kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 6 классе "Образование государства у восточных славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истори России в 6 классе  "Образование государства у восточных славян" по учебнику А.А. Данилова., Е.Г. Косулиной. Урок построен в соотвествии с требованиями  ФГОС. В процессе урока происходит формирование универсальных учебных действий у учащихся, достигнуты определенные предметные и метапредметные результаты.  Дети работают на уроке в парах, в группах, самостоятельно формулируют тему, учатся анализировать и исправлять собственные ошибки. Учащиеся выявили и обсудили причины и  предпосылки образования государства у славян, рассмотрели схему управления Древнерусским государством, сравнивали и анализировали документы, относящиеся к эпохе образования государства у восточных славян, составяли логические цепочки. В конце урока  провели рефлексию,  был   подведен итог урока  и  задано домашнее задание. Тема урока раскрыта, задачи практически решены.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 6 классе "Образование государства у восточных славян" »

Урок истории в 6 классе "Образование государства у восточных славян"


1. ФИО: Коннова Наталья Борисовна

2. Место работы: МБОУ СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области

3. Должность: учитель истории и обществознания

4. Предмет: история

5. Класс: 6

6. Тема и номер урока в теме: «Образование государства у восточных славян», урок №4

7. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 6класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012 г.

8. Цель урока:

изучение процесса формирования Древнерусского государства; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашего народа,

9. Задачи:

1)Определить факты, подтверждающие появление государства у восточных славян в IX в

2) Выявить и обсудить причины и предпосылки создания государства;

3) Рассмотреть систему управления Древнерусским государством;

4)Сравнить и проанализировать документы, относящиеся к событиям образования государства у восточных славян; ( Источник "Повесть временных лет", отрывки)

5) Рассмотреть систему управления Древнерусским государством;

6) Продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа (составить логическую цепочку, схему)

7) закрепить навыки учащихся работы с исторической картой;

10. Тип урока: открытие новых знаний

11. Формы работы учащихся: анализ исторических документов, беседа по прочитанному тексту, работа по карте, работа со схемой, составление логической цепочки, работа в парах, заполнение таблицы..

12. Необходимое оборудование:

Карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.», документ «Повесть временных лет» Нестора, текст учебника, меловые записи на доске, , портреты Рюрика, Нестора.

Презентация к уроку, рабочая тетрадь, карточки с проблемными заданиями для групповой работы.

13. Основные понятия:

  • Государство

  • варяги (норманны)

  • князь

  • дружина

  • полюдье

  • Функции государства

  • предпосылки

План урока:

1. Государство. Предпосылки создания государства.

2. Варяги в Восточной Европе.

3. Образование государственных центров и государства у восточных славян

 Эпиграф:

« Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити , и откуда Русская земля стала есть …» Летописец Нестор


14. Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Мотивация к учебной деятельност.(2-3 мин)

Мини-цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Организация класса

Создает для учеников проблемную ситуацию Появление государства у восточных славян: закономерность или случайность?»

Презентация

«Образование государства у восточных славян» (слайд1) Наша Родина -Россия



Работа с картой, находят государство, в котором мы живем.

Л,Р,К

Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками


2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

(5-7мин.)

выявляет затруднения учащихся в выполнении задания 1 в рабочих тетрадях, стр.9,

Комментируют по парам выполненное задание, фиксируют ошибки

К,Л,П

3.Выявление места и причины затруднения

(5-7миню)

Фронтальная беседа с учащимися по вопросам: Что входит в функции государства? Что такое государство? Что регулирует государство…


Отвечая на вопросы, дети восполняют пробелы в выполненном задании, исправляя допущенные ошибки

К,П

Познавательные: умение извлекать информацию, формулировка проблемы.

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и сверстниками


4.Этап построения проекта выхода из затруднения

(6-9мин)

Демонстрация слайда

№3, 4 Презентации, показывается схема «Образование государства у восточных славян»


Выстраивают логическую цепочку, в ходе которой заполняется схема «Государство. Функции государства»


Л,П,Р, К

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений

Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата своих действий;


5. Этап реализации построенного проекта

(4-6мин.)

Беседа с детьми по вопросам учебника, побуждающим мыслить ученика

Работа с текстом учебника. Находят и преобразуют информацию

работают с понятийным аппаратом


Физкультминутка


П, К

Познавательные: работа с понятийным аппаратом, текстом , преобразование информации;


6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

(5-7мин.)

Проблемно-диалогическое общение, суммирует знания учащихся, подводит их к выводу через общение

Отвечая на вопросы, дети делают вывод, обобщая первичные знания и производят их закрепление. Работа с картой.

П,К,Л

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение строить высказывания.

Коммуникативные: работа в группах, оценка действий одноклассников


7этап Этап самостоятельной работы проверки по эталону. (5-7мин.)

Знакомит с алгоритмом выполнения задания, формирует умения учащихся в правильности его применения, создание ситуации успеха

Работают с таблицей «Управление древнерусским государством», рабочая тетрадь, задание 5, осмысленная коррекция учащихся своих ошибок в самостоятельной работе

Р, К

Регулятивные: Контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

8.Включение в систему знания и повторения

(6-9миню)

Подводит учащихся к выводу по поставленной проблеме в начале урока, нацеливает на работу с карточками

Обобщают, систематизируют полученные знания, делают вывод по проблеме.

Р, П, К

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

9. Рефлексия учебной деятельности и самооценка

Домашнее задание(3-4мин.)

Фронтальный диалог

Отметить работу на уроке всех учащихся. Выделить наиболее активных. Поставить отметки.

Комментирует, объясняет и записывает на доске д/з

Дают самооценку и оценивают работу всего класса

К, П, Л

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Ход урока.

1.Мотивация учащихся. Вступительное слово учителя. Ребята, скажите, пожалуйста, в каком государстве мы с вами живем? Россия?! Правильно. Нет, наверное, человека, который этого не знал. А какая она Россия? Хочу начать наш урок со стихотворения

В. А. Жуковского о Родине. (Учитель читает стих на фоне музыки)

Презентация «Образование государства у восточных славян »(слайд1) Наша Родина -Россия.



Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?



Наша Родина – Россия! Великая наша держава, любимая наша страна! Прекрасное, богатое, сильное и могучее государство! Сколько событий произошло в истории нашей страны и государства за столько веков: изменялась территория, менялись названия страны, шли войны, революции, выдающиеся деятели государства оставляли след в развитии мировой истории и истории Отечества. Россия!… А как вы думаете, почему появилось наше государство?... Как оно формировалось?...

Слайд 2,3

«Наша Родина - Россия, ее история в исторических картах»



А теперь давайте с вами попробуем обозначить тему нашего урока? Учитель записывает тему на доске, а учащиеся - в тетрадях:

ТЕМА: "Образование государства у восточных славян".

2этап Актуализация знаний.

Учитель: «А что такое государство? »

  • Индивидуальная работа в рабочих тетрадях: задание №1 к пар.3 Составление логической цепочки.






3этап.- Выявление места и причины затруднения

Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все народы в своей истории.

Поработаем с учебником стр. 19-22, где рассказывается, как шел процесс развития славян с опорой на схему (5-6 мин)


Задание: Найти в тексте учебника и назвать предпосылки (предварительные условия) для

создания государства у восточных славян. ( учащиеся называют)

-- На основе ранее полученных знаний и в ходе совместной работы учителя и учащихся дети выстраивают логическую цепочку, а затем заполняют схему «Функции (задачи) государства».

(Работа со слайдом 4 презентации «Образование государства у восточных славян» )

  1. Какие государства Древнего мира и Средних веков вы знаете, назовите?

  2. Что объединяет все государства?

  3. Каковы условия и причины их формирования?

  4. Когда образовалось государство у восточных славян? / слайд 5/


Вывод : К IX в. у восточных славян были все предпосылки к созданию

государства.


4этап. Этап построения проекта выхода из затруднения

Слад4



5.Этап реализации построенного проекта


Работа с текстом учебника с.21 аб.2-4. Прочитать текст, выписать встретившиеся в тексте термины, объяснить их значение. /Ремесленники, печенеги, купцы, дружина, князь/ Беседа по вопросам: 1.Какими товарами велась торговля на пути «из варяг в греки»?

2.Как называются люди, профессионально занимающиеся торговлей?



3. Что такое город?..

4.Кто проживал в нем?...

На доске записаны понятия, дети дают их комментарий.

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа с картой и атласом «Киевская Русь»

Работа с источником «Повесть временных лет» О захвате Олегом Киева

Вопросы: Покажите два исторических центра восточных славян. Кто участвовал в походе Олега на Киев? Как вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства? Какие выводы из этого следуют?

Выводы: Государство образовалось в конце IX века. Вторжение варягов ускорило этот процесс. /слайд 5-6 /

7 этап. Этап самостоятельной работы проверки по эталону. Дети работают с таблицей в рабочей тетради, задание 5, п.3. В соответствующие колонки таблицы запишите цифры, которыми обозначены варианты ответов.





8 этап. Включение в систему знания и повторения. Демонстрация слайда № 6. Дети делают вывод по поставленной проблеме.

Процесс появления государства является неизбежным и закономерным. 2.В конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь.

В конце IX века, в 882 году, на землях восточных славян сложилось Древнерусское государство - Киевская Русь. Оно формировалось в результате сложного, закономерного взаимодействия внутренних и внешних факторов. В древнерусском государстве сменились элементы родоплеменного управления. Управлял государством князь, с помощью дружины, опираясь на полюдье.




9 этап. Рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок.

Что Вы нового узнали на уроке? Чему научились? (научились дискутировать, работать с источником, вырабатывать свою точку зрения, позицию, личностно осмысливать изучаемый материал). Что вам понравилось на уроке? А что нет? Почему? Обращаю ваше внимание на то, что у вас на парте с левой стороны лежат цветные смайлики: красный, синий, зеленый. А сейчас подумайте, пожалуйста, и выберите один смайлик любого цвета. Если вам урок очень понравился, возьмите красный смайлик, если не очень, зеленый, если совсем не понравился, то синий и бросьте в конвертик нашему почтальону.

Учащиеся в ходе фронтального диалога с учителем фиксируют новое содержание, изученное на уроке, оценивают работу всего класса, ими дается оценка собственной учебной деятельности.

10. Итог урока, домашнее задание. Учитель комментирует домашнее задание, объясняет его и обязательно записывает на доске. Д/задание по выбору учащихся: 1)составить рассказ о путешествии купца по торговому пути «из варяг в греки»; 2) написать сочинение "Один день в Древнерусском государстве; 3 Составить план "Образование Древнерусского государства".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории в 6 классе "Образование государства у восточных славян"

Автор: Коннова Наталья Борисовна

Дата: 22.06.2014

Номер свидетельства: 107837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентация к уроку по истории России. 6 класс. Восточные славяне "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-po-istorii-rossii-6-klass-vostochnyie-slavianie"
    ["file_id"] => string(6) "108673"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403802396"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "урок истории "ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-istorii-otkuda-iest-poshla-ziemlia-russkaia"
    ["file_id"] => string(6) "153250"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420986492"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Формирование Древнерусского государства "
    ["seo_title"] => string(46) "formirovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva-1"
    ["file_id"] => string(6) "155768"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421322450"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Образование Древнерусского государства. 10 класс."
    ["seo_title"] => string(48) "obrazovaniiedrievnierusskoghoghosudarstva10klass"
    ["file_id"] => string(6) "279230"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453209478"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "10 класс Тест "Первые русские князья" 5 вариантов "
    ["seo_title"] => string(53) "10-klass-tiest-piervyie-russkiie-kniaz-ia-5-variantov"
    ["file_id"] => string(6) "110136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1405586233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства