kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории по теме «Восточные славяне и их соседи» с использованием ЭФУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока содержит технологическую карту урока истории в 6 классе по теме "Восточные славяне и их соседи". На уроке используется электронная форма учебника "История России. 6 класс",  авторы: Арсентьев Н.М. Данилов А.А. Соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории по теме «Восточные славяне и их соседи» с использованием ЭФУ»








Номинация: «Урок с ЭФУ по модели «1ученик:1 компьютер»»


Тема разработки: «Восточные славяне и их соседи»




Предмет: «История»

Класс: 6

Автор: Кошкарова Юлия Валерьевна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Качкашурская СОШ»





Технологическая карта урока


Название методической разработки: Урок истории по теме «Восточные славяне и их соседи» с использованием ЭФУ

Автор разработки: Кошкарова Юлия Валерьевна


Общая часть


Предмет

Класс


Тема урока

История

6

Восточные славяне и их соседи


Используемая электронная форма учебника


Название

Класс


Авторы

История России

6

Арсентьев Н.М. Данилов А.А.


Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные


  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении славян;

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей;

  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного устройства и религиозных верований славян;

  • анализ информации, содержащейся в письменных источниках;

  • определение и использование исторических понятий и терминов;

  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней Руси, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.


  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • работать с учебной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, информацию);

  • обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.;

  • использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях (ЭФУ, Интернет);

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать индивидуально и в группе.


  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества

  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями

  • формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой проблеме,

  • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога.



Решаемые учебные проблемы



Основные понятия, изучаемые на уроке

1) Происхождение восточных славян.

2) Хозяйство славян.

3) Быт и нравы восточных славян.

4) Духовный мир славян.

5) Общины земледельцев.


Подсечно-огневое, переложное земледелие. Вервь. Племенные союзы

славян. Соседи восточных славян. Идол. Капища. Язычество. Князь,

дружина. Народное ополчение


ТСО (оборудование)



Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)


Моноблоки (10), учительский компьютер, интерактивная доска Smart Board, проектор, ОС Windows XP, MS Office 2007


ЭФУ: Арсентьев Н.М. Данилов А.А.История России. 6 класс

Видео https://www.youtube.com/watch?v=ykKyCCzhAAk

Упражнение http://LearningApps.org/display?v=pu9vpoaft17

Физкультминутка https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E



Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)



1 ученик:1 компьютер


Организационная структура урока


Этап урока

Задача

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Мотивационно-

целевой

Постановка цели и задач урока.


Что вам известно о происхождении, расселении, занятиях и верованиях восточных славян?

Что ещё, на ваш взгляд, надо узнать, чтобы иметь наиболее достоверную и полную картину жизни наших далёких предков?

Формулировать познавательные

запросы по теме урока

5

Ориентацион-ный

(актуализации)

Постановка основных и проблемных вопросов.
























Карта «Расселение славян и их соседи» (Медиатека ЭФУ)

Рубрика «Запомните эти даты!»



Схема «Расселение восточных славян» (Медиатека ЭФУ)

Постановка основных и проблемных вопросов: когда произошло выделение славянских племён

из индоевропейских?

Происхождение восточных славян


Работа с картой: на каких территориях и когда расселились восточные славяне? Какие соседние народы населяли равнину? На берегах каких рек поселились восточные славяне?

Работа со схемой: пользуясь схемой и картой выполнить задание 1 в рабочей тетради на с.14.




Предлагает обсудить в парах:

Какие природно-климатические условия ожидали переселенцев?

Предположите, какие занятия могли успешно развиваться у обитателей равнины. Как они могли повлиять на организацию

жизни восточных славян?

Делают предположения, высказывают свое мнение.





Работают с картой. Извлекают информацию и формулируют суждения, выводы на основе анализа карты.

Определяют дату расселения славян.



Работа со схемой:

Заполняют таблицу в РТ. (приложение 2.)




Работают в парах: Прогнозируют особенности исторического развития народа с учётом влияния природно-климатического фактора.

Раскрывать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием

Общества.



10













Содержатель-но-

операционный

Решение основных проблем урока.


  • Хозяйство славян
















  • Быт и нравы восточных славян








  • Духовный мир славян








  • Общины земледельцев

https://www.youtube.com/watch?v=ykKyCCzhAAk

«История Государства Российского» Н.М.Карамзина. Славяне











Физкультминутка

https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E


Словарь

(Медиатека ЭФУ)

Упражнение «Духовный мир славян»

http://LearningApps.org/display?v=pu9vpoaft17



Работаем с текстом ЭФУ с. 32

Используем инструмент «закладка».


Словарь

(Медиатека ЭФУ)

Работа с видефрагментом:

Просмотрите фильм, перечислите главные занятия восточных славян и назовите орудия труда, которыми они пользовались. В чём преимущество двуполья и трёхполья перед перелогом

и подсечно-огневой системой?

Обсудите ответы с соседом по

парте. Какие вопросы у вас воз-

никли?








Работа с источником:

Какие черты характера славян

оказались востребованными при

освоении ими просторов равни-

ны?

Используйте сведения из

сочинения Маврикия Стратега

(см. приложение 1)


Можно ли славян назвать языческими? Дайте определение язычеству.

Предлагает выполнить интерактивное упражнение «Найди пару». (на интерактивной доске)




Чем отличается родовая община от соседской? Как управляется?

Предлагает сделать закладку в тексте и обратиться к словарю, найти определение «вече»

Просмотр видео: Систематизируют информацию.

Выделяют особенности исторических объектов. Объясняют особенности систем земледелия.

Участвуют в обсуждении.

Оценивают поведение людей, их деятельность.






Выполняют физкультминутку



Работают с источником:

Анализируют источник, работают по памятке.

Сравнивают

исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков.



Работают со словарем:

Находят определения в словаре: язычники, традиционные верования

Работают по желанию у интерактивной доске. Выполняют упражнение, соединяют картинку божества славян с названием.

Работа с текстом: находят ответ в тексте. Высказывают свое мнение о различиях. Делают закладку, находят в словаре определение «вече».



20

Контрольно-

оценочный

(в том числе

рефлексивный

Закрепить полученные знания







Рефлексия

Тренажёр ЭФУ








Предлагает выполнить задания в Тренажёр






Изменились ли ваши знания о

жизни восточных славян? Что

нового вы узнали? О чём бы вы ещё хотели узнать?

Выполняют задания в тренажёре






Обсуждают результаты деятельности и подводят её итоги.

Оценивают свою познавательную деятельность

7

Домашнее задание

Закрепление полученных знаний в виде д/з

Контроль знаний «Восточные славяне и их соседи» ЭФУ



Объясняет д/з

1) в ЭФУ выполнить контроль знаний.

2) Задание в рабочей тетради № 5, с.16.


Записывают д/з

3












Приложение 1.


МАВРИКИЙ СТРАТЕГ о славянах и антах (конец VI в.)

Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны… Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределённое время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на их усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп, либо останутся там как свободные люди и друзья. Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днём, выдумывая многочисленные уловки. Они опытнее всех людей и в переправе через реки… Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отравляющим веществом…

Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I—VI вв.)/ Сост. Л. А. Гиндин

и др. — М., 1994. — С. 369—371.

Памятка по работе с историческим источником

1. Прочитайте заглавие (если оно есть).

2. Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах он был создан? Каковы цели создания?

3. Прочитайте имя автора документа, если оно имеется. Узнайте или вспомните, известно ли вам что-либо о нём.

4. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.

5. Прочитайте вопросы и найдите ответы в тексте исторического источника.

6. Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Если есть противоречия с тем, что вы уже знаете, то в чём они?



Приложение 2.


Союз племен

Территория его проживания



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории по теме «Восточные славяне и их соседи» с использованием ЭФУ

Автор: Кошкарова Юлия Валерьевна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства