Развивающая – развитие навыков анализа текста учебника, документа, других источников, навыков работы с исторической картой.
Воспитательная – формирование исторической идентичности современных русских с их предками – восточными славянами.
Задачи: В результате изучения темы ученики должны : 1. Развить спои навыки анализа, работы с картой.
2. Сформировать чёткие представления о месте обитания, занятиях, обычаях, управлении, общественном строе и верованиях восточных славян, идентифицировать себя со своими предками( если класс многонациональный – сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей).
- Определять и объяснять понятия.
-Выявлять причину и следствие .
-Определять и объяснять своё отношение к событиям изучаемого периода.
- Решать учебно-жизненные задачи с позиции человека 21 века.
Тип урока: Урок открытия знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование-компьютер, мультимедийный проектор, учебный диск.
Обязательный минимум содержания: Восточные славяне.
А) Рассмотреть на материале параграфа, документа происхождение восточных славян.
Б) используя карту проследить процесс освоения Восточно – Европейской равнины.
В) на материале параграфа познакомиться с общественным устройством, занятиями, обычаями и верованиями восточных славян.
Примерный вывод по проблеме: В результате переселения народов из индоевропейцев выделились восточные славяне, сформировавшиеся как самостоятельная общность со своей культурой и своим местом среди соседних народов.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Мотивация Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи. | Ребята, на вводном уроке вы получили опережающее задание: 1) Узнать, кто такие индоевропейцы?2) Почему и какие народы выделились из племён индоевропейцев? Зачитывает размещённое на доске или на слайде стихотворение и демонстрирует внешний облик восточных славян. Предлагает учащимся определить тему урока. Тема: Восточные славяне. В течении урока сформировать чёткое представление о восточных славянах. | Отвечают на вопросы. Выдвигают версии, анализируют стихотворение и слайд Определяют тему и цель занятия. | Подтверждение знаний, способствующих определению темы урока. | Определяют историческое время события, процесс развития события, место события. | Познавательные УУД: Находить достоверную информацию (текст учебника, энциклопедия), а нализ текста, определение понятий( индоевропейцы), выделять причины и следствие ( причины переселения и освоение новых территорий) |
2.Создание проблемной ситуации .Формулирование проблемы. | Предлагает деление на группы, объясняет правила работы. Предлагает используя карту и текст учебника определить, как природные условия влияли на быт, занятия, верования, названия племенных союзов. Выводы разместить в таблице. Составить оценочное суждение о нравах и обычаях. | Работают в группах, анализируют карту и текст, выделяют понятия ( поляне и т. д., землянка, полуземлянка, промыслы, подсечно-огневая, перелог, язычество, волв, кудесник и т. д., умыкание, многожёнство, кровная месть. Делают выводы, оформляют таблицу, оценивают нравы и обычаи, озвучивают результат. | Формируется мировоззрение, в том числе личностное. Формируется умение анализировать и оценивать ситуацию. | Определяют место и время, дают характеристику явлений, определяют и объясняют термины и понятия. | Познавательные УУД: нахолят информацию, анализируют, определяют понятия, обобщают и делают выводы. Личностные: дают оценку нравов и обычаев с позиции современного гражданина России. Коммуникативные УУД: Работают в группах, заполняют таблицу, используют речевые средства. |
Версии. | Из ранее изученного материала мы знаем различные виды общественного устройства. Предлагает сформулировать свою версию общественного устройства у восточных славян на основании текста и документа. Дать свою оценку отношения автора документа к общественному строю восточных славян. | На основании текста параграфа и документа делают вывод – соседская или территориальная община. Дают оценку отношения автора документа к общественному устройству у восточных славян. | Формирование мировоззрения, в том числе личностного. | Определяют по датам век, процесс, место события. Определяют суть терминов и понятий. | Личностные УУД – оценка отношения автора документа. Познавательные УУД – находят информацию, анализируют, делают выводы, выдвигают причину и следствие. Коммуникативные УУД – работают в группах. |
Актуализация знаний и планирование действий. | Что бы решить проблему урока мы должны вспомнить.1. Кто такие индоевропейцы, причины выделения славян и их деления на три ветви. Как восточные славяне осваивали Восточно – Европейскую равнину. Что представляли собой общественное устройство, занятия, быт, нравы, обычаи и верования восточных славян. Знать время события. Определять значение и смысл терминов и понятий. | Работая в группах и используя текст, карту, данные составленных таблиц учащиеся выполняют поставленную задачу. | Формирование мировоззрения, в том числе личностного. | Определяют суть понятий и терминов, хронологию, место события, | Регулятивные УУД – определяют цель,составляют план. Коммуникативные УУД – работают в группах |
| Что бы объяснить процесс освоения славянами Восточно - Европейской равнины и формирования восточнославянской общности с её особенностями нам необходимо составить план наших действий. | Составляют при помощи учителя план. 1. Индоевропейцы и переселение народов. 2. Выделение славян и деление их на 3 ветви. 3. Восточные славяне, освоение Восточно – Европейской равнины. 4.Занятия, быт, нравы и обычаи, верования. 5. Общественное устройство. Итог рассматриваемого события. Учащиеся комментируют пункты плана и делают по ним выводы. | Воспитание патриотизма, гражданской идентичности, Чувства гордости за свих предков, за прошлое и настоящее России. | Составляют план. Формирование целостного мировоззрения, выявление причин и следствий, формирование логической последовательности, представление мотивов действий. | |
| | | | | |
Физкультминутка. | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
6Выражение решения проблемы | Итак, ребята, главным вопросом урока был вопрос о причинах выделения славян из индоевропейцев, делении на 3 ветви, освоении Восточно – Европейской равнины и формирования чёткого представления о восточных славянах | Примерный вывод по проблеме: в результате переселения народов из индоевропейцев выделились славяне, их восточная ветвь освоила Восточно – Европейскую равнину, сформировавшись в самостоятельную общность со своей культурой и местом среди окружающих народов. | Формирование целостного восприятия окружающего мира, процессов происходящих в нём. | Определяют проблему, ориентируются в хронологии, терминологии, сформировано представление о восточных славянах. | Регулятивные УУД – определяют проблему. Коммуникативные УУД – работа в группах. |
Применение нового знания. | Почему освоение Восточно – Европейской равнины происходило мирным путём? Каково влияние климатических и природных условий на культуру восточных славян? Какой вывод можно сделать по изученному материалу? Учитель показывает презентацию. | Выполняют задание . аргументируют свои высказывания. Делают выводы. Учащиеся комментируют презентацию. | Формирование целостного мировоззрения. | Определяют процесс, выделяют причины и следствия, делают выводы, дают оценку. | |
Рефлексия. | Ребята, вернемся к началу нашего урока и скажем, какую тему мы сегодня изучали? О чем вы узнали на уроке? Что было наиболее трудно? Чему вы научились? Где вам могут пригодиться новые знания? | Восточные славяне. О восточных славянах, их быте, занятиях, нравах, обычаях, верованиях, общественном устройстве. Выделение проблемы, составление таблицы. Работать с картой, источником, составлять таблицу, составлять план, определять тему и цель занятия, давать оценку рассматриваемым событиям. На следующих уроках, на других предметах, при выполнении контрольных, при общении с людьми. | Формирование целостного мировоззрения. | Оперируют понятиями, Выделяют значимое из общего, Оценивают степень сложности задания, оценивают полученные навыки и степень их применения. | Познавательные УУД. Личностные УУД Регулятивные УУД. |
10 Домашнее задание | Прочитать дома параграф 1 , ответить на вопросы. Описать иллюстрации параграфа. Составить план ответа на вопрос 5. | Записывают в дневник домашнее задание | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Определяют место и время события, закрепляют знания терминов и понятий, формируют представление о причине и следствии. | Познавательные УУД. Регулятивные УУД. |
11 Самооценка учащихся | Учитель предлагает учащимся определить качество своего участия на уроке и поставить себе соответствующую оценку. Выдает учащимся бланки самооценки | Учащиеся заполняют бланки самооценки и оценивают свои знания. | Формирование ответственности за проделанную работу. | | Личностные УУД – дают и объясняют оценку своих достижений и товарищей по группе и классу. Коммуникативные УУД. |