kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Февральская революция 1917г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Февральский переворот 1917 года в России- массовые народные выступления в Петрограде, в результате которых был свергнут последний российский император Николай 2 и сформировано Временное правительство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Февральская революция 1917г»

Конспект урока «Февральская революция 1917г.» в 11 классе  

Цель урока:  донести до понимания  учащихся, что в России в феврале 1917г., в результате захвата Петрограда революционерами, началась великая буржуазно-демократическая революция. Февральская революция (23 февраля – 2 марта 1917 г.) носила буржуазно-демократический характер, и была обусловлена рядом объективных причин кризиса в стране.

Основные понятия урока: революция, мировая революция, Февральская революция переворот, Советы, демонстрация, забастовка, манифест, монархия, Временное правительство, двоевластие, политический кризис, политическая партия.

Тип урока:Урок изучения нового материала

Структура урока:

 I. Организационный момент

 II. Подготовка к изучению нового материала

 III. Изучение нового материала

 IV. Закрепление

 V. Домашнее задание

Оборудование:учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к изучению нового материала

Вводная беседа    Вопросы учащимся:

 Что такое революция?

Что такое буржуазно-демократическая революция?

 Какие исторические события определяли положение Российской империи к февралю 1917 г.?  

Нерешенные основные социально-политические вопросы революции 1905-1907 гг.:  

-Самодержавие оставалось  

-Оставалось помещичье землевладение и малоземелье крестьян  

-Не решен национальный вопрос(неравноправие народов России)

III. Изучение нового материала

1. Причины Февральской революции

-экономический кризис(разруха,вызваннаявойной,привела население к обнищанию и голоду)

-промышленный кризис (падение производства с осени 1916 г.)

-транспортный кризис;

-политический кризис (крушение царской семьи в связи с возвышением фигуры Распутина, переход Государственной Думы в оппозицию, заговоры аристократии);

-продовольственный кризис

(введение карточного распределения продуктов с начала 1916 г.)  

-не решен аграрный вопрос  

-ожидание народом прекращения войны  

-отсутствие рабочего законодательства

2. Ход Февральской революции в Петрограде 1917г.:конспективное изложение учителя.

В Февральской революции выделяют три основных этапа:

I. Начало революции

забастовка рабочих Путиловского завода(18 февраля)

локаут Путиловского завода

начало всеобщей забастовки рабочих в Петрограде(25 февраля)

антивоенная демонстрация рабочих(23 февраля)

II. Основной ход событий:

переход войск на сторону бастующих(захват мостов, правительственных учреждений)

формирование 2х органов власти

(Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временный  комитет Государственной Думы)

победа революции

 - образование Временного правительства(3 марта)

- отречение Николая II от престола(2 марта)

III. Итоги революции:

ликвидация монархии

начало демократии

период двоевластия(безвластия? многовластия?)

Учебное задание: перепишите в тетрадь план с доски.

Конспективное изложение учителя. Демонстрации и стачки начались в Петрограде с середины февраля 1917 г. 14 февраля прошла стачка 90 тыс. рабочих столицы в поддержку борьбы Госдумы за создание «ответственного правительства». Забастовка 36 тысяч рабочих Путиловского завода (самого крупного оборонного предприятия страны на тот момент) (показываю месторасположение завода на настенной карте «Петроград 1917г.») с требованием повышения зарплаты на 50% привела к тому, что дирекция завода 22 февраля уволила всех бастующих. Это заставило сокращённых рабочих 23 февраля выйти на улицы для продолжения борьбы в форме массовых демонстраций. 25 февраля Николай II приказал распустить Госдуму и использовать войска для расстрела демонстрантов. Но солдаты отказывались стрелять в рабочих, а в ночь с 26 на 27 февраля 1-й Пулемётный полк, расправившись с офицерами, перешёл на сторону демонстрантов. Колонны демонстрантов 27 февраля собрались у Госдумы . В здании Думы 27 февраля было создано два органа власти: депутаты Госдумы создали Временный комитет Госдумы, а депутаты промышленных предприятий Петрограда создали Временный Исполком Петроградского Совета, который 1 марта был переименован в Петроградский совет рабочих депутатов (председатель – меньшевик Н.С.Чхеидзе).

Чхеидзе Николай Семенович (1864 — 7 июня 1926). Из дворян. Учился в Новороссийском университете и Харьковском ветеринарном институте; из обоих учебных учреждений был исключен по политическим причинам. Один из основателей социал-демократического движения в Закавказье. С 1903 меньшевик. Депутат III и IV Дум от Тифлисской губ., председатель социал-демократической, с 1913 меньшевистской фракции. Масон, в 1912-—1916 член Верховного совета масонского «Великого Востока народов России». 27 февраля 1917 избран членом Временного комитета Государственной думы; Одновременно становится председателем исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. С июня 1917 председатель ВЦИК первого созыва. В 1918 председатель Закавказского сейма, в 1919— Учредительного собрания Грузии. С 1921 жил во Франции; покончил жизнь самоубийством.

Тогда же были арестованы члены царского правительства (без приказа). 2 марта формально решением Временного комитета ГД при согласовании с Исполкомом Петросовета было создано Временное правительство (председатель –Е.В.Львов), в которое представители Петроградского совета войти отказались, но решили контролировать его действия. Это стало началом двоевластия. В ходе февральских событий было убито 169 человек и ранено около 1000.

Львов Георгий Евгеньевич (1861–1925), русский политический деятель, князь, первый премьер-министр Временного правительства в 1917. Родился 21 октября (2 ноября) 1861 в семье помещика Тульской губернии. Получил юридическое образование в Московском университете (1885); служил в министерстве внутренних дел. В 1893 оставил службу, был избран в исполнительные органы тульского земства (губернского совещания), а в 1903–1906 стал председателем Тульской уездной земской управы. В 1906 был избран в 1-ую Государственную Думу, где присоединился к правому крылу Конституционно-демократической партии (кадетам). Когда в 1914 началась Первая мировая война, Львов стал председателем Всероссийского земского союза и одним из двух председателей «Земгора» (объединившего Земский союз и Союз городов), который взял на себя большую часть работы тыла по обеспечению российской армии. После февральской революции 1917 – глава первых двух кабинетов Временного правительства (март – июнь 1917). Встретившись с растущей оппозицией со стороны левых сил, реорганизовал правительство 18 мая 1917, когда большинство правых либералов ушло в отставку, но не смог удержать власть и 7 июля 1917 оставил все государственные посты. В ноябре, после большевистской революции, был арестован и заключен под стражу в Екатеринбурге, но сумел бежать. Впоследствии в Париже возглавил Русский комитет. Умер Львов в Париже 7 марта 1925.

 Какова же была судьба царя Николая II? Во время февральских событий он находился в ставке командования в Могилёве. К нему приходили известия о событиях в Петрограде и обращения от генералов с просьбами отречься от власти. Ночью со 2 на 3 марта на станции Дно Николай II подписал манифест об отречении в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, который отрёкся 3 марта (после приезда к нему делегации Временного правительства и временного комитета ГД).

Учебное задание. Назовите период правления Николая II?

3. Двоевластие.

Обобщающая характеристика. Сущность двоевластия – наличие двух центров политической власти (Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов), имеющих собственные вооружённые силы, структуру органов на местах.

 Фигурой, объединявшей оба центра двоевластия, был А.Ф. Керенский, входивший и в состав Временных правительств (он оказался главой последнего временного правительства перед Октябрьской революцией), и в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

Учебное задание:

составить логическую схему «Двоевластие в России 1917 г.»

двоевластие

Временное правительство

(председатель – Е.В.Львов)

«власть без силы»        

Советы рабочих и солдатских депутатов (председатель – меньшевик Н.С.Чхеидзе)

«сила без власти»


Рассуждение. В период с марта по октябрь 1917 г. Временные правительства, не обладая поддержкой населения, но выступающие за продолжение войны до победного конца, находились в постоянном кризисе. За это время сменилось 5 временных правительств, из которых 3 были коалиционными. Смене правительств предшествовали острые политические кризисы. Наиболее крупными из них были

апрельский кризис (связанный с нотой Милюковой, которая провозглашала продолжение войны и вызвала массовые недовольства в Петрограде),

июльский (после неудачного июльского восстания большевиков в Петрограде и заявлении Украины об автономии)

и августовский (обычно обозначаемый как Корниловский мятеж – попытка ввести войска в Петроград под видом защиты от немцев, но с реальной целью свержения правительства Керенского).

Основная причина слабости власти Временного правительства заключалась в том, что у него не было массовой поддержки.

 Давайте сравним две революции. У революций 1905-1907 и 1917г. есть общие черты и, конечно, свои особенности.

 Особенности первой русской революции 1905-1907 годов: в борьбе против царизма - два потока: революционно-демократический и буржуазно-либеральный.

Действовали особенно, принимали различные средства борьбы:

революционеры - демократы - насильственные, буржуазные.- либералы - мирные.

 По основному экономическому содержанию революция - аграрная.

По формам борьбы - пролетарская. Буржуазно-либералистический поток был склонен к компромиссу с самодержавием, действовали нерешительно. Революция - не многомоментный акт, а волнообразное движение подъёмов и спадов борьбы в течение 2,5 лет. Массовое возникновение политических партий, профсоюзов, создание массовой демократической печати.

 Вторая российская революция по своим причинам, характеру, задачам и расстановке противоборствующих сил была аналогична революции 1907-1905годов, которая, потерпев поражение, не решила практически ни одной из своих задач. Тем не менее, первая русская революция была одной из предпосылок революционных событий февраля и октября 1917года и послужила важной вехой.

 Однако за 10 лет, прошедших после первой революции, обстановка в стране значительно изменилась. Участие России в первой мировой войне, трудности военного периода, вызвавшие бедствия народа и политическую нестабильность, привели Россию в начале 1917года к резкому обострению социальных и политических противоречий, которые породили революционную ситуацию, приведшую к революционному взрыву в феврале 1917года.

 Как результат революции: свержение самодержавия, царь отрекается от престола, в стране возникает двоевластие: диктатура крупой буржуазии в лице Временного правительства и Совет рабочих и солдатских депутатов, представлявший революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства.

 Февральская революция 1917 года стала первой победоносной революцией в России. Возникшее в марте 1917г. двоевластие стало отражением того факта, что эпоха империализма и мировая война необычайно ускорили ход исторического развития страны, переход к более радикальным преобразованиям. Чрезвычайно велико и международное значение Февральской буржуазно-демократической революции. Под её влиянием во многих воюющих странах усилилось стачечное движение пролетариата.

IV. Закрепление

Фронтальная аналитическая беседа:

В чём были причины Февральской революции?

В чём сущность явления двоевластия?

Каковы были итоги Февральской революции?

 Назовите дату отречения Николая II.

 В чём значение Февральской революции? Какую роль в истории России она сыграла?

V. Домашнее задание

 Просмотреть записи в тетради и прочитать § 3 учебника.

 Таблицу «Календарь событий февраля 1917г.» по учебнику.

Выпишите в тетрадь термины «двоевластие», «Временное правительство», «Учредительное собрание», «локаут» и дайте им письменное определение в тетради.

Вывод

Февральская революция 1917г. была одним из переломных событий первой трети XX века. Её причины логически выстраиваются из Первой мировой войны, из революции 1905-1907гг. Экономический и социально-политический кризис, вызванный войной, привел Россию к революции. Монархия пала. У власти оказались либералы и умеренные социалисты, которые провозгласили своими главными целями демократизацию страны и доведение войны до победного конца. Решение национального и основных социально-экономических вопросов было отложено до созыва Учредительного собрания. Итогами революции стали ликвидация монархии и двоевластие.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Февральская революция 1917г

Автор: Илаева Роза Салмановна

Дата: 13.05.2023

Номер свидетельства: 631382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Февральская революция. Урок-семинар "
    ["seo_title"] => string(41) "fievral-skaia-rievoliutsiia-urok-sieminar"
    ["file_id"] => string(6) "106114"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402942838"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Методическая разработка урока "Февральская революция" "
    ["seo_title"] => string(61) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-fievral-skaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "147761"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419488358"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Февральская революция 1917 года"
    ["seo_title"] => string(34) "fevralskaia_revoliutsiia_1917_goda"
    ["file_id"] => string(6) "508063"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555937122"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Февральская революция 1917 г""
    ["seo_title"] => string(31) "fevralskaia_revoliutsiia_1917_g"
    ["file_id"] => string(6) "543350"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1584583949"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Февральская    революция "
    ["seo_title"] => string(27) "fievral-skaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "194050"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427723231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства