Тема | Восточные славяне в 6-8 вв Русь опоясана реками И дебрями окружена, |
Цель | сформировать понимание того, как развивались и постепенно совершенствовались жизнь, быт и занятия восточных славян. - |
Задачи | -Сформировать представление о том как природные условия повлияли на культуру славян ,как оформлялись национальные корни славянских народов уметь сравнивать карту и схему,расширить представление о занятиях, быте и верованиях; воспитание патриотизма,чувства гордости за народ, создавший древнюю цивилизацию развитие интереса к отечественной истории . |
Формируемые УУД | Личностные: воспитание чувства уважения к прошлому нашего народа, осознать свою национальную идентичность Регулятивные: составить кластер «Занятия славян» Познавательные:способствовать расширению кругозора Коммуникативные: -анализировать ответы одноклассников, работа в группе |
Основные понятия | жито, борть, долбленка, летопись, системы земледелия ,идолы, волхвы |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Организационный момент Цель:Самоопределение к деятельности | Вызов:Кто такие предки? А хотите узнать о наших предках? | Работа с картой,определяют европейскую часть,уясняют условность «востока» | Находят на карте реки Днепр, Одер, Висла | Пользоваться легендой карты | Работа с различными источниками(К) |
II. Актуализация знаний Цель:развитие интереса | Уже в древности на территории нашей страны жили славяне - наши предки | . Работа со схемой в учебнике | Найти место поселения славян, определить восточную ветвь,прочитать названия племен | | Высказывать свое мнение(Л) |
III. Постановка учебной задачи Цель:настроить на восприятие учебного материала | Демонстрация презентации (слайды1,2,3,4) На доске демонстрируются названия племен в группах по происхождению названия(от имени, от географического объекта) | Делают вывод о порядке формирования этих групп | Анализируют названия племен | Проводить этимологический анализ слов | Способность к анализу и синтезу(Р) |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: | Как вы думаете, чем могли заниматься славяне, поселившись на берегах рек? (слайды 5,6) Развивающееся хозяйство приносило свои плоды, участие в походах сулило добычу. У кого-то имущества было больше, у кого-то меньше. Началось расслоение. Природа давала не только пропитание , ее силы будили воображение славян. Демонстрация картины Семирадского Г. «Похороны знатного русса» | Высказывают предположения об охоте, рыболовстве, земледелии
Знакомятся с системой управления(слайды7,8,)
Демонстрация слайдов 9,10,11
Рассмотреть картину слайд 12 | Выясняют понятия : «системы земледелия», «бортничество»
Составить кластер «Занятия славян»
Заполнить «пирамиду управления» в печатной тетради Определить знакомых мифологических персонажей
определить центральную фигуру, уяснить роли других персонажей | Научиться выделять существенные признаки
Располагать признаки по определенной системе
Проводить исторический анализ картины | Расширение представлений об окружаещем мире (П)
Оценить изобразительные средства (П) |
V. Первичное закрепление | Предлагается прочитать текст «Бедность славянского Олимпа» | Так ли он беден ? | Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы | Формирование монологической речи | |
VI Рефлексия Цель: определить пробелы усвоения | Решить тесты Игра «Черный ящик» (в нем лапоть, ложка,мед) | Слайд 13 Учитель читает загадки про лапоть, ложку, бортничество | Анализ полученных знаний | Развитие навыков самостоятельной работы | |
VII Организация Д/з Цель:организовать поуровневое д/з | « 3» уровень- прочитать § 2, ответить на вопросы, уметь показывать по карте племена восточных славян, знать определения новых слов.«2 уровень» - составить рассказ по иллюстрации в учебнике,«1 уровень» - составить кроссворд с ключевым словом славяне | Дифференциро вать задания | Заполнить печатную тетрадь | Умение работать с текстом | |