kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Финикийские мореплаватели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по теме"Финикийские мореплаватели"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Финикийские мореплаватели»

МБОУ Гашунская СОШ № 4, Зимовниковский район, Ростовская область.

Учитель истории: Иванова Надежда Александровна.

5 класс.

Тема урока. Финикийские мореплаватели.

Цель урока:

Планируемые результаты:

Предметные УУД: определять понятия: колония, алфавит, пурпурная краска, благовония; отвечать на вопросы по содержанию исторической карты, учебника о природно – климатическом положении финикийцев в Восточном Средиземноморье

Метапредметные результаты:

а) познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы;

б) коммуникативные: вступать в речевое общение; планировать цели и способы взаимодействия;

в) регулятивные: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, исторической картой, дополнительной литературой; оценивать свою работу на уроке.

Личностные результаты: осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Тип урока: открытие новых знаний, проблемно - поисковый.

Форма урока: урок-путешествие, исследование

Методы ведения урока: 

Вербальные (рассказ, беседа, поиск информации в источниках, объяснение, описание);

Методы стимулирования (новизна, занимательность);

Методы контроля (фронтальный опрос, решение теста) и др.

Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа в парах, работа с учебником, картой, раздаточным материалом.

Оборудование: Учебник «Древний мир» 5 класс А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. «Просвещение», 2016; исторические карты (Древний Восток, компьютер, экран, мультимедийный проектор. Презентация урока. Компат – диск «История Древнего мира». «Финикия».


Ход урока.

























Добрый день. Ребята на протяжении нескольких уроков вы изучали историю Древнего Востока.

Сегодня мы с вами совершим еще одно увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте.

Для того чтобы узнать о какой стране будет идти речь сегодня вам нужно открыть учебник стр. 73.

Скажите, как называется тема нашего урока?

С чего мы обычно начинаем изучение новой страны?

Какие еще знания вы хотели бы получить?

Внимательно рассмотрите карту в учебнике стр. 33( карта на экране) и скажите:

Слайд

Где расположена Финикия?


Чем географическое положение и природа Финикии отличалась от Египта и Междуречья?



В целом климат благоприятный. Лето жаркое, температура воздуха достигала 27-31о тепла; а зимой было прохладно, средняя температура +5оС. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию.

Побережье здесь скалистое, а полоска плодородной земли совсем узкая, почти непригодна для земледелия.

Какие же культуры выращивали жители Финикии?

Об этом нам поведает древний житель Финикии.

Слайд. Изображение выращиваемых культур.





.




Ребята, на территории Финикии было большое количество городов, которые были центрами ремесла и торговли. Каждый из этих городов был портом, имеющий удобную гавань.

Назовите города финикийцев.





Слайд.

На особенности городов указывают их названия: Библ – греки называли его "Библос, "что в переводе с греческого означает книга. Тир переводится с финикийского как "скала", Сидон – как "место рыбной ловли".

Слайд.

В глубокой древности Финикия и соседние области носили название Ханаан.

Жители Греции называли Финикию

фойникес, буквально «страна пурпура»), “красящие в багряный цвет,” багровый.

2)жители Египта «фенеху»- что означает кораблестроители.


Ребята, если судить по названию страны, которое ей давали другие народы, слава о Финикии была известна далеко за ее пределами.

Слайд.

Какая слава – добрая или дурная - ходила о финикийцах в тех странах куда они приплывали? И почему?

Это мы и должны выяснить на нашем уроке.


Работать мы будем в парах по плану.

План.



1. Финикийцы - искусные кораблестроители.

2. Финикийцы – путешественники.

3. Открытия и изобретения финикийцев:

А) Изобретение стекла.

Б) Пурпурная краска;

В) Финикийский алфавит.




Слайд

Музыка моря.



1пара. Финикийцы - искусные кораблестроители.



Слайд корабли.

 





































2. Финикийцы – путешественники.















































3 пара. Финикийцы – колонисты.

















































Мини - сценка. Как финикийцы похищали людей.

МУЗЫКА МОРЯ.

Рабов-военнопленных было очень мало (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Нет сведений и о рабах-должниках. Купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли, практиковались весьма охотно.



































4 пара. Финикийцы – изобретатели.

Открытие стекла.

































Учитель.

Кроме прозрачного стекла, финикийцы научились изготавливать и цветное стекло. Часто оно использовалось для изготовления масок. Откройте с.75 в учебнике и посмотрите, как они выглядели.


Финикийцы поклонялись богу Ваалу («хозяин, владыка»), бог грома, молний, бури, войны, покровитель государства. Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев. По одной из версий «веселые» терракотовые маски надевали в Карфагене родители приносимых в жертву детей, чтобы боги не видели их слез.



5 пара. Изобретения финикийцев. Пурпурная краска.

























Сообщение учащегося. Древняя легенда.

Карина.


«Изобретение письменности». Просмотр фильма. (Диск).

Слайд. «Изобретение письменности». Тесты.


Слайд. Какая же слава ходила о финикийцах?



Вывод: о финикийцах распространилась добрая и дурная слава. Однако велика роль финикийцев в истории и в мировой культуре. Как не оценить их достижения и вклад в культуры мировых древних цивилизаций: изобретения, путешествия. Дурная слава перед этим величием доброй славы имеет только блеклый свет. Многие народы мира благодарны финикийцам за бесценный подарок:  почти все существующие сегодня алфавиты имеют финикийское происхождение. Населению страны удалось построить могущественную цивилизацию, основой которой была морская торговля и ремесло. Они прославились как отважные мореплаватели и предприимчивые торговцы. А это требовало появления более совершенных кораблей. Известно также, что самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами. Они по праву считались лучшими мореплавателями древнего Востока.

 

Рефлексия. Слайд.



Оценивание знаний. Взаимопроверка. Слайд.



Домашнее задание. Слайд.




























Открывают учебник 73 стр. и называют тему урока.

Ответы учащихся. Финикия.


Изучение новой сраны мы начинаем с ее географического положения, природных условий, занятий жителей.

Работа с картой учебника с. 33

Ответы учащихся.

На восточном побережье Средиземного моря, на узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор.


Не было крупных рек и долин с плодородными почвами.


















Ваня. Сообщение учащегося.

У нас не было плодородных почв. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди выдавливали тёмно-красный сок, который мы в последствие превращали в вино. Из маслин, оливок делали душистое масло. Оливковое масло и вино мы обменивали на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Брёвна из ливанского кедра направляем в разные страны. Кедр стал символом страны.






Работа с картой стр. 33


Библ, Тир, Сидон.









































Учащиеся получают раздаточный материал и работают в парах.


1 пара. Финикийцы - искусные кораблестроители.

Ваня. Хадижа.

Финикийцы были прекрасными кораблестроителями и выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей – военные и торговые.

– Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам.

– Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами.

На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Финикийцы путешествовали по нескольку недель и месяцев.



2 пара. Финикийцы – путешественники.

Никита. Саша.

Финикийские мореходы путешествовали не только по побережью Средиземномного моря.

Они первыми обогнули Африканский материк. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с половиной года.

Финикийцы вышли в Атлантический океан и совершили плавания к берегам Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными и привозили оттуда олово.

Они открыли для народов Востока большую часть южноевропейских стран. От двух названий, которые они дали своей родине и вновь открытым землям – асу (восход) и эреб (закат), - произошли название двух материков, Азия и Европа.

3 пара. Финикийцы – колонисты.

Кирилл. Коля.

В тех странах, в которых постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения – колонии. Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шёл уже с соплеменниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары.

Финикийцы основали много поселений, по всему Средиземноморью.

В 9 веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке город Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

На территории, где финикийцы высаживались на берег, они не только торговали, но часто грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.



Сценка.

К берегу пристали финикийские купцы и разложили свои товары.

Купец.

Подходите! Подходите ! Полюбуйтесь, какие прекрасные товары я вам доставил с берегов моей прекрасной Финикии.

Вот пурпурная ткань! Она изготовлена из самого тонкого льна .Посмотрите как она сияет на солнце. Ее божественный пурпур слепит глаза. Такая ткань достойна царей, князей , жрецов и военачальников..

Вот изделия из золота и янтаря. Порадуйте своих жен и дочерей.

А вот флакончики с благовониями. Их прекрасные запахи достойны самих богов.

«Ах, какие славные мальчики» Вот вам по лепешке на меду.

Вы оба мне понравились, вы так похожи на моих сыновей.

Хотите, я подарю вам пояс?

Впрочем, нет на корабле у меня есть кое - что получше. Хотите получить по маленькому кинжалу?

Мальчики охотно идут с финикийцем на корабль. Остальные купцы мгновенно собирают свои товары, поднимают якорь и корабль отплывает. Матери в ужасе бегают по берегу, кричат, рвут на себе волосы. Но никогда они не увидят больше своих сыновей. Где-нибудь в чужой далекой стране продадут мальчиков в рабство.



4 пара. Финикийцы – изобретатели.

Тамерлан. Джабраил.

В финикийских городах издревле развивалось ремесло. Добрая слава, кораблестроителе, ювелиров, строителей, ткачей – шагнула далеко за пределы их родных мест. Финикийцы прославились как искусные ремесленники и изобретатели. Но все изобретения были так или иначе связаны с морем. Финикийские мастера изобрели прозрачное стекло, выплавляя его в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из этого стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы. Песок добывали на юге страны, у подножия горы Кармил, Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили как медную руду, терпеливо очищая от различных примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах. Изготовление стекла приносило большой доход, и соседи, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: «Они берут богатства морей, из песка добывают сокровища!».


Недавно наш корреспондент побывал на раскопках в городах Древней Финикии ,где встречался с археологами и во что он нам рассказал.


Текст. Беседа корреспондента и археолога.















5 пара. Изобретения финикийцев. Пурпурная краска.

Карина. Ульяна.


Финикийцы первыми научились окрашивать ткань в пурпурный цвет. Она не выгорала на солнце и не линяла при стирке. Такие ткани считались царской роскошью. Пурпур — вещество, которое добывали из морских моллюсков (пурпурные улитки или мурексы). Моллюск давал несколько капель этого вещества, поэтому оно стоило очень дорого Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид они были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска. Одежда, окрашенная в пурпур, сверкала на солнце. Пурпурную одежду можно каждый день стирать в речной и морской воде, в холодном, как лёд, горном ручье и в котле с бурлящим кипятком, а она не линяла; казалось, что её только вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники.

Тир славился своими красильными мастерскими.


Сообщение учащегося. Древняя легенда.

Карина.















Высказывания учащихся.

О финикийцах распространилась добрая и дурная слава. Однако велика роль финикийцев в истории и в мировой культуре. Как не оценить их достижения и вклад в культуры мировых древних цивилизаций: изобретения, путешествия. Дурная слава перед этим величием доброй славы имеет только блеклый свет. Многие народы мира благодарны финикийцам за бесценный подарок:  почти все существующие сегодня алфавиты имеют финикийское происхождение.








































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Финикийские мореплаватели

Автор: Иванова Надежда Александровна

Дата: 30.12.2018

Номер свидетельства: 493399

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "УРОК №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-18-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "232248"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442775293"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "урок Финикийские мореплаватели .История Древнего мира 5 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "urokfinikiiskiiemorieplavatieliistoriiadrievnieghomira5klass"
    ["file_id"] => string(6) "259749"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448815575"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация "Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "186671"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426404663"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(57) "zapadnaia-aziia-v-drievnosti-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "207831"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430660763"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Финикийские мореплаватели""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_finikiiskiie_morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "396297"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488216213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства