Урок истории в 6 классе "Образование государства у восточных славян"
Урок истории в 6 классе "Образование государства у восточных славян"
Урок по истори России в 6 классе "Образование государства у восточных славян" по учебнику А.А. Данилова., Е.Г. Косулиной. Урок построен в соотвествии с требованиями ФГОС. В процессе урока происходит формирование универсальных учебных действий у учащихся, достигнуты определенные предметные и метапредметные результаты. Дети работают на уроке в парах, в группах, самостоятельно формулируют тему, учатся анализировать и исправлять собственные ошибки. Учащиеся выявили и обсудили причины и предпосылки образования государства у славян, рассмотрели схему управления Древнерусским государством, сравнивали и анализировали документы, относящиеся к эпохе образования государства у восточных славян, составяли логические цепочки. В конце урока провели рефлексию, был подведен итог урока и задано домашнее задание. Тема урока раскрыта, задачи практически решены.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 6 классе "Образование государства у восточных славян" »
Урок истории в 6 классе "Образование государства у восточных славян"
1. ФИО: Коннова Наталья Борисовна
2. Место работы:МБОУ СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области
3. Должность: учитель истории и обществознания
4. Предмет:история
5. Класс: 6
6. Тема и номер урока в теме: «Образование государства у восточных славян», урок №4
7. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 6класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012 г.
8. Цель урока:
изучение процесса формирования Древнерусского государства; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашего народа,
9. Задачи:
1)Определить факты, подтверждающие появление государства у восточных славян в IX в
2) Выявить и обсудить причины и предпосылки создания государства;
3) Рассмотреть систему управления Древнерусским государством;
4)Сравнить и проанализировать документы, относящиеся к событиям образования государства у восточных славян; ( Источник "Повесть временных лет", отрывки)
5) Рассмотреть систему управления Древнерусским государством;
6) Продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа (составить логическую цепочку, схему)
7) закрепить навыки учащихся работы с исторической картой;
10. Тип урока: открытие новых знаний
11. Формы работы учащихся: анализ исторических документов, беседа по прочитанному тексту, работа по карте, работа со схемой, составление логической цепочки, работа в парах, заполнение таблицы..
12. Необходимое оборудование:
Карта “Древнерусское государство в IX-XII вв.», документ «Повесть временных лет» Нестора, текст учебника, меловые записи на доске, , портреты Рюрика, Нестора.
Презентация к уроку, рабочая тетрадь, карточки с проблемными заданиями для групповой работы.
13. Основные понятия:
Государство
варяги (норманны)
князь
дружина
полюдье
Функции государства
предпосылки
План урока:
1. Государство. Предпосылки создания государства.
2. Варяги в Восточной Европе.
3. Образование государственных центров и государства у восточных славян
Эпиграф:
« Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити , и откуда Русская земля стала есть …» Летописец Нестор
14. Технологическая карта урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
1.Мотивация к учебной деятельност.(2-3 мин)
Мини-цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Организация класса
Создает для учеников проблемную ситуацию Появление государства у восточных славян: закономерность или случайность?»
Презентация
«Образование государства у восточных славян» (слайд1) Наша Родина -Россия
Работа с картой, находят государство, в котором мы живем.
Л,Р,К
Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками
2.Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии
(5-7мин.)
выявляет затруднения учащихся в выполнении задания 1 в рабочих тетрадях, стр.9,
Комментируют по парам выполненное задание, фиксируют ошибки
К,Л,П
3.Выявление места и причины затруднения
(5-7миню)
Фронтальная беседа с учащимися по вопросам: Что входит в функции государства? Что такое государство? Что регулирует государство…
Отвечая на вопросы, дети восполняют пробелы в выполненном задании, исправляя допущенные ошибки
Коммуникативные: сотрудничества с учителем и сверстниками
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
(6-9мин)
Демонстрация слайда
№3, 4 Презентации, показывается схема «Образование государства у восточных славян»
Выстраивают логическую цепочку, в ходе которой заполняется схема «Государство. Функции государства»
Л,П,Р, К
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений
Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата своих действий;
5. Этап реализации построенного проекта
(4-6мин.)
Беседа с детьми по вопросам учебника, побуждающим мыслить ученика
Работа с текстом учебника. Находят и преобразуют информацию
работают с понятийным аппаратом
Физкультминутка
П, К
Познавательные: работа с понятийным аппаратом, текстом , преобразование информации;
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
(5-7мин.)
Проблемно-диалогическое общение, суммирует знания учащихся, подводит их к выводу через общение
Отвечая на вопросы, дети делают вывод, обобщая первичные знания и производят их закрепление. Работа с картой.
П,К,Л
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение строить высказывания.
Коммуникативные: работа в группах, оценка действий одноклассников
7этапЭтап самостоятельной работы проверки по эталону. (5-7мин.)
Знакомит с алгоритмом выполнения задания, формирует умения учащихся в правильности его применения, создание ситуации успеха
Работают с таблицей «Управление древнерусским государством», рабочая тетрадь, задание 5, осмысленная коррекция учащихся своих ошибок в самостоятельной работе
Р, К
Регулятивные: Контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
8.Включение в систему знания и повторения
(6-9миню)
Подводит учащихся к выводу по поставленной проблеме в начале урока, нацеливает на работу с карточками
Обобщают, систематизируют полученные знания, делают вывод по проблеме.
Р, П, К
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
9. Рефлексия учебной деятельности и самооценка
Домашнее задание(3-4мин.)
Фронтальный диалог
Отметить работу на уроке всех учащихся. Выделить наиболее активных. Поставить отметки.
Комментирует, объясняет и записывает на доске д/з
Дают самооценку и оценивают работу всего класса
К, П, Л
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
Ход урока.
1.Мотивация учащихся. Вступительное слово учителя. Ребята, скажите, пожалуйста, в каком государстве мы с вами живем? Россия?! Правильно. Нет, наверное, человека, который этого не знал. А какая она Россия? Хочу начать наш урок со стихотворения
В. А. Жуковского о Родине. (Учитель читает стих на фоне музыки)
Презентация «Образование государства у восточных славян »(слайд1) Наша Родина -Россия.
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Наша Родина – Россия! Великая наша держава, любимая наша страна! Прекрасное, богатое, сильное и могучее государство! Сколько событий произошло в истории нашей страны и государства за столько веков: изменялась территория, менялись названия страны, шли войны, революции, выдающиеся деятели государства оставляли след в развитии мировой истории и истории Отечества. Россия!… А как вы думаете, почему появилось наше государство?... Как оно формировалось?...
Слайд 2,3
«Наша Родина - Россия, ее история в исторических картах»
А теперь давайте с вами попробуем обозначить тему нашего урока? Учитель записывает тему на доске, а учащиеся - в тетрадях:
ТЕМА: "Образование государства у восточных славян".
2этап Актуализация знаний.
Учитель: «А что такое государство? »
Индивидуальная работа в рабочих тетрадях: задание №1 к пар.3 Составление логической цепочки.
3этап.- Выявление места и причины затруднения
Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все народы в своей истории.
Поработаем с учебником стр. 19-22, где рассказывается, как шел процесс развития славян с опорой на схему (5-6 мин)
Задание: Найти в тексте учебника и назвать предпосылки (предварительные условия) для
создания государства у восточных славян. ( учащиеся называют)
-- На основе ранее полученных знаний и в ходе совместной работы учителя и учащихся дети выстраивают логическую цепочку, а затем заполняют схему «Функции (задачи) государства».
(Работа со слайдом 4 презентации «Образование государства у восточных славян» )
Какие государства Древнего мира и Средних веков вы знаете, назовите?
Что объединяет все государства?
Каковы условия и причины их формирования?
Когда образовалось государство у восточных славян? / слайд 5/
Вывод : К IX в. у восточных славян были все предпосылки к созданию
государства.
4этап. Этап построения проекта выхода из затруднения
Слад4
5.Этап реализации построенного проекта
Работа с текстом учебника с.21 аб.2-4. Прочитать текст, выписать встретившиеся в тексте термины, объяснить их значение. /Ремесленники, печенеги, купцы, дружина, князь/ Беседа по вопросам: 1.Какими товарами велась торговля на пути «из варяг в греки»?
2.Как называются люди, профессионально занимающиеся торговлей?
3. Что такое город?..
4.Кто проживал в нем?...
На доске записаны понятия, дети дают их комментарий.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с картой и атласом «Киевская Русь»
Работа с источником «Повесть временных лет» О захвате Олегом Киева
Вопросы: Покажите два исторических центра восточных славян. Кто участвовал в походе Олега на Киев? Как вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства? Какие выводы из этого следуют?
Выводы: Государство образовалось в конце IX века. Вторжение варягов ускорило этот процесс. /слайд 5-6 /
7 этап. Этап самостоятельной работы проверки по эталону. Дети работают с таблицей в рабочей тетради, задание 5, п.3. В соответствующие колонки таблицы запишите цифры, которыми обозначены варианты ответов.
8 этап. Включение в систему знания и повторения. Демонстрация слайда № 6. Дети делают вывод по поставленной проблеме.
Процесс появления государства является неизбежным и закономерным. 2.В конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь.
В конце IX века, в 882 году, на землях восточных славян сложилосьДревнерусское государство - Киевская Русь. Оно формировалось в результате сложного, закономерного взаимодействия внутренних и внешних факторов. В древнерусском государстве сменились элементы родоплеменного управления. Управлял государством князь, с помощью дружины, опираясь на полюдье.
9 этап. Рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок.
Что Вы нового узнали на уроке? Чему научились? (научились дискутировать, работать с источником, вырабатывать свою точку зрения, позицию, личностно осмысливать изучаемый материал). Что вам понравилось на уроке? А что нет? Почему? Обращаю ваше внимание на то, что у вас на парте с левой стороны лежат цветные смайлики: красный, синий, зеленый. А сейчас подумайте, пожалуйста, и выберите один смайлик любого цвета. Если вам урок очень понравился, возьмите красный смайлик, если не очень, зеленый, если совсем не понравился, то синий и бросьте в конвертик нашему почтальону.
Учащиеся в ходе фронтального диалога с учителем фиксируют новое содержание, изученное на уроке, оценивают работу всего класса, ими дается оценка собственной учебной деятельности.
10. Итог урока, домашнее задание. Учитель комментирует домашнее задание, объясняет его и обязательно записывает на доске. Д/задание по выбору учащихся: 1)составить рассказ о путешествии купца по торговому пути «из варяг в греки»; 2) написать сочинение "Один день в Древнерусском государстве; 3 Составить план "Образование Древнерусского государства".