителях и их занятиях?

- Какую славу: - добрую или дурную имели финикийцы? Ответ аргументируйте.

Выберите подходящую для вас фразу и продолжите её:

На уроке я узнал(а)………..

Я мог (могла) бы работать лучше…….

Мне было легко………

Мне было трудно…….

Мне было интересно………..

V. Домашнее задание: П. 15. Вопросы «Проверь себя». Сообщение на тему «Путешествия финикийских мореплавателей»


Рабочий лист для учащихся.


Задание 1. Занятия древних египтян, жителей Двуречья, финикийцев.

Египет

Двуречье

Финикия




Задание 2.Финикийский алфавит

Достоинства

Недостатки





Выберите подходящую для вас фразу и продолжите её:

На уроке я узнал(а)………..

Я мог (могла) бы работать лучше…….

Мне было легко………

Мне было трудно…….

Мне было интересно………..

Рабочий лист

Задание 1. Занятия древних египтян, жителей Двуречья, финикийцев.

Египет

Двуречье

Финикия




Задание 2. Финикийский алфавит

Достоинства

Недостатки










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Финикийские мореплаватели

Автор: Жеребцова Римма Николаевна

Дата: 03.11.2020

Номер свидетельства: 562286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "УРОК №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-18-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "232248"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442775293"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "урок Финикийские мореплаватели .История Древнего мира 5 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "urokfinikiiskiiemorieplavatieliistoriiadrievnieghomira5klass"
    ["file_id"] => string(6) "259749"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448815575"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация "Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "186671"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426404663"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(57) "zapadnaia-aziia-v-drievnosti-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "207831"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430660763"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Финикийские мореплаватели""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_finikiiskiie_morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "396297"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488216213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства